Бауыржан Байбек стал акимом Алматы 9 августа 2015 года. Он сменил на этом посту своего предшественника Ахметжана Есимова. 45-летний выпускник "Болашака" имеет три высших образования: педагогическое, внешнеэкономическое и музыкальное.
Начинал работать дипломатом в посольстве Казахстана в Германии. Позже, придя на должность главы южной столицы, Байбек не раз будет приводить в пример европейскую систему управления городами.
Взлёт его карьеры начался в начале 2000 годов. В "нулевых" он занимал различные должности в Администрации президента: в 2006-м – шеф протокола президента, в 2009-м – заместитель руководителя АП. В январе 2013 года стал первым заместителем председателя партии Nur Otan, где он проработал два с половиной года до назначения акимом Алматы.
На посту градоначальника его критиковали за нововведения, транспортную реформу, снос киосков и заборов, подозревали в том, что он во многом преследует свои личные интересы. Другие хвалили за пешеходные улицы, благоустройство дворов, реконструкцию парков.
Вспоминаем, что изменилось в южной столице с приходом Бауыржана Байбека.
Закрытие трамвайного депо и открытие муниципального автопарка
Бауыржан Байбек запомнится алматинцам закрытием трамвайного депо. С его приходом в городе закончилась история старейшего трамвайного парка. Решение приняли в 2016 году после двух резонансных аварий, в которых пострадали люди. Бауыржан Байбек тогда заявил, что руководство депо давало взятки за сокрытие ДТП.
"Те, кто пишут в интернете, что не видят трамваев, 20 лет на них не ездили. Два-три громких случая – это одно. Когда пришла проверка, мы выявили, что на 12 трамваев в год приходится свыше 30 аварий. Руководство трамвайного депо платило деньги на руки, чтобы об этом молчали. Когда сошёл с рельсов трамвай, никто не погиб, но ущерб был огромный. Кто будет его возмещать?" – говорил в феврале 2016 года Байбек.
Последовала проверка, которая показала, что трамвайные пути в аварийном состоянии, а колёсные пары вагонов износились. В итоге его деятельность прекратили, ликвидированные трамваи заменили троллейбусы, а в бывшем трамвайном депо открылся лофт-центр для молодёжи.
В те же годы он заявлял, что государство – плохой менеджер и распустил коммунальные автопарки, чтобы отдать их под управление частному шымкентскому перевозчику Green Bus Company.
Но этот проект оказался провальным. Через год в городе возродили муниципальный автопарк "Алматыэлектротранс", позже у Green Bus Company начали отбирать маршруты и передавать их возрождённому предприятию. В конце 2018 года и вовсе расторгли договор с шымкентским перевозчиком.Снижение скорости на Аль-Фараби и односторонние улицы
С приходом Бауыржана Байбека в городе началась масштабная транспортная реформа, которую хотели реализовать ещё при его предшественнике Ахметжане Есимове. Она включала в себя:
- обустройство велосипедных дорожек;
- установку станций проката Almaty Bike;
- внедрение в общественном транспорте системы электронного билетирования "Онай";
- строительство транспортных развязок;
- запуск первой линии BRT;
- запуск пригородного поезда;
- ремонт улиц;
- снижение скорости на некоторых улицах;
- введение одностороннего движения на некоторых улицах;
- введение платных парковок.
"Алматинцы готовы пересесть на общественный транспорт. Если будет хороший сервис, то так и случится. В советское время, если не купил машину – жизнь не удалась. Эта парадигма действует, но машина не престиж, а средство передвижения. 80% выбросов создают машины. Создают проблемы иногородние машины, надо жёстче контролировать этот вопрос и увеличить штрафы", – призывал Бауыржан Байбек.
Он стал первым акимом, который передал ремонт дорог и освещение улиц в государственно-частное партнёрство. Суть проекта заключается в том, что подрядчики будут ответственными за дороги и освещение в течение почти 4,5 лет.
Одно из последних нововведений, которое вызвало неоднозначную реакцию в обществе – введение одностороннего движения, открытие линии BRT и снижение скорости на некоторых улицах.
Читайте также: 60 км/ч на Аль-Фараби: насколько обосновано решение акимата
"Если раньше кто-то гонял, перестраивался (по Аль-Фараби. – Авт.), то он экономил три минуты. Пользы никакой: ехал быстро, потом стоял вместе со всеми. Хотите погонять? Езжайте на капшагайскую трассу!" – заявил на своей последней отчётной встрече градоначальник.
Сдвинулся с мёртвой точки проект легкорельсового транспорта, о котором говорили долгие семь лет. По словам Бауыржана Байбека, в следующем году уже начнётся реализация долгожданного проекта.
"В этом году (2018-м – Авт.) в Брюсселе у нас уже было роад-шоу, 25 международных компаний приняли участие. В этом году предквалификация пройдёт, и мы начнём реализовывать этот проект. Он очень сложный, связанный, в том числе, с валютными рисками, потому что международные трамваи мы в Казахстане не производим", – пояснил Байбек.
Читайте также: Алматы вслед за Нью-Йорком и Лондоном принимает шведскую программу Vision Zero. Что изменится в городе?
При нём "пробили" проспекты Назарбаева и Абая, а также улицу Толе би.
В итоге вся транспортная реформа сводится к не менее масштабному европейскому проекту нулевой смертности на дорогах Vision Zero Almaty, который запустили в 2019 году.
По программе этим летом отремонтируют 140 городских улиц, 56 дорог будут адаптированы для пешеходов с особыми потребностями. На 72 проблемных участках с высоким уровнем аварийности сузят радиус поворотов, увеличат интервал светофоров для пешеходов и перенесут стоп-линии.
"Мы стремимся к максимальному снижению уровня смертности на дорогах Алматы. Людям свойственно ошибаться, поэтому необходимо создавать безопасную инфраструктуру, снижающую субъективный фактор. Учитывая, что пешеход – наиболее уязвимый участник движения, приоритет отдаётся именно ему", – сказал 13 июня во время инспектирования ремонтных работ Бауыржан Байбек.
Город без базаров, заборов и киосков
Бауыржан Байбек предложил в городе сносить киоски, цветочные павильоны, билборды и заборы у городских парков, музеев и других мест общего пользования. Некоторые тогда не поддержали идею, предприниматели жаловались на убытки и крах бизнеса.
Цветочники Алматы штурмовали акимат и писали заявления в различные инстанции. Продавцы газет жаловались, что снос ларьков ограничит доступ алматинцев к свежей прессе. У печатных изданий сократились тиражи. Но на все обращения они получали один ответ: истёк договор аренды на земельный участок.
Читайте также: Почему в Алматы сносят киоски, и кто от этого пострадает?
Инициатор же объяснял, что снос проводится в рамках транспортной реформы.
"Мы начинаем сносить заборы, а разговоры, что аким продаёт металл. Сносим незаконные киоски – аким хочет поставить свои. Начинаем ремонтировать улицы – акиму принадлежат бордюрные и плиточные заводы. То же самое и по парковкам. Запустили слух, что моя семья владеет парковками. Думаю, это делают те, кому не нравится законно работать, кто хочет продолжать ловить рыбку в мутной воде", – прокомментировал свои идеи аким.
Традиционно он привёл в пример европейские страны, где вокруг гостиниц, музеев и торговых домов не ставят заборы. Наоборот, бизнесмены пытаются завлекать туристов, покупателей, а не отгораживаться от них.
В 2017 году Байбек призывал алматинцев отказаться от базаров в пользу торговых центров.
"Необходимо переходить от незаконной, стихийной торговли, от базаров, где не соблюдаются правила пожарной безопасности, санитарные нормы, где неизвестно происхождение товаров, к современным комфортабельным торговым центрам, где каждый предприниматель оплачивает налоги", – сказал тогда аким.
Реконструкция пешеходных улиц и парков
Бауыржан Байбек предложил внедрить новую идею: Алматы – город для людей, а не для машин. С тех пор при реконструкции улиц приоритет отдаётся пешеходам и велосипедистам, потом общественному транспорту и в последнюю очередь – частным машинам.
Были отремонтированы и благоустроены пешеходные улицы: Панфилова, Желтоксан, Гоголя, часть проспектов Назарбаева, Абылай хана, Абая, Достык, Арбат, Алтынсарина и другие. Только за последние годы в городе отремонтировали более 500 улиц, восстановили арыки, тротуары для пешеходов и старые фонтаны.
Читайте также: Реконструкция "золотого квадрата" в Алматы. Как изменятся центральные улицы
При нём в 90% дворах обустроили детские площадки. Музыкант по образованию Бауыржан Байбек при реконструкции всех пешеходных переходов распорядился, чтобы в "подземках" звучала классическая музыка.
Бауыржан Байбек занялся благоустройством мест отдыха горожан. За эти годы были реконструированы Центральный парк культуры и отдыха, Кок-тобе, небольшие скверы и парки, площадь у Атакента.
При нём началась реконструкция Главного ботанического сада Алматы. Инициатором проекта выступил Фонд Булата Утемуратова по запросу от Института ботаники и фитоинтродукции при поддержке акимата Алматы.
С его приходом началось масштабное благоустройство дворов. За последние три года отремонтировали 1487 дворовых территорий, за следующие два года аким планировал модернизировать все оставшиеся.
Белка за 15 млн бюджетных тенге
Также Байбек запомнился алматинцам установкой арт-объекта "Белка" у КЦДС "Атакент". Гигантская инсталляция обошлась бюджету города в 15 млн тенге, что возмутило некоторых активных горожан. Однако создатели заявили, что она сделала для популяризации Алматы не меньше, чем Азиада.
"Потраченные средства давно окупились сполна. О "Белке", а значит, об Алматы сказали многие мировые СМИ – BBC, FoxNews, New York Post, а сколько российских масс-медиа, не говоря уже о казахстанских. За вложенные в белку деньги мы никогда бы не добились столь мощного информационного эффекта. Теперь приезжающие туристы зачастую первым делом спрашивают "Где ваша белка?". Кстати, многие наши из других городов Казахстана приезжают не ради Шымбулака и Медеу, они приезжают посмотреть на белку. Мы окупили белку", – заявил в ответ на критику Бауыржан Байбек.
Читайте также: Почему Белку в Алматы установили вне конкурса, и что не так с восприятием искусства у горожан и чиновников
Белка действительно стала местом притяжения туристов и активного отдыха горожан. Арт-объект должны были снести весной из-за испортившейся за зиму соломы, но решили сохранить и сделать её пластиковой.
Площадь у Белки напротив Атакента вернули в коммунальную собственность, а также земельные участки в роще Баума, Центральный парк культуры и отдыха, автовокзал "Сайран". Последнему и другим старейшим зданиям Алматы Бауыржан Байбек распорядился вернуть исторический облик. А в конце 2018 года стало известно, что и железнодорожные вокзалы "Алматы-1" и "Алматы-2" заберут у КТЖ и поставят на баланс акимата.
Байбек дважды заморозил строительство курорта "Кокжайлау"
Самый обсуждаемый проект в Алматы – строительство горнолыжного курорта "Кокжайлау". Самой задумке около 30 лет. Проект разработали ещё до прихода Бауыржана Байбека на должность акима Алматы. В 2015 году из-за критики общественности градоначальник приостановил проект, но от строительства курорта не отказался.
"Мы очень многое меняем, но неизменным остаётся только одно – место строительства курорта. И это наша принципиальная позиция, основанная в том числе на мнении международных экспертов. Строительство нового горного курорта на Кок-Жайляу позволяет в полной мере использовать преимущества нашего города", – подчеркнул Байбек.
Он поручил провести публичные слушания и учесть мнение горожан.
Читайте также: Что происходит с проектом курорта "Кок-Жайляу"?
"Мы потратили три года с учётом замечаний общественности, чтобы оптимизировать проект. В частности, вы знаете, что в десятки раз сокращена площадь вырубки, площадь строительства, ещё раз посмотрели на экологию. Было четыре искусственных озера, осталось одно. В четыре раза канатные дороги сократили, в 17 раз сократили площадь вырубаемых деревьев. Проект прошёл", – отметил в конце 2018 года Бауыржан Байбек.
8 апреля 2019 года Бауыржан Байбек вновь заявил о временной заморозке строительства курорта. Он предложил отложить проект. Дорабатывать его и внедрять придётся новому акиму Алматы.
Обед в ресторане Алматы за 500 тенге
Немало обсуждений вызвала фраза Бауыржана Байбека, что в Алматы можно вкусно поесть в ресторане всего за 500 тенге.
Заявление за считанные минуты стало хитом интернета, что породило сотни мемов, а кафе воспользовались этим и стали зазывать к себе клиентов "обедом от Байбека".
Читайте также: Байбек сказал, что в Алматы можно вкусно поесть в ресторане за 500 тенге. Это правда?
"Согласно рейтингу Worldwide Cost of Living, Алматы в 2016 году назван одним из привлекательных для жизни и работы городов в мире. Иногда все спрашивают: "Как так?". Но когда была девальвация, стоимость доллара была одна, сегодня для иностранцев в ресторане вкусно поесть можно за 500 тенге. Это очень дёшево, поэтому мы в рейтинге на таком высоком месте находимся", – сказал Бауыржан Байбек на брифинге в СЦК в 2017 году.
Проект Алматы "Бақытты отбасы" запустили по всему Казахстану
В 2017 году в городе запустили специальную жилищную программу для молодёжи "Алматы Жастары". Жилстройсбербанк Казахстана выдаёт жителям Алматы ипотеку на льготных условиях: низкая процентная ставка – 5% годовых, сумма займа – до 10 млн тенге, срок кредитования – от трёх до 25 лет.
В 2019 году льготную ипотеку после стихийных собраний многодетных матерей запустили и для малообеспеченных семей.
Читайте также: Многодетные семьи встретились с акимами в разных городах Казахстана. Чем им обещали помочь?
По словам Бауыржана Байбека, в Алматы в очереди на жильё стоят 1276 многодетных и неполных семей. Многие из них не могут оплатить первоначальный взнос для участия в социальных программах жилищного кредитования. Для таких в Алматы в 2019 году создали специальную программу "Бақытты отбасы".
"Эту категорию мы выведем из общей очереди и будем помогать отдельно. Если говорить конкретнее, то первоначальный взнос составит 10% от стоимости квартиры, ставка – 2% на 18 лет. А для оплаты первоначального взноса из бюджета города будут выделены жилищные сертификаты на сумму 1 млн тенге", – сказал аким на последней отчётной встрече.
Проект оказался успешным. Программу "Бақытты отбасы" с июля решили запустить по всему Казахстану.