Как работает возрождённый муниципальный автопарк Алматы. Репортаж

Фото пресс-службы ТОО "Алматыэлектротранс"

Государственный автопарк "Алматыэлектротранс" обещает горожанам в следующем году отличный сервис, а водителям достойные условия работы.

Акимат Алматы возродил муниципальный автопарк в 2017 году. Для ТОО "Алматыэлектротранс", учредителем которого выступило городское управление пассажирского транспорта и автомобильных дорог, выделили из бюджета 11,5 млн тенге на покупку 297 автобусов. На сэкономленные деньги приобрели ещё 31 автобус. Новый госперевозчик начал работу на ГАЗелях и ЛиАЗах. В 2017 году парк пополнился ещё 200 автобусами российского производства. У компании сейчас три базы.

2019 год – год качества обслуживания пассажиров

Государственный автопарк решил стать примером для частных перевозчиков. В следующем году "Алматыэлектротранс" обещает улучшить качество обслуживания пассажиров. Для этого создали отдел мониторинга и обработки жалоб алматинцев. Уже сейчас по каждому обращению горожан принимают меры – в группе в Facebook "Общественный транспорт Алматы" представители муниципального автопарка реагируют на каждый пост про их маршруты. В 2019 году также обещают улучшить качество вождения водителей.

"Мы акцент делаем на качество обслуживания пассажиров. Чем меньше жалоб от пассажиров, тем лучше", – заявил замдиректора ТОО "Алматыэлектротранс" Нурлан Ельчибаев.


В автобусах "Алматыэлектротранс" ведётся видеонаблюдение

В автобусах "Алматыэлектротранс" ведётся видеонаблюдение / Фото пресс-службы акима Алматы


В салонах автобуса установлены видеокамеры, диспетчеры следят за соблюдением графика и скоростного режима. Это помогает установить вину водителя и решить спорные моменты. Служба безопасности "слепым" методом просматривает записи с автобусов. При выявлении нарушений со стороны водителя (курение, разговоры по телефону за рулём, превышение скорости), данные передаются полиции для составления административного протокола.

"У нас работает дисциплинарная комиссия, которая рассматривает нарушения и принимает решения по наказаниям. Если комиссия рекомендует отправить водителя на переквалификацию, тогда его отстраняют от работы, и он проходит обучение в центре. За курсы шофёр платит сам. Возвращается к работе только после получения сертификата. Это один из рычагов воздействия", – рассказал Нурлан Ельчибаев.

Алматинцы обращаются к перевозчику и по другим вопросам. Поступают предложения об изменении схемы движения маршрутов, увеличения количества автобусов. Эти обращения автопарк перенаправляет в акимат. Самые распространённые жалобы – отсутствие остановок.

"Частники ездили как такси, останавливались там, где люди помахали ему, а мы так не можем, соблюдаем правила. Водители не имеют права останавливаться не на остановках. Поэтому поступает много жалоб. Этот вопрос обсуждаем с акиматом. По обращениям уже установили дополнительные остановки в Алатауском районе. Не сразу, но со временем появятся новые остановки", – заверил представитель автопарка.

Как "Алматыэлектротранс" отучил водителей не выдавать билеты

С 1 октября автопарк заставил водителей выдавать билеты пассажирам, оплатившим поездку наличными. По данным "Алматыэлектротранс", это позволило увеличить сумму поступлений в два раза. В среднем в одном автобусе за день проводится 800 транзакций картами "Онай", и только 30-40 пассажиров покупают билет за 150 тенге.

"Мы посчитали, что размер премии соразмерен выручке продажи билетов за наличку. Мы сообщили водителям, что вся сумма проданных билетов будет составлять фонд премирования, которая будет делиться между ними в зависимости от отработанных часов. Если водитель раньше, образно, 500 тенге брал и не выдавал билеты, то сейчас ему нет смысла, он всё равно эти деньги получит. Количество проданных билетов увеличилось не только из-за этой меры, но и из-за сезона – зимой больше пассажиропоток", – пояснил Нурлан Ельчибаев.

Ужесточили и отбор водителей в "Алматыэлектротранс". Кандидат проходит стажировку в течение 20-25 дней. За это время проверяют его документы, навыки вождения, а также тестируют на знание маршрутов.

Зарплата водителей у всех разная. К примеру, кто работает на автобусах средней вместимости, за час получает 850 тенге, на большой вместимости – 950 тенге, а на "гармошках" – 1050 тенге за час.

"Мы начисляем водителям надбавку за работу в ночь, праздничные дни и переработки. Средняя зарплата составляет 250-270 тысяч тенге. Водитель два дня работает, два дня отдыхает. Также у нас есть резервные дни, когда на замену выходят. Максимально в месяц может отработать 17 дней", – отметил замдиректора.


В парке "Алматыэлектротранс" есть гармошки

В парке "Алматыэлектротранс" есть гармошки / Фото пресс-службы акима Алматы


Помимо премиального фонда есть ещё один стимул:

"Ежемесячно получают премии те водители, которые не нарушали правила дорожного движения и наши внутренние правила. В среднем премия на одного водителя составляет около 80 тысяч тенге. Если нарушил, то теряет эту сумму", – рассказал Нурлан Ельчибаев.

Главное отличие муниципального автопарка от частных в том, что у шофёров нет плана. Это позволило перевозчику избежать гонок.

"Мы планируем возродить профсоюз, который будет заниматься в том числе санаторным лечением, материальной помощью. В планах есть развитие социального пакета для водителей", – отметил он.

Нурлан Ельчибаев добавил, что пока автопарк не может перейти на двухсменную работу.

"Сегодня инфраструктура не позволяет, чтобы работали водители в двух сменах. Чтобы двухсменка была, должны на конечной остановке быть диспетчерская служба, чтобы дополнительные люди работали. Они же не будут заезжать в парк и пересменку там проводить. К этому мы придём, у нас это есть в планах", – сказал спикер.

Недавно сообщалось, что 1000 водителей провалили тестирование в Центре квалификации. Нурлан Ельчибаев рассказал, что из 600 шофёров не прошли проверку 100. Их отправили на переподготовку.


Водитель автобуса "Алматыэлектротранс"

Водитель автобуса "Алматыэлектротранс" / Фото пресс-службы ТОО "Алматыэлектротранс"


В "Алматыэлектротрансе" водителями работают две женщины. Одна из них уже скоро выйдет на пенсию, другая работает на 56-м маршруте. Её зовут Айгуль Канагатова.

"Отец работал водителем автобуса. Когда он приезжал домой, мы с братьями дрались за то, чтобы загнать автобус во двор. Я с детства мечтала водить автобус. В 2000 году с семьёй переехали в Алматы, я устроилась водителем троллейбуса. 10 лет я водила троллейбус. Автобус уже вожу 5 лет. В мужском коллективе работается отлично. Никаких сложностей. Они меня уважают, помогают. Мне нравится. Очень удобно с мужчинами работать", – рассказала Айгуль Канагатова.

Как моют автобусы

В каждой из трёх баз есть своя круглосуточная мойка. Автобусы начинают мыть с 8 вечера до 5 утра. Бригада мойщиков работает в две смены: днём и ночью.

Посмотреть эту публикацию в Instagram

Публикация от Almaty Electro Trans (@almatyelectrotrans)

"В первую очередь мы протираем поручни дезинфицирующими средствами. Смотрим на сидения, если они загрязнённые, мы их протираем "химией", затем стенки и пол. Пол смачиваем щётками, а затем шлангом смываем. Снаружи сбиваем основную грязь. Раз в месяц проводим генеральную уборку, но в зависимости от состояния автобуса, бывает чаще. Обычную уборку мы проводим и два раза в день", – рассказал мойщик-уборщик ТОО "Алматыэлектротранс" Нурлан Чепобаев.

На мойку одного автобуса зимой уходит в среднем 20 минут. Летом справляются за 10-15 минут, если нет дождя. По словам Нурлана Чепобаева, пассажиры часто мусорят в салоне – работники находят пустые бутылки, салфетки, огрызки от фруктов, семечки, обёртки от шоколадок и так далее. Самая проблемная часть уборки – очистка стен и сидений от жвачек.

Ремонт автобусов "Алматыэлектротранс" перевели на аутсорсинг

С февраля 2018 года "Алматыэлектротранс" передал ремонт автобусов на аутсорсинг компании "Вираж сервис". Основная база расположена на перекрёстке проспекта Райымбека и улицы Желтоксан. Круглосуточно работают три бригады по 20 человек: электрики, мотористы и слесари. Ещё есть бригада, которая выезжает на линию и ремонтирует мелкие поломки. Сотрудники "Вираж Сервис" проходят обучение специалистами "Группы ГАЗ".

"В основном мы занимаемся плановым ремонтом, гарантийным техобслуживанием. Самая распространённая поломка – турбина. Их заменили и, я думаю, что больше таких проблем не будет. Это был заводской брак. Заменено уже в 100 автобусах из 300. На остальных качественные стояли. В целом, ЛиАЗы качественные, проблем с топливной системой и двигателем нет. Вся ходовая часть немецкая, двигатель российской сборки, с самим агрегатом проблем нет", – рассказал директор компании "Вираж Сервис" Александр Вичкуркин.


Автобусы "Алматыэлектротранс" ремонтирует сторонняя компания

Автобусы "Алматыэлектротранс" ремонтирует сторонняя компания / Фото informburo.kz


С начала года "Алматыэлектротранс" обслуживает 12-й маршрут, который перевозит пассажиров до катка "Медеу". Раньше автобусы на этом маршруте перегревались. В компании не исключают, что проблема возникала из-за перегруза.

"От этой проблемы мы ушли. Перегрева уже нет. Не потому, что холодно стало, а потому что мы эту проблему решили заменой охлаждающей системы – более мощную поставили", – пояснил Александр Вичкуркин.

По его словам, пассажиры воруют молотки, вырывают сиденья и пишут нецензурные слова.


Ремонт автобусов

Ремонт автобусов / Фото informburo.kz


После ДТП автобусы сразу не отправляют на ремонт, ждут, когда страховая компания завершит свои процедуры.

"Мы не скрываем ни один случай ДТП. Все знают сколько их. Есть случаи, когда в других автопарках скрывают аварии. С начала года было около 700 ДТП с участием наших автобусов, из них 400 не по вине наших водителей. Большинство не крупные – где-то поцарапали автобус, и мы это фиксируем, как ДТП", – добавил замдиректора ТОО "Алматыэлектротранс" Нурлан Ельчибаев.

Проблемы с маршрутами "Алматыэлектротранс"

Большинство горожан жалуются на переполненный 12-й маршрут. Каждое утро в выходные уже с Абая – Достык пассажиры не вмещаются в автобус и ждут следующий. С проблемой в автопарке знакомы.

"12-й маршрут – сезонный. Сейчас в выходные мы выпускаем на маршрут 14 автобусов, летом – всего 6. Мы не можем через каждую минуту выпускать автобусы, есть определённые нормы. Сейчас интервал 5 минут. В час-пик интервал не соблюдается: 40-50 секунд бывает, автобусы один за другим едут. В 4 часа каток закрывается, через 15-30 минут начинается пик. Понятно, что если 300 человек выйдет, ажиотаж будет. Парадокс в том, что до 120-130 человек заходят в автобус, двери еле закрываются, а оплачивают всего 20-30 человек. Остальные ездят "зайцем", – рассказал Нурлан Ельчибаев.


Автобусы на "Медеу"

Автобусы на "Медеу" / Фото пресс-службы акима Алматы


Были перебои в движении маршрутов "Алматыэлектротранс" в первые морозы. Тогда у частных перевозчиков акимат отобрал несколько маршрутов из-за нарушения графика движения.

"К сожалению, получилось так, что некоторые перевозчики не смогли выпустить автобусы на маршруты. Население мы не можем оставить без транспорта. Это и стало причиной временного сбоя в графиках других маршрутов. На сегодняшний день ситуация исправлена", – заверил замдиректора муниципального автопарка.

Нурлан Ельчибаев отметил, что мешают соблюдению интервала и автомобильные пробки.

"В Алматы пробки есть, и интервал ломается. Например, где-то ДТП произошло, и несколько автобусов на этой улице встали", – пояснил он.

До конца года "Алматыэлектротранс" запустит ГАЗели на два пригородных маршрута в Талгар и Каскелен.

"Всегда, когда заходишь на новый маршрут, нужно протестировать. Сейчас мы запустили ГАЗель" если будет спрос, мы готовы запустить большие автобусы", – заверил Нурлан Ельчибаев.

В следующем году парк "Алматыэлектротранса" пополнится ещё 200 автобусами. На этот раз автопарк хочет приобрести автобусы на газе.

22 января 2016 года аким Алматы Бауыржан Байбек, выступая на совещании по итогам социально-экономического развития мегаполиса за 2015 год, заявил, что частной компании из Шымкента Green Bus Company передали три коммунальных автопарка и один троллейбусный парк ТОО "Алматыэлектротранс" в доверительное управление, но без права выкупа на 5 лет из-за скопившихся долгов и проблем.