29 марта казахстанское правительство под руководством Алихана Смаилова сложило полномочия перед новым, восьмым по счёту, созывом депутатов мажилиса парламента. Спустя сутки, 30 марта, партия большинства Amanat в парламенте вновь предложила Алихана Смаилова на должность премьер-министра. Президент подписал соответствующий указ, Алихан Смаилов вновь приступил к обязанностям главы кабмина.
Недовольство кандидатурой нового-старого премьера определённой части казахстанцев высказал депутат от ОСДП (Общенациональной социал-демократической партии) Нурлан Ауесбаев. Представитель оппозиционной партии в кулуарах парламента разъяснил журналистам свою позицию (ОСДП проголосовала против назначения премьера) после подведения итогов голосования:
"Да, мы против, мы сказали это открыто. Я не могу сказать, кого мы видим в этой должности, но мы увидели за этот год работу правительства, она неудовлетворительная. Инфляция, аварии на ТЭЦ, даже льготное кредитование неутешительно проходит. Это не наша прерогатива – предлагать кандидатуру, но мы знаем, какой она должна быть", – заявил депутат ОСДП.
Энергетический коллапс
Сказать, что в Казахстане последний отопительный сезон 2022/2023 был непростым – значит, ничего не сказать. При упоминании в новостных лентах Экибастуза или Риддера вздрагивали не только энергетики или чиновники, но и рядовые казахстанцы по всей стране, которые лишь отдалённо могли представить, как при авариях на местных ТЭЦ остывали дома в двух городах на севере и востоке страны.
С началом отопительного сезона, 23 октября 2022-го, в Риддере (второй по количеству населения город ВКО) остановилась ТЭЦ, город остался без тепла. Причиной назвали некачественный мазут. По результатам последовавшей проверки Минэнерго было выявлено 70 нарушений эксплуатации оборудования. Предприятию дали срок устранить их до конца 2022 года. Но сделать это не удалось – проблемы с отоплением в городе продолжались всю зиму, а она на востоке Казахстана сурова.
24 марта 2023 года (через пять месяцев после первого ЧП), уже под занавес уходящего отопительного сезона в Риддере вновь объявили режим ЧС регионального масштаба из-за очередной аварии на ТЭЦ. Специалисты признали, что остались серьёзные проблемы с поставками мазута, угля, электроэнергии, с оплатой труда тем компаниям, которые с ноября взяли на себя и провели экстренные ремонтно-восстановительные работы.
"Зафиксировано 67 остановок на ТЭЦ. Несколько дней назад произошёл пожар на четвёртом и пятом котлах высокого давления, сгорела кабельно-проводниковая продукция, произошёл взрыв мелкодисперсной пыли на тракте подачи угля", – сообщил аким ВКО Даниал Ахметов.
Глава администрации региона добавил также, что власти вынуждены взять управление ТЭЦ на себя, чтобы обеспечить эффективную работу в режиме, который позволит довести до логического завершения отопительный сезон.
Читайте также: Токаев об энергетике Казахстана: Устаревшая инфраструктура работает на пределе возможностей
Но круче коммунальная история случилась в Экибастузе – городе, обладающем одним из крупнейших запасов каменного угля в мире. И авария на ТЭЦ здесь случилась также с приходом зимних холодов (а в этом краю морозы бывают нешуточные) в ночь на 27 ноября при температуре –30°C. Уже 28 ноября в городе ввели режим ЧС.
Спустя несколько дней часть экибастузцев отправили в Павлодар и оздоровительные лагеря, школьников перевели на дистанционное обучение. Вскоре в мёрзнущий город прибыли заместитель премьера Серик Жумангарин и министр по чрезвычайным ситуациям Юрий Ильин.
Уже 1 декабря уволенный экс-аким Павлодарской области Абылкаир Скаков просил прощения у жителей. Начали обсуждаться вопросы о переводе Экибастузской ТЭЦ в коммунальную собственность, капитальном ремонте теплосетей (и не только Экибастуза), возмещении ущерба горожанам и пересчёте коммунальных платежей за тепло.
Аварийно-восстановительные работы завершили лишь 15 декабря. Но не полностью. В феврале в АО "Павлодарэнерго" признали, что устойчивое теплоснабжение в Экибастузе не смогут наладить до конца отопительного сезона.
Понятно, что за экибастузской ЧС внимательно следило руководство страны. Президент РК поручил правительству держать на особом контроле теплоснабжение Экибастуза весь отопительный сезон. В середине декабря на расширенном заседании правительства глава Казахстана назвал отключение отопления в Экибастузе реальной катастрофой:
"У нас есть практика замалчивания накопившихся проблем, и эта практика привела к масштабным последствиям, для устранения которых понадобились колоссальные ресурсы. Я думаю, нужно извлечь уроки, провести расследование, почему это произошло, и будем принимать соответствующее решение".
Ситуацию в отрасли комментировал и глава Антикора Саян Ахметжанов. По его мнению, трагедия с теплоснабжением в Экибастузе произошла главным образом из-за системной коррупции.
Энергетические перипетии пошли в зачёт правительству. Разумеется, со знаком "минус".
Инфляция по-казахстански: борьба с последствиями, а не причинами
Инфляция, активизировавшаяся в мире весной 2022 года, коснулась в стране всех и каждого. Казахстанцы очень внимательно следили за скачками курса наиболее продаваемых зарубежных валют (трио доллар – евро – рубль).
Но наибольшую тревогу населения вызывал непрекращающийся рост цен на продовольственные и непродовольственные товары. К общемировым инфляционным тенденциям (антироссийские санкции, удорожание логистики) добавились казахстанские особенности. В их числе – неразвитость собственного производства множества товаров, отсутствие внятной государственной программы поддержки ключевых отраслей.
В декабре 2022-го годовая инфляция в Казахстане составила 20,3%. Продовольственные товары за год подорожали на 25,3%, непродовольственные – на 19,4%, платные услуги – на 14,1%.
Читайте также: Лук обошёл сахар по годовому росту цены в Казахстане. В 9 городах он подорожал более чем вдвое
Самый очевидный (и, как показала практика, неэффективный) способ – административное регулирование цен – критиковали на разных уровнях. Об этом неоднократно высказывался и президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев. По его мнению, в первую очередь на рост цен в стране повлияла продовольственная инфляция. Некоторые виды продуктов питания, по словам главы государства, подорожали сразу на 80%.
"Правительство хочет остановить инфляцию старым способом, при этом выделяя дополнительные средства из бюджета. Цены регулируются только искусственно. То есть идёт борьба не с причиной дороговизны, а с последствиями. Но должно быть наоборот. Правительство перекинуло ответственность на регионы. Они пользуются административным ресурсом, ходят по магазинам, других способов и новых идей нет. Такая работа никогда не была эффективной. Одним словом, нет новой позиции, которая бы соответствовала законам рынка", – подчеркнул Касым-Жомарт Токаев.
Глава Казахстана напомнил правительству (в который раз) о своём поручении создать Национальную товаропроводящую систему с сетью оптово-распределительных центров (ОРЦ). Создание такой сети в стране обсуждают, начиная с 2020 года. Однако в конце концов правительство признало идею неэффективной тратой денег. Вместо строительства ОРЦ решили разработать информационную систему, которая объединит все сети, хранилища и торгующие объекты для сбора оперативной информации по наличию и ценам на основные виды продовольствия. Это позволит принимать продуманные решения о необходимости ввода ограничений на вывоз, импорт основных видов продуктов.
Весь прошлый год экономисты и бизнесмены в голос говорили о необходимости развивать отечественную промышленность, сельское хозяйство, пользоваться "окном возможностей", которое открылось у ряда отраслевых рынков с началом российско-украинского вооружённого конфликта. Но если шаги и предпринимаются в предлагаемых направлениях, то очень острожные. Тому пример – проблемы с субсидиями для казахстанского АПК, о которых не высказывался разве что ленивый.
Читайте также: На критику новой е-платформы для сельхозсубсидий ответили в МСХ
Агропредприниматели настороженно относятся и к запретам на вывоз или ввоз продовольствия, на которых пытается играть правительство последний год.
Также казахстанские фермеры страдают от наплыва российского зерна, поступающего в Казахстан контрабандным путём. Россияне, которые из-за санкций потеряли многие рынки сбыта, завозят своё зерно в нашу республику нелегально и затем продают под видом казахстанского, в том числе и в другие страны. Цены в результате упали почти вдвое: если год назад тонна зерна стоила 160-180 тысяч тенге, то в этом году – 90 тысяч. Для казахстанских производителей это ниже себестоимости.
Правительство попыталось ответить на такие вызовы, внедряя с 1 апреля в Казахстане обязательное оформление сопроводительных накладных в торговле со странами ЕАЭС. Как обещают чиновники, такая мера сократит теневой оборот между странами-соседями. С другой стороны, отечественный бизнес уже высказался против грядущего нововведения, прогнозируя очередное повышение цен на продовольственные товары.
Наконец, президент РК поручил новому-старому правительству снизить инфляцию в этом году в два раза. Нацбанк чуть ранее представил свои прогнозы по уровню инфляции в РК. В базовом сценарии в текущем году, по прогнозам, годовая инфляция сложится в пределах 9-12% (ранее ожидалось 11-13%), в 2024 году – 6-8%, в 2025 году – 4-6%.
Иногда слишком дёшево – тоже плохо
С сельским хозяйством связана ещё одна застарелая проблема, которая, справедливости ради заметим, не решается много лет. Это сложности с гарантированными поставками удешевлённого дизеля фермерам в период посевной и уборочной кампаний. Слишком дешёвое казахстанское топливо утекает в соседние страны, а фермерам в итоге нечем заправлять технику.
Понятно, что цены на ГСМ – тема весьма чувствительная, и власти опасаются отпускать их в свободное плавание, ведь и кантарские события были спровоцированы ростом цен на автогаз. Но рано или поздно решать эту проблему придётся.
Очередная посевная кампания-2023 в республике началась. И вновь нехватку бензина и дизтоплива в некоторых регионах Казахстана в правительстве объясняют не собственными недочётами, а чрезмерным потреблением топлива населением.
Меж тем жители ряда регионов (например, в Шымкенте, Туркестанской, Западно-Казахстанской областях) вновь удивляются, что ситуация с дефицитом дизеля повторилась.
О настоящем моменте
Бюджет Казахстана на 2023 год сформирован с учётом цены на нефть на уровне 85 долларов за баррель. Реальный рост ВВП Казахстана планируется на уровне 4%. Это минимальный рост, который требует глава государства от казахстанского правительства.
Эксперты, участники рынка и рядовые казахстанцы надеются, что новый кабмин, который начнёт работать в Казахстане после внеочередных выборов президента, депутатов мажилиса и маслихатов возьмёт на себя ответственность за перезагрузку национальной экономики.
В день переизбрания на пост премьер-министра Казахстана Алихан Смаилов пообещал: "Доведение роста экономики до 5% в среднесрочном периоде и снижение уровня инфляции в два раза до конца года являются для нас важнейшими задачами".
-
1🇮🇱 Израильского бизнесмена арестовали за подготовку покушения на премьер-министра Нетаньяху
- 23168
- 2
- 13
-
2❔ Как интересно провести выходные 21 и 22 сентября в Алматы и Астане
- 5914
- 1
- 3
-
3🗑 В школах Алматы будут приучать детей к сортировке мусора и поощрять за это
- 5668
- 3
- 38
-
4🤩 Опекуны детей и недееспособных казахстанцев могут прикрепить подопечных к поликлинике онлайн
- 3575
- 0
- 3
-
5🟢 Участок стоимостью 346 млн тенге вернули государству в Астане
- 2680
- 0
- 13
-
6‼️🅰️🅰️🅰️🅰️🅰️🅰️🅰️🅰️‼️ Детский суицид: Кто виноват? и Что делать?
- 2921
- 1
- 8
-
7🌤 Прогноз погоды на 20 сентября: тепло сохраняется на большей части Казахстана
- 2911
- 0
- 4
-
8💬 Смаилов – нацкомпаниям: Вы на деньгах сидите, а должны их эффективно распределять
- 2346
- 2
- 15
-
9🚙 Пробки в мегаполисах: сколько "лишних" авто на дорогах в Астане и Алматы
- 2547
- 9
- 18
-
10‼️ Подростки грозились сбросить ребёнка с пятого этажа в Астане: родителей несовершеннолетних наказали
- 2357
- 9
- 31