Астана – первый город в Казахстане, где реализована "умная" система видеонаблюдения. "Сергек" стал также одним из самых дорогостоящих проектов в рамках государственно-частного партнёрства на местном уровне. 3 частные компании планируют установить в столице 13 тысяч современных камер наблюдения и готовы вложить в проект 8,4 миллиарда тенге. Informburo.kz собрал самые главные факты о "Сергеке".

Особенности контракта и обязательств

Официальное название проекта ГЧП – "Создание и эксплуатация аппаратно-программного комплекса по фотовидеофиксации и аналитики в городе Астане". Согласно подписанным в 2017 году документам, соглашение между консорциумом IT-компаний – "Коркем Телеком", Open Technologies Group и The One Capital – и городскими властями рассчитано на 6 лет и 7 месяцев, то есть до 2024 года.


Установка камер продолжается уже год

Установка камер продолжается уже год / Фото Informburo.kz

Летом 2017 года городской акимат и инвесторы заявили, что сумма инвестиций со стороны частных компаний составит 8,4 млрд тенге. Суммарный объём государственных обязательств по какой-то неизвестной причине год назад публично назван не был. Однако в июле 2018-го года выяснилось, что общий размер государственных обязательств составлял изначально 25,9 млрд тенге. Это превышает затраты самих инвесторов фактически в 3 раза. Связано это, прежде всего, со спецификой выплат в рамках государственно-частного партнёрства.


Пресс-конференция о запуске проекта вызвала ажиотаж в СМИ

Пресс-конференция о запуске проекта вызвала ажиотаж в СМИ / Фото Informburo.kz

Бюджет города будет ежегодно поэтапно компенсировать бизнесменам инвестиционные затраты (8,4 млрд тенге), выплачивать эксплуатационные затраты и вознаграждение за эксплуатацию (суммы также не названы). После июльских поправок в бюджет столицы в 2018-ом выяснилось, что общий объём гарантированных государством выплат сократился: составил уже не 25,9, а 24,9 млрд тенге. То есть в выплатах произошло уменьшение и сразу на 1 миллиард тенге.


Количество машин в столице растёт в геометрической прогрессии

Количество машин в столице растёт в геометрической прогрессии / Фото Informburo.kz

Есть у контракта и другие особенности. Любое вознаграждение частные инвесторы получат только из денег собранных штрафов, которые благодаря фото- и видеофиксации поступили в бюджет. Деньги со штрафов будут поступать напрямую в бюджет, а уже потом бюджет будет рассчитываться с частными инвесторами.


Астана может стать первым городом, где камеры заменят "живых" полицейских

Астана может стать первым городом, где камеры заменят "живых" полицейских / Фото Informburo.kz

По данным департамента полиции Астаны, с января и по ноябрь камерами "Сергек" было выявлено только нарушений ПДД свыше 368 тысяч на сумму 2 млрд 654 млн тенге, а фактически поступило в бюджет государства 1 млрд 295 млн тенге. Всего с помощью аппаратно-программных комплексов с 2017 года выявлена 831 тысяча нарушений ПДД. Этот отсчёт идёт с момента запуска полноценного режима работы "Сергека".


Единый центр мониторинга и оперативного управления акимата Астаны - это только часть "Сергека"

Единый центр мониторинга и оперативного управления акимата Астаны - это только часть "Сергека" / Фото Informburo.kz

Официально известно, что на 1 ноября 2018-го бизнесмены вложили уже 68% из заявленного объёма инвестиций. Речь идёт о сумме, превышающей 5 млрд тенге. К этому периоду в системе "Сергек" уже работает 4 600 комплексов видеонаблюдения на дорожной сети и 4 000 камер следят за общественным порядком. Но сколько именно из этого числа установили инвесторы в официальном ответе управления по инвестициям и развитию акимата Астаны не сообщается. Также госслужащие не говорят, получили ли инвесторы положенные по договору ГЧП финансовые средства.


Читайте также:
От штрафа не спрячешься: как будут работать новые камеры наблюдения в Астане


Технологии и амбициозные планы старт-апа

Глава консорциума IT-компаний и основатель проекта "Сергек" Асет Ахметов не скрывает, что планы у его проекта амбициозные. К примеру, сейчас столичные наработки проходят тестирование в двух других казахстанских городах-миллионниках: Алматы и Шымкенте. Но финальные документы пока не подписаны. Пока комплексы "Сергека" ставят на самых загруженных магистралях южной столицы. Особое внимание камеры будут уделять участкам с BRT, улицам Абая и Аль-Фараби. А соглашение с акиматом Усть-Каменогорска у бизнесмена Ахметова уже на руках.


Проект "Сергек" в портфолио IT-бизнесмена Кайрата Ахметова - самый перспективный

Проект "Сергек" в портфолио IT-бизнесмена Асета Ахметова - самый перспективный / Фото Informburo.kz

Глава ВКО ещё в январе 2018-го заявил, что система видеонаблюдения в Усть-Каменогорске и Семее будет доведена до каждого подъезда жилого дома и всех социальных объектов городов. Параллельно с "умными" камерами регионального формата программа "Цифровой Восток" предусматривает и "умное" городское освещение.


IT-отдел команды проекта "Сергек" всё ещё улучшает работу системы

IT-отдел команды проекта "Сергек" всё ещё улучшает работу системы / Фото Informburo.kz

По сути, главный IT-проект страны в области общественной безопасности это не только "железо", то есть камеры, серверы, устройства передачи данных. Но также и программное обеспечение, которое разработано в Казахстане.


Фишка "Сергека" - собственное программное обеспечение

Фишка "Сергека" - собственное программное обеспечение / Фото Informburo.kz

Инвесторы никогда, к примеру, не скрывали, что в качестве технических партнёров выбрали одну из двух крупных китайских компаний в лице знаменитой Dahua Technology. Не стоит наивно полагать, что комплексы некачественные или несовременные. Dahua с 2015 года – второй в мире поставщик продуктов и услуг по видеонаблюдению в мире с оборотом в миллиарды долларов.


Астанчане прозвали комплексы "каплями", "колокольчиками" и "слезами водителя"

Астанчане прозвали комплексы "каплями", "колокольчиками" и "слезами водителя" / Фото Informburo.kz

Кроме того, основателям "Сергека" повезло: установка комплексов с камерами не требует специальных опор. Некоторые иностранные производители аппаратуры требуют "под себя" специальные дорогостоящие решения. Камеры "Сергека" можно установить на действующие мачты освещения. В противном случае проект был бы на порядок дороже. В реалиях Астаны новые опоры именно под камеры наблюдения практически нельзя установить физически.


Комплексы днём работают на батарейках, ночью подзаряжают их

Комплексы днём работают на батарейках, ночью подзаряжают их / Фото Informburo.kz

"Вот сейчас мы заходим в любой регион, спрашиваем – есть мачты освещения? Практически везде есть, а где нет – мы поставим. Это же всё логично: зачем штрафовать людей там, где у тебя даже света нет? Ведь, если нет света, значит, нет ни разметки, ни светофора, дорога разбитая. Получается, город с нами договор заключил и наводит порядок в инфраструктуре. Взять, к примеру, корейцев – инфраструктура к их системе наблюдения может стоить в 5-6 раз дороже, чем наша система "под ключ". Нам даже не нужно постоянное питание. Одно из наших главных ноухау – это шкафы питания, там находятся батарейки. Ночью включается освещение, а днём батареек хватает на полноценную работу на 16 часов. У нас эта батарея идёт в комплекте к комплексу за 5 млн тенге, у россиян аналогичный комплекс стоит 10 миллионов и резервного питания нет", – подытоживает плюсы своего проекта Асет Ахметов.


Читайте также:
В Астане установят 13 тысяч камер для системы видеонаблюдения. Кто за это будет платить?


Как следит и штрафует "Сергек"

Сегодня благодаря "умной" системе видеонаблюдения акимат получил возможность держать руку на пульсе жизни города через единый центр мониторинга и оперативного управления. Ещё год назад представить, что в Астане будет работать такая система было сложно.


За общественной безопасностью в Астане следят 4 тысячи видеокамер

За общественной безопасностью в Астане следят 4 тысячи видеокамер / Фото Informburo.kz

Аналитики акимата видят не только ситуацию в транспортной системе столицы или коммунальной сфере, но порой операторы центра участвуют в поимке реальных преступников. Правда, зачастую речь идёт о мелких правонарушениях несознательных граждан. Однако с цифрами не поспоришь, если комплексы "Сергека" в 2017-ом зафиксировали всего 35 тысяч правонарушений, то в 2018-м – уже 351 тысячу.


Сотрудники управления Специализированной службы охраны МВД РК также работают в центре мониторинга

Сотрудники управления Специализированной службы охраны МВД РК также работают в центре мониторинга / Фото Informburo.kz

"Умная" система спровоцировала переход на "цифру" и самих полицейских. Сегодня в столице полицейский может оформить водителя или пешехода-нарушителя через планшет. Электронный протокол заполняется за считанные секунды. Уничтожить его или отозвать после попадания в систему невозможно. Протокол за нарушение ПДД вам распечатают сразу на месте через специальный принтер. Полицейским экипажам даже раздали POS-терминалы для моментальной оплаты штрафа.


Сотрудник полиции оформляет протокол с помощью планшета за считанные секунды

Сотрудник полиции оформляет протокол с помощью планшета за считанные секунды / Фото Informburo.kz

Нарушение правил дорожного движения, выявленные "Сергеком", после вмешательства Генпрокуратуры были интегрированы с "Единый реестром административных правонарушений" (ЕРАП). Так как же выглядит весь алгоритм взаимодействия искусственного интеллекта и человека?


Протокол распечатывается на специальном принтере прямо на месте

Протокол распечатывается на специальном принтере прямо на месте / Фото Informburo.kz

Камера "Сергека" фиксирует нарушение (проезд на запрещающий сигнал светофора, превышение скорости, заезд за стоп-линию, движение по выделенной полосе). Фиксация нарушения происходит автоматически. Затем данные о факте нарушения поступают сотруднику административной полиции. Именно человек должен подтвердить или опровергнуть факт нарушения.


Сотрудник административной полиции должен подтвердить или отменить зафиксированное нарушение

Сотрудник административной полиции должен подтвердить или дезавуировать зафиксированное нарушение / Фото Informburo.kz

Для этого записывается не только фото, но и видео. Ведь водитель мог нарушить, избегая аварийной ситуации, пропустив скорую или по другой причине. Если сотрудник полиции уверен в виновности водителя, то он подтверждает нарушение своей электронно-цифровой подписью.


Езда по выделенной полосе для общественного транспорта - одно из самых популярных нарушений ПДД в Астане

Езда по выделенной полосе для общественного транспорта - одно из самых частых нарушений ПДД в Астане / Фото Informburo.kz

Происходит формирование административного протокола и выписка предписания об уплате штрафа. В Генпрокуратуре гарантируют, что сервис Комитета по правовой статистике и спецучётам service.pravstat.kz отражает наличие штрафов в реальном времени, и особенно тех, что выявлены "Сергеком".


Читайте также:
Telegram-бот не рассказывал о нарушениях, зафиксированных "Сергеком". Почему так произошло?


Юридическая коллизия

Цифровизация и появление таких глобальных систем, как "Сергек" не решило кардинально для государства вопрос собираемости штрафов как таковых. В отличие от оформления нарушений ПДД на дороге, когда полицейский составляет протокол и вручает лично в руки водителю, а решение о штрафе выносит суд, системы фото- и видеофиксации делают всё автоматически. Данные о нарушении всё ещё должен будет подтверждать сотрудник полиции. Но сформированное системой предписание – это уже официальный документ, требующий от нарушителя уплаты штрафа.


СМС-оповещения формируются также автоматически, лучше их не игронировать

СМС-оповещения формируются также автоматически, лучше их не игронировать / Фото kolesa.kz

Согласно пункту 1 статья 822 Кодекса об административных нарушениях, предписание вместе с квитанцией должно быть отправлено собственнику транспортного средства в течение 10 суток со дня фиксации нарушения. Процесс ускоряет гибридная почта: "письмо счастья" уходит из системы в электронном виде и будет распечатано в ближайшем к адресу получателя офисе "Казпочты", откуда его заказным письмом на дом доставляет почтальон. Одновременно оно становится доступно для скачивания на сайте qamqor.gov.kz.


Если вы уверены, что произошла ошибка, необходимо всё же ехать к полицейским

Если вы уверены, что произошла ошибка, необходимо всё же ехать к полицейским / Фото Informburo.kz

Два месяца, а точнее 60 суток – это максимальное время, за которое предписание должно быть по закону доставлено владельцу автомобиля со дня нарушения. Если письмо нарушителю доставлено на 61-е сутки, то привлечению к административной ответственности он уже не подлежит. Для увеличения собираемости штрафов департаменту полиции Астаны в 2018 году выделили 40 млн тенге на "письма счастья".


"Сергек", по мнению властей города и инвесторов, должен окупиться

"Сергек", по мнению властей города и инвесторов, должен окупиться / Фото Informburo.kz

Доставка заказным письмом окажется выполненной, если почтальон застанет дома у адресата хотя бы одного совершеннолетнего члена семьи. Неважно, будет вручено письмо или его откажутся принять. Полное описание процедуры выписки, доставки, опротестования и оплаты штрафов за нарушение ПДД можно прочитать здесь.


Избежать или уклониться от выплаты штрафа нарушителю не удастся

Избежать штрафа или уклониться от его выплаты нарушителю теперь не удастся / Фото Informburo.kz

Предписание об уплате штрафа не подлежит исполнению (статья 890 КоАП РК), если оно не было исполнено в течение года со дня его вступления в законную силу. Этот срок будет приостановлен, если нарушитель закона станет скрываться от правосудия, и будет возобновлён после его нахождения.


На злостных штрафников с десятками нарушений полицейские время от времени устраивают "охоту"

На злостных штрафников с десятками нарушений полицейские время от времени устраивают "охоту" / Фото Informburo.kz

С апреля 2018-го в Астане время от времени проходит оперативно-профилактическое мероприятие "Борышкер", в ходе которого полицейские сообщали об имеющихся штрафах в базе прямо на дороге. И во время ОПМ стражам правопорядка снова помогал "Сергек": cотрудники полиции, вооружённые планшетами, вставали примерно в километре от камер наблюдения и ждали, когда мимо проедет автомобиль, на котором "висят" штрафы.


Только от сотрудника полиции зависит - будет ли выписан штраф и было ли на самом деле "Сергеком" зафиксировано нарушение по делу

Только от сотрудника полиции зависит - будет ли выписан штраф и было ли на самом деле "Сергеком" зафиксировано нарушение по делу / Фото Informburo.kz

Информация сразу же поступала на планшет. Машину останавливали и огорчали водителя имеющейся задолженностью. Напомним, такая возможность предусмотрена статьёй 743 КоАП. "Сергек" научили распознавать госномера авто из РФ, Кыргызстана и Армении. Так что выходцы из этих стран тоже получат полную распечатку имеющихся штрафов, если их остановит сотрудник полиции.


В Лондоне полиция и власти города имеют на вооружении 4 млн камер, в Астане их пока меньше 9 тысяч

В Лондоне полиция и власти города имеют на вооружении 4 млн камер, в Астане их пока меньше 9 тысяч / Фото Informburo.kz

Уведомления о наличии предписаний (штрафов за правонарушения), рассылаемые МВД в виде СМС, автоматических звонков на домашний телефон, по электронной почте и так далее, остаются пока лишь информационной рассылкой. По крайней мере, до тех пор, пока не будут приняты соответствующие изменения в Административный кодекс. Сейчас они не приравнены к надлежащей доставке предписания. Но это не значит, что не надо искать себя по специальным базам и не платить.

В августе 2018-го в столице прошёл День цифровизации местных исполнительных органов, в рамках которого акимат Астаны озвучил статистику после внедрения "Сергека". За минувший год количество ДТП снизилось на 21%, количество раненых в авариях уменьшилось на 20%, а количество смертей на дорогах города упало сразу вдвое. Представители городских властей вновь пообещали внедрить технологию распознавания лиц, о которой авторы проекта "Сергек" заявили ещё в августе 2017-го. Для правоохранительных органов страны это будет безусловный шаг вперёд.

Читайте Informburo.kz там, где удобно:

Facebook | Instagram | Telegram

Если вы нашли ошибку в тексте, выделите ее мышью и нажмите Ctrl+Enter