После нескольких публикаций Informburo.kz по теме Кок-Жайляу в акимате Алматы провели совещание, решили подавать в суд на экспертов-общественников и предложили алматинцам новую визуализацию проекта от французских партнёров. Теперь это не "курорт", а "горный парк". Informburo.kz рассказывает о том, в чём особенности нового проекта и чем заканчивались аналогичные инициативы в Алматы

Горный парк, а не курорт

В Almaty Mountain Resorts (эта компания выиграла конкурс акимата Алматы на составление ТЭО строительства) решили назвать цену вопроса. Директор компании напоминает, что оппоненты строительства "абсолютно бессовестно берут и используют старую информацию прежнего проекта". "Прошлогодним снегом" он называет прежнюю цену в $1,5 млрд: "Мы бы хотели потратить на строительство горного парка Кок-Жайляу не более $200 млн. На всё вместе. Это не голословно: мы же тоже думаем, мы считаем, мы стремимся к этому. У нас нет наполеоновских планов получить неограниченный ресурс бюджетных средств. Мы понимаем, что это горное строительство, и коэффициент удорожания ползёт в гору с первой же минуты начала стройки".

Впервые он озвучивает возможную модель финансирования. Компания готова полностью отказаться от идеи привлечения инвесторов для строительства курорта, чтобы не попадать в зависимость от них. Реализовать проект в этот раз предлагают за счёт средств города и республики. В какой пропорции, Наиль Фаридович пока не готов ответить. Проект социальный: если отдать всё инвесторам – а они найдутся, уверены в Almaty Mountain Resorts – контролировать их ценовую политику будет нельзя. Зайдёт частник, скажет: я это построил, и билет на канатку будет стоить вот столько, прокат лыж будет стоить вот столько. В своё время новая ценовая политика на Шымбулаке вызвала волну возмущения у некоторых алматинцев, и кто-то даже объявил бойкот курорту.


Генеральный план горного туристического курорта "4 сезона"

Государство выстраивает в чистовой отделке инфраструктуру, канатные дороги, базовые станции, лыжную школу. Все коммерческие площади – рестораны, кафе, пункты проката – строятся в черновой отделке. По конкурсу тот, кто больше заплатит, получает ресторан в долгосрочное управление, строит его – по согласованию с компанией г-на Нурова. Схема та же, как и по прогулочной зоне на алматинской улице Панфилова.

"Площадь застройки на Кок-Жайляу не такая большая. Мы как государство получаем твёрдый, устойчивый источник дохода ежемесячно, ежегодно, – подчёркивает г-н Нуров, – и возвращаем деньги в бюджет".

Своим французским партнёрам г-н Нуров настойчиво рекомендовал сходить на улицу Панфилова, чтобы понять, какой это феномен. Она полностью соответствует философии алматинцев, нашей культуре, нашему менталитету. В Almaty Mountain Resorts хотят получить то же самое, ту же улицу Панфилова, – только на высоте 3000 метров. Кок-Жайляу – это место для большой, гостеприимной алматинской семьи, куда можно приехать, привезти гостей, попить чаю, не обязательно кататься на лыжах. Это не Куршавель, это не спортивный стадион.


Организация территории курорта (вид с северной части долины, зима)

Касаясь логистики, глава Almaty Mountain Resorts планирует возродить остановку на Байтурсынова – Cатпаева, от Центрального стадиона: оттуда будут стартовать маршруты на "Медео" и Кок-Жайляу. Оттуда по проспекту Абая, затем по проспекту Достык (там тоже планируется "выделенка") за 15 минут долетает до "Медео". Революционной идеей собеседник называет спуск зоны отчуждения для частного автотранспорта от катка "Медео" вниз по проспекту Достык. Правда, пока не решено, где именно поставят запрещающий знак – на бывшем экопосту, на Бутаковке или у пятизвёздочного отеля Royal Tulip.

Интересно, что про судьбу удлинённого (18 метров) электробуса за 500 тысяч евро от депутата гормаслихата Алматы Мурата Адильханова г-н Нуров ничего не знает. Его обещали запустить по маршруту на Медео, но спохватились, что электрической подстанции для подзарядки экологически чистого средства передвижения нет, и её строительство – весьма дорогая затея.


Организация территории курорта (вид с северной части долины, лето)

Всё Кок-Жайляу должно быть испещрено велосипедными дорожками, пешеходными дорожками, должны быть суперские туалеты – спрятанные, обыгранные с ландшафтом. На Кок-Жайляу должен появиться небольшой каток, хотя бы размером с хоккейную коробку с искусственным льдом, с системой охлаждения, каток открытый, без бортов, с видом на город. Вы катаетесь, и перед вами лежит двухмиллионный город. Тут же кафе, а летом каток – это танцевальная площадка.

Как быть с сохранением тишины? Ведь арендаторы тут же разорвут нетронутость уголка дикой природы хитами отечественной эстрады!

"Это вопрос управления, – настаивает Наиль Нуров. – Когда мы начинаем что-то объяснять, мы обрекаем себя на некоторую безысходность ситуации: мы обречены на "бум-бум". Давайте попробуем этим управлять, давайте зададим стандарт шумовой нагрузки, проведём его через маслихат. Мы предлагаем рассмотреть возможность установить предельно допустимые нормы по шуму. На улице – 45 дБ, на улице – 55 дБ. Парк Кок-Жайляу должен быть зоной покоя.

На территории парка обязательно появится место, куда пересадят все немногочисленные краснокнижные деревья, которые попадают сегодня под вырубку. Они будут сконцентрированы в одном месте, для них создадут "определённую комфортную историю" и сохранят.

Компания также инициирует два судебных разбирательства против противников строительства на Кок-Жайляу – Абая Ерекенова и Андрея Старкова. Для г-на Нурова важно создать прецедент. В суде компания потребует от оппонентов опровержения и покаяния. "Мы для себя решили, что мы им не врём, а вот наши оппоненты от этого отказаться не могут. Мы смогли от этого отказаться, они – не могут".

Журналист Informburo.kz напомнил г-ну Нурову, что процесс будет выглядеть именно как столкновение одного черновика (эскиза, проекта, фантасмагории) – с другим таким же. Проектов застройки Кок-Жайляу существует уже множество: был проект 2001-го, 2011-го, теперь ждут проект 2018-го, а был ещё и проект 1985-го года. Но сам г-н Нуров возмущён тем фактом, что его оппоненты его не слышат, используют прежнюю, устаревшую информацию и разжигают неприятие обществом проекта. Он задаётся вопросом: почему узкая группа людей должна пользоваться Кок-Жайляу, а сотни тысяч людей должны терять такую возможность – старики, дети, в первую очередь инвалиды?

Сколько денег уже потрачено

Наше предприятие, рассказывает г-н Нуров, это 7 человек. 200 млн тенге выделено нам на разработку ТЭО, мы выиграли конкурс. Срок – до 15.06.2018. Можно говорить объективно о 3,5 млрд, которые были потрачены на разработку ТЭО и ПСД в 2014 году. Глава компании предоставил Informburo.kz Пояснительную записку по выделенным денежным средствам на проект "Кокжайлау" (фото документа есть в распоряжении редакции). В итоговой строке таблицы фигурирует сумма в 12 157 132 480 тенге.

Для развития проекта горного курорта "Кокжайлау" с 2012 по 2014 год было выделено на технико-экономическое обоснование (ТЭО) и проектно-cметную документацию (ПСД) и освоено 3 499 900 480 тенге. На период с 2017 по 2018 год на оптимизированное технико-экономическое обоснование дополнительно выделенные денежные средства составили сумму 195 664 000 тенге. Общая сумма, выделенная на ТЭО и ПСД, равна 3 695 564 480 тенге. Для удовлетворения потребности в электроэнергии для курортной зоны ведётся строительство подстанции "Кокжайлау", освоенная сумма которой составляет 4 796 699 753 тенге с 2014 по 2018 г.



Размера своей зарплаты Наиль Фаридович не скрывает: "650 000 тенге. И всё. У нас очень хитрая модель: я сам покупаю себе канцелярские принадлежности, сам оплачиваю уборку своего кабинета, сам оплачиваю себе водителя, сам оплачиваю из этой зарплаты машину. Вот такая модель. Честно говоря, мне она не очень нравится (смеётся). Можно самому пыль протирать? Ну да, наверное, но всё-таки уже статус не позволяет этим заниматься".

Какие аналоги были в истории города

Успешность и экологичность намечающегося (вот уже 17-й год подряд) государственно-частного партнёрства по проекту "Кок-Жайляу" можно оценить и спрогнозировать на примере освоения государством и частным бизнесом крупного земельного участка в районе Международного комплекса лыжных трамплинов "Сұңқар".

Ровно под такую же хорошую идею и звонкие лозунги, как и в случае с Кок-Жайляу – имидж Казахстана, привлечение иностранных туристов, благо горожан, популяризация здорового образа жизни – городские власти Алматы пригнали тяжёлую строительную технику сюда, на склоны горы чуть выше престижного проспекта Аль-Фараби, в районе Ремизовки. Здесь строили трассы для лыжников. Нарезание серпантина под Универсиаду обернулось чрезвычайной ситуацией техногенного характера: гора просела и поплыла, оползнями накрыло автодороги и дома алматинцев, для ликвидации последствий строительства были привлечены силы ЧС.



Как первый человек в дирекции Универсиады-2017 г-н Нуров в курсе этой истории. Лыжно-биатлонная база "Cұңқар" – от и до полностью идея Павла Новикова, генерал-майора, советника акима Алматы (тогда – Ахметжана Есимова) по вопросам спорта, вице-президента Национального олимпийского комитета, многолетнего бывшего руководителя клуба ЦСКА. Зять Павла Максимовича – президент Федерации по прыжкам на лыжах с трамплина и лыжного двоеборья РК. "Наверное, интересы гдео здесь крутились на самом деле", – говорит Нуров.

"Это, честно вам скажу, была такая, я не назову это аферой, но это была настолько, мне кажется, не до конца продуманная идея... Имея под боком всё-таки лыжно-биатлонный стадион “Алатау” в Акбулаке – нарезать? Ну хорошо, приняли решение, ну надо было уже делать по-людски!" – возмущается Наиль Нуров. – Верхний слой грунта съезжает на лыжно-роллерную трассу. Наверняка надо было какие-то сетки более надёжные поставить, какие-то кустарники высадить, деревья. Есть надежда, что это не потерянная трасса, возможно, она будет реабилитирована".



Понёс ли за это ответственность Павел Новиков, один из главных инициаторов строительства лыжной трассы? "За Пал Максимычем давно водится прозвище “Непотопляемый”. Живёт, здравствует".

С видимым сожалением Наиль Фаридович резюмирует: действительно, если бы этого не было, можно было бы рвать на себе рубаху. Однако сравнивать г-на Новикова и акима Алматы Бауыржана Байбека Наиль никогда бы не стал. Абсолютно разные подходы, абсолютно разные мотивации.

Один из защитников Кок-Жайляу Абай Ерекенов напоминает, что точно также под боком имеются сегодня и горнолыжные трассы, которые достаточно просто реанимировать, вложив небольшие средства. В советское время в предгорьях Заилийского Алатау были возведены спортивные базы в тех местах, где воспитанники детско-юношеских спортшкол могли заниматься горнолыжным спортом. Если речь действительно идёт именно о спорте, а не о девелоперском проекте, то их восстановление гораздо дешевле. Нет необходимости строить тысячи квадратных метров жилья и гостиницу, нет нужды в профилировании склонов. Достаточно отремонтировать подъёмники, обустроить лыжные трассы и минимальную инфраструктуру, чтобы люди могли там попить чаю. Все эти объекты (например, на Бутаковке бывшая горнолыжная база "Динамо") расположены вне заповедных земель, за пределами национального парка, в пределах или близко к городской черте.


Серпантин к БАО

Если упомянутый серпантин на "Сункаре" был творением рук государственных деятелей, то у подножья этого же комплекса трамплинов развернулся уже частный бизнес. Однако старт девелоперского проекта "Esentai City: город в городе" обернулся снова скандалом. Управляющая компания этого проекта Parmigiano Group известна как аккумулятор изысканных кухонь мегаполиса. Она поставила себе целью возведение многофункционального, офисного, гостиничного комплекса на участке размером более 23 га. Всем желающим здесь уже предлагают купить недвижимость по цене 650 000 тенге/м2. Главный архитектор проекта Роландас Ключинскас информирует своих потенциальных клиентов в узнаваемом ключе и со схожей риторикой: "Мы создаём продуманные архитектурные проекты, меняя облик города Алматы. Именно поэтому у нас возникла идея Esentai City – идея постройки нового города в городе, как нового пространства для жизни современного человека. Мы строим новый город отвечающий потребностям современного человека – в масштабе, в деталях и эстетике". (Орфография и пунктуация оригинала сохранена. – Авт.)



Стройка стартовала около года назад, когда строители просто отправили соответствующее уведомление в госорганы. Хотя совсем недавно эта территория, казалось бы, вот-вот и будет включена в охранную зону Иле-Алатауского национального природного парка. Строители с использованием тяжёлой спецтехники приступили к выкорчёвыванию яблоневых садов бывшего совхоза "Горный гигант". Размещённое в соцсетях видео вызвало массу возмущённых откликов. У строителей не оказалось в наличии заключения государственной экологической экспертизы и разрешения на эмиссии в окружающую среду на период строительных работ. Госорганы наложили два адмштрафа, предъявили претензию о возмещении ущерба окружающей среде (в размере 226 900 и 1 682 441 тенге, соответственно). Предписание об устранении нарушений получили непосредственные исполнители проекта – ТОО "AV-Construction".



Журналист Informburo.kz попросил Арманжана Байтасова, одного из богатейших людей Казахстана и сторонника строительства в горах Кок-Жайляу, взглянуть на строительство горного курорта через призму уже оскандалившейся стройки в предгорьях. Арманжан Мерекеевич подчеркнул, что сам он к Parmigiano Group не имеет никакого отношения, – только как посетитель ресторанов. Однако г-н Байтасов хорошо знает основателя сети ресторанов. На вопрос, не повторятся ли аналогичные нарушения, он ответил, что в разрезе проекта Кок-Жайляу таких нарушений быть не должно, так как к этому проекту приковано слишком большое внимание. И это, кстати, очень хорошо.

"Я вообще очень спокойно отношусь к выступлениям противников строительства горнолыжного курорта и считаю, что их деятельность позитивно сказывается на развитии проекта, он становится более качественным и действительно лучше внимательно прислушиваться к самым разным мнениям, для того чтобы был хороший результат".