Обедать прокурору с потерпевшим неэтично - заместитель генпрокурора о деле Кузнецова
Нашумевший обед прокурора по делу Кузнецова с потерпевшими Мураткалиевым и его защитниками прокомментировали в Генеральной прокуратуре РК.По словам замгенпрокурора Нурмаханбета Исаева, Генпрокуратура готова провести расследование в отношении прокурора, который осуществляет надзор по делу об убийстве в баре "Чукотка", если сторона подсудимого Александра Кузнецова обратится к ним с соответствующим заявлением.
"Я первый раз слышу. Независимо от закона, я считаю, что этика должна соблюдаться везде и всегда: хоть в ходе судебного заседания, хоть в обычное время – вне судебного заседания. Непосредственно именно к моей компетенции не относится, но этот вопрос мы обязательно рассмотрим и выясним как, что и почему. Разумеется, наверное вторая сторона будет недовольна. Они, наверное, считают, что там прокуроры и потерпевшие, мол, договариваются. Вообще-то, по закону, стороной обвинения по УПК РК является наряду с прокурором и потерпевший, потому что он обвиняет подозреваемого или подсудимого. На мой взгляд, это не даёт право обедать вместе с потерпевшими, если вы хотите узнать моё личное мнение. Если же официально обратится вторая сторона, то у нас есть соответствующая служба внутренней безопасности. Они обязательно проведут проверку и дадут свою оценку. Я лично считаю, что это неэтично", - прокомментировал ситуацию Исаев в кулуарах казахстанского форума адвокатов в Алматы.
Между тем, председатель Республиканской коллегии адвокатов Ануар Тугел не видит ничего страшного в этом.
"Ничего страшного. Я не вижу здесь чего-то крамольного. Наоборот у нас сейчас шарахаются и под видом непроцессуальных контактов судья боится подходить к адвокату, прокурор боится подходить к адвокату и человек честный, принципиальный и не подверженный каким-то влияниям пускай обедает. Если он специалист, то зачем мы будем между ними ставить какую-то бетонную стену? Это не является критерием. Не вижу никакого нарушения этики. И другая сторона может обедать, в чём здесь проблема? Раньше, в советское время и судья, и прокурор, и адвокат выходили и вместе советовались, вместе пили чай и ничего в этом крамольного нет. Это сейчас вдруг нельзя адвокатам зайти ни в суд, нельзя подойти что-то там обсудить. Моё личное мнение - это неправильно", - сказал он.
Ещё одно мнение по этому вопросу выразил член президиума Алматинской городской коллегии адвокатов и Республиканской коллегии адвокатов Салимжан Мусин.
"Я к этим вопросам очень лояльно отношусь. Они могут быть однокурсниками, они могут быть соседями. Ничто человеческое не чуждо и представителям этой профессии. Я в этом не вижу ничего такого предосудительного. Тем более, они представители одной стороны - стороны обвинения. В принципе, возможно, что они согласовывают позиции - ничего в этом предосудительного нет. Мы - адвокаты, допустим, встречаемся с представителями разных сторон - ничего в этом предосудительного нет. Здесь есть и другой момент: вроде бы ничего в этом предосудительного не было бы, но прокурор наделён огромными полномочиями. Как говорится в Библии, кому многое дано, с того многое и спросится", - говорит Мусин.
Напомним, сторонники Александра Кузнецова возмутилась тем, что 18 ноября в перерыве судебного процесса представители потерпевших обедали в столовой вместе с прокурором.
"В обеденный перерыв наша группа стала случайным свидетелем того, как Даулет Мураткалиев, Мухтар Тайжан, Лариса Романова, вдова Сырыма Мураткалиева и, внимание, прокурор Майшинов, все вместе за одним столом обедали и о чём-то воодушевленно беседовали", - написала Камила Аюпова в группе "#СвободуКузнецову" социальной сети Facebook.
Loading...
В свою очередь, общественный защитник семьи потерпевших Мухтар Тайжан на своей странице в Facebook назвал это провокацией.
"Мне пишут, как так, что я вчера обедал с судьей по делу Кузнецова? Друзья, вы в своем уме? Это запрещено законом. Кроме как в зале суда, я судью больше нигде в жизни не видел и не разговаривал. Вчера мы обедали вчетвером - Даулет, вдова Сырыма - Алия, адвокат Романова и я. Там же обедали журналисты, это ближайшая кафешка от суда. Там и прокурор обедал. А что делать, если нам всем дали перерыв только на обед? Все пошли в ближайшее кафе. Судьи с нами не было! Это просто вброс такой, провокация".
Напомним, в Алматинском городском суде по делу Кузнецова сейчас проходят слушания по правилам первой инстанции. 23 ноября Кузнецову было предъявлено новое обвинение: прокурор переквалифицировал дело по статье 106, часть 3, УК РК - "Причинение тяжкого вреда здоровью, повлёкшего смерть потерпевшего по неосторожности". Теперь Кузнецову грозит лишение свободы сроком от 8 до 12 лет.
18 ноября свои показания дали следователи, которые проводили досудебное расследование дела Кузнецова. Один из них признался, что допустил ошибку во время расследования.
29 октября адвокат осуждённого Алма Мусина подала ряд ходатайств: вызвать на процесс следователя СО УВД Медеуского района Алматы Б. Жаримбетова и криминалиста ОКО УВД Медеуского района Алматы Б. Жанбырбаеву; просмотреть интервью Кузнецова, которое он давал одному из телеканалов после происшествия, приобщить к материалам уголовного дела аудиозапись допроса Евгения Фролова в ходе главного судебного разбирательства. Адвокат потерпевшей стороны Лариса Романова попросила судью вернуть дело в суд первой инстанции.
Апелляционная коллегия отменила приговор Медеуского районного суда и возобновила судебное следствие. Позже на суде выступили эксперты, которые сообщили, что результаты эксгумации тела Мураткалиева не отличаются от первичной.
На первом процессе судья Керимова удовлетворила ходатайство адвоката погибшего Сырыма Мураткалиева о проведении ряда экспертиз. Служитель Фемиды дала разрешение экспертам на проведение эксгумации тела погибшего. На второе заседание Кузнецов не смог прийти по состоянию здоровья.
Алматинский горсуд отказал адвокатам Александра Кузнецова в отводе судьи Халимат Керимовой.
В своём последнем слове Кузнецов заявил, что действовал в пределах необходимой самообороны и виновным себя не признаёт.
В марте этого года в клубе "Чукотка" произошёл конфликт между несколькими посетителями, который перешёл в драку и закончился гибелью 37-летнего Сырыма Мураткалиева.
Обвиняемый в его убийстве 27-летний Александр Кузнецов делал упор на том, что действовал в пределах необходимой самообороны, поскольку инициаторами столкновения был покойный Мураткалиев и его друг Евгений Фролов, а Мураткалиев пустил в ход нож, вынудив Кузнецова защищать свою жизнь. Следствие этот факт подтвердило, нож приобщён к делу, и в настоящий момент в отношении Фролова ведётся досудебное расследование по статье "Хулиганство".
Досудебное расследование и судебный процесс по этому делу привлекли широкое внимание СМИ и общественности, спровоцировав горячую дискуссию о праве на самооборону.