В транспортной системе Нур-Султана намечены большие перемены. 27 февраля глава "Астана LRT" Бекмырза Игенбердинов сделал три заявления:

  • во-первых, компания провела ребрендинг и теперь называется City Transportation Systems, сокращённо CTS;
  • во-вторых, для несовершеннолетних пассажиров из Нур-Султана и его пригородов проезд в общественном транспорте с 28 марта станет бесплатным (для несовершеннолетних гостей города останется платным);
  • в-третьих – в заявлении это не прозвучало, но это фактически так: в столице отменили право на бесплатную пересадку в течение 60 минут.

Несмотря на то, что эти заявления вызвали большой резонанс – как позитивный, так и негативный – очевидно, что системные проблемы с общественным транспортом в столице пока не решены. И решать их придётся управлению транспорта и CTS.

Проблема №1: отсутствие прозрачности по общественному транспорту

Сначала глава CTS Бекмырза Игенбердинов, а затем управляющий директор CTS Даурен Нуралиев, говоря о бесплатном проезде для детей в Нур-Султане, подчёркнули, что бюджетные средства на это не тратятся и что это практически подарок перевозчиков горожанам. Таким образом, горожане поставлены в условия, когда они должны быть благодарны компании и главам автопарков, а задумываться, откуда могли взяться деньги на этот щедрый шаг, не обязательно.

На брифинге в акимате Даурен Нуралиев, комментируя ввод бесплатного проезда для детей и одновременно отмену бесплатной пересадки, во-первых, попросил не связывать эти два факта, а во-вторых, сказал следующее:

"Вопрос пересадки был в компетенции перевозчиков. Расходы по бесплатной пересадке не возмещались, это дополнительным бонусом перевозчики предоставляли. Сейчас перевозчики предоставили бесплатный проезд несовершеннолетним".

Однако эти слова легко опровергнуть. Летом 2019 года представители всех автопарков собрались на базе НПП "Атамекен" и потребовали отменить бесплатную пересадку, потому что акимат не только не субсидирует её, но и не выплачивает обещанные субсидии за 2018 год, из-за чего автопарки сами залезают в долги и могут объявить о банкротстве. Из этого следует, что, если бы де-факто вопрос пересадки был в компетенции перевозчиков, то её бы никогда и не внедрили – или как минимум отменили бы ещё летом.

Два автопарка закрылись в конце 2019 и начале 2020 года, так что у частных перевозчиков, которые постоянно жаловались на нехватку денег, очевидно, не могло быть ресурсов, чтобы бесплатно катать всех детей круглый год. Автопарк №1 в принципе существует на деньги налогоплательщиков, более того – по утверждению перевозчиков, акимат задолжал первому автопарку ещё более крупную сумму денег, чем остальным, и в управлении транспорта эту информацию не опровергли. (Позже акимат сообщил, что все деньги автопаркам выплачены, и долгов за 2018 год нет, хотя перевозчики настаивали, что им никто ничего не выплачивал).


Читайте также: Глава ТОО "Астана LRT": Я не думаю, что для города 15 млрд тенге в год – это большие деньги


Откуда же могло поступить финансирование? Глава CTS отметил, что только на первый квартал 2020 года акимат выделил на общественный транспорт 2,8 млрд тенге, а вскоре пойдут переговоры о выделении финансирования на второй квартал. Для сравнения: на весь 2019 год транспортникам выделили 4 млрд тенге. Таким образом, мы можем констатировать, что, если средства будут поступать в том же объёме, что и за январь-март, то финансирование общественного транспорта Нур-Султана из бюджета увеличилось в три раза.

В связи с этим непонятно, почему объявление о бесплатном проезде детей преподносится как некий бонус, который жители Нур-Султана не оплатили своими деньгами.

Проблема №2: нехватка автобусов и водителей

По информации CTS Нур-Султан и пригороды обслуживают 870 автобусов. Не все они выходят на маршруты: в часы пик эксплуатируется 90% транспорта, днём около 85%. Во время заседания в маслихате депутаты поинтересовались, почему люди жалуются, что иногда ждут автобусов по полтора часа, когда они должны ходить каждые 10 минут.

Управляющий директор CTS Даурен Нуралиев назвал несколько причин, почему пассажиры в Нур-Султане порой подолгу не могут уехать:

"Автобусные парки не всегда выдерживают график, потому что первое – автобусы сходят с линии на ремонт, второе – есть дефицит транспорта, третье – не хватает водителей, четвёртое – из-за заторов на дороге", – рассказал он.

Представитель CTS подробно остановился на последней причине, отметив, что в столице много проблемных участков, где "дорога заужена, должно быть три полосы, а у нас две, а где должно быть две полосы – там одна. Не все участки вовремя чистятся".

Автобусы будут постепенно докупаться, в январе начали ездить 15 электробусов, в феврале в город прибыла ещё одна партия – 25 автомашин из 100 закупленных. В CTS надеются, что электробусы помогут восполнить нехватку общественного транспорта. (Интересный факт: в CTS сообщили, что, хотя электробусы работают полностью от электричества, но для работы печек в нём сейчас используют солярку, 40 литров в день для одного электробуса).

Что касается нехватки водителей, то в CTS сообщали, что после введения дифтарифа официальные зарплаты водителей существенно выросли. Но, видимо, не настолько, чтобы массово привлечь людей. Водителей обучают в центре квалификации "Астана LRT" и присваивают категорию D. Однако на сентябрь 2019 года нехватка составляла около 700 человек.

Проблема №3: отсутствие комфорта в автобусе

Если оставить вопрос о давке в салоне в часы пик, вопросы по комфорту всё равно остаются. Люди вынуждены заходить и выходить только через переднюю дверь, что само по себе создаёт толкотню уже на остановках. Некоторые водители открывают для пассажиров вторую и третью дверь, однако вошедшие в салон люди не видят перед глазами стикеров со способами оплаты. На это попенял депутат Мирас Шекенов.

"Стикеров нет, не с чего считать и оплатить. Сделайте – в чём проблема", – обратился он к представителям CTS.

В компании ответили, что "по стикерам – здесь концептуальный вопрос, мы стараемся придерживаться концепции входа через переднюю дверь, и, можно сказать, намеренно делаем так, чтобы на второй-третьей двери не было этих стикеров".

В CTS отметили, что и пассажиры не всегда бывают добросовестными и нередко не оплачивают проезд, поэтому в компании предлагают существенно увеличить штрафы для "зайцев". Насколько именно, пока не сообщили.

"Мы совместно с департаментом полиции проводим регулярные рейды и, можно сказать, тот штраф, который на сегодня имеется, он показывает, что этого недостаточно, что 2 МРП человеку не так страшно. Соответственно, мы тоже уже хотели это вынести на республику, в Мажилис, чтобы предлагать увеличивать штрафы. В Европе 4 евро проезд, 180 евро штраф", – рассказал Даурен Нуралиев.

Кроме тех проблем, которые есть с автобусами, есть и другие транспортные проблемы.

Проблема №4: платные парковки

Внедрение платных парковок в Нур-Султане пока идёт со скрипом: сейчас их чуть меньше 500 по городу, но в обозримом будущем должно стать почти на 3000 больше. Однако когда именно их внедрят, неизвестно, сроки откладываются. Депутат Илья Мещеряков напомнил об этой проблеме акимату:

"По парковкам я в октябре поднимал вопрос, жёстко ставил: партнёр по ГЧП три года пытается поставить систему. На сегодняшний день все документы подписаны, кроме постановления акима. Почему оно не подписывается, вообще непонятно. Уже поднимали вопрос и громко, и тихо. Земли все выделены, всё подписано, просто не принимается решение акима города", – сказал он.

Его коллега Мирас Шекенов отметил, что введение платных парковок – это благо, но только если для людей есть альтернатива: или заплатить за парковку, или добраться до места на комфортном общественном транспорте. Однако о комфортной поездке в автобусах Нур-Султана говорить не приходится, если речь идёт о часе пик.

Есть и ещё одна проблема: пока в городе не так много платных парковок, застройщики не горят желанием строить паркинги, отметили депутаты. Проекты на утверждение подают, обозначив, что люди будут оставлять свои машины на улицах.

Проблема №5: такси

Когда в 2017 году в Нур-Султане предпринимали попытку организовать службу такси, то по ГЧП-проекту должны были создать базу данных, доступную онлайн, куда любой житель мог бы вбить номер телефона или автомобиля и увидеть, есть он там в базе или нет. Этой электронной базы нет до сих пор, отметили депутаты.

Поскольку такой базы нет, то по Bus lane курсируют автомобили без шашечек, без правильного оформления, однако штрафы им не выписывают, потому что они находятся в штате тех организаций, которые имеют право ездить по выделенной линии. В полиции сообщили, что сейчас передвигаться по Bus lane в Нур-Султане могут только "скорая помощь", пожарные расчёты, официальное такси "TaxovichkoF" и автобусы городских автопарков.


Читайте также: Теперь "Taxovichkof Astana": зачем Astana Taxi провело ребрендинг и кто от этого выиграет?


Глава управления транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры Нурлан Солтамбеков ответил, что представители официального такси спрашивали, готов ли акимат поддерживать их. Он им сказал, что нужно будет соблюдать условия акимата по внешнему виду машин и водителей, обеспечить прозрачность денежных потоков.

"На сегодняшний день он (представитель официального перевозчика. – Авт.) пропал, его нет. Я ему говорил: если ты хочешь прикрыться нами, этого не получится. Чтобы я убрал из этого города Bolt и Яндекс – этого не получится", – рассказал Нурлан Солтамбеков.

Когда вводили официальное такси, цена на проезд была фиксированной: 600 тенге на посадку, первые два километра бесплатно, потом по 100 тенге за каждый километр. Однако сейчас перевозчик может сам произвольно повышать стоимость проезда в зависимости от спроса, и в часы пик ездить на официальном такси так же дорого, как и на тех, которые не имеют права ездить по Bus lane. Идея с недорогим городским такси забылась.

Обсуждая транспортные проблемы Нур-Султана, депутаты констатировали, что все службы города, которые за них отвечают, разобщены, из-за этого транспортная система города выглядит разорванной. Они предложили создать комиссию по этим вопросам и рассматривать их комплексно, чтобы присутствовали и те, кто строит дороги, и те, кто выпускает на них общественный транспорт, и те, кто регулирует движение.

Следите за самыми актуальными новостями в нашем Telegram-канале и на странице в Facebook

Присоединяйтесь к нашему сообществу в Instagram

Если вы нашли ошибку в тексте, выделите ее мышью и нажмите Ctrl+Enter