Казахстан вырос в рейтинге Всемирного банка Doing Business на три позиции и занял 25-е место. Это исследование сравнивает 190 стран мира по лёгкости ведения бизнеса и даёт оценку реформам, которые облегчают или, наоборот, усложняют занятие предпринимательством в том или ином государстве.

Рост показателей Казахстана происходит два года подряд: в докладе 2018 года страна занимала 28-ю строчку, 2017-го – 36-ю. Ранее страна располагалась на 35-й позиции.

Скачки между местами в рейтинге происходят не только из-за проводимых реформ, но и изменений в других странах. По двум из 10 измеряемых индикаторов наша страна провела реформы, которые, по мнению Всемирного банка, усложняют ведение бизнеса. Однако страна всё равно выросла на три позиции. Как это могло произойти, разбирался Informburo.kz.

Что такое рейтинг Doing Business?

Рейтинг Doing Business – это ежегодное исследование группы Всемирного банка, в котором 190 стран оцениваются по лёгкости ведения предпринимательской деятельности. Оценку дают по 10 основным индикаторам. В целом же рейтинг посвящён оценке нормативных актов, которые регулируют деятельность малого и среднего бизнеса, и их применению на практике. Исследование проводят с 2003 года, а с 2005-го составляют рейтинг для сравнения стран между собой.

Основная цель – дать госорганам разных стран возможность, сравнивая себя с государствами-лидерами, улучшать законы и скорость работы с документами. Казахстанские чиновники уделяют Doing Business особое внимание и ориентируют свою законодательную деятельность, в том числе, и на укрепление позиций страны в этом рейтинге.

Informburo.kz ранее уже рассказывал о методике исследования Doing Business. Среди его особенностей отмечалось, что составители опираются на казахстанскую статистику и формальные показатели, но не учитывают социальные факторы, теневую экономику и коррупцию.

Кроме того, рейтинг не оценивает собственно достижения государств в развитии бизнеса, и потому единственным способом улучшить своё положение в рейтинге стало проведение реформ, упрощение и ускорение документооборота.


Читайте также: Казахстан поднялся в рейтинге Doing Business. Это что-то меняет? Бизнесменам стало легче?

При этом казахстанских чиновников уже ловили на несоответствии заявленных реформ в строительстве с их применением на практике. Из-за этого в 2017 году страна потеряла одну позицию в Doing Business, опустившись с 35-го на 36-е место.

Среди преимуществ методики рейтинга лёгкости ведения бизнеса обычно называют прозрачность используемых показателей и нормативно-правовых актов – все они есть в открытом доступе. Кроме того, сравниваются сопоставимые документы и статистика, что исключает искажения при сравнении развитых государств Запада и развивающихся стран.

С другой стороны, Doing Business не учитывает экономическое состояние и структуру финансовой системы исследуемых стран, а сам рейтинг страны формируется лишь по одному городу – крупнейшему деловому центру. В Казахстане был выбран Алматы, что не отражает ситуацию в других регионах страны.

Есть и другие рейтинги, которые сравнивают страны между собой, в том числе и по развитию бизнеса. Самый известный из них – Глобальный индекс конкурентоспособности Всемирного экономического форума. Отличается от Doing Business он более широким охватом показателей – от состояния финансовой системы и инфраструктуры до здравоохранения и инновационного потенциала. Казахстан тоже стремится расти в этом рейтинге, в последнем он занял 55-е место. Хотя и вырос по большей части за счёт того, что другие страны ухудшили свои позиции.

Как изменяются позиции Казахстана?

Всего в Doing Business страны оценивают по 10 основным индикаторам:

  • открытие предприятий (количество, стоимость и сроки процедур, которые нужно потратить предпринимателю для регистрации бизнеса);
  • получение разрешений на строительство (количество, стоимость и сроки процедур, которые нужно предприятию, которое хочет построить и ввести в эксплуатацию строение. Тип этого строения принимается одинаковым для всех 190 стран);
  • подключение к системе электроснабжения (количество, стоимость и сроки процедур, которые пройдёт предприятие, чтобы подключить упомянутое выше новое строение к электричеству);
  • регистрация собственности (количество, стоимость и сроки прохождения процедур, которые нужны для регистрации компанией права собственности на коммерческую недвижимость);
  • получение кредитов (учитываются права заёмщиков и кредиторов по обеспеченным сделкам, а также обмен кредитной информацией между организациями кредитного рынка);
  • защита миноритарных инвесторов (уровень защиты акционеров с маленьким пакетом акций, который не позволяет ему напрямую участвовать в управлении компанией);
  • налогообложение (качество налогового администрирования, включая сложность и длительность бюрократических процессов; также считают общий объём всех налогов и отчислений, которые должно выплатить предприятие средних размеров за год);
  • международная торговля (количество необходимых документов, а также затраты финансов и времени, которые понесёт предприятие при экспорте или импорте типовой партии коммерческого груза);
  • обеспечение исполнения контрактов (временные, финансовые затраты при разрешении коммерческого спора и индекс качества судопроизводства);
  • разрешение неплатёжеспособности, или процедура банкротства (определяется из коэффициента возврата долга и индекса эффективности нормативно-правовой базы при банкротстве предприятия).

По каждому из индикаторов стране выставляют баллы – от 0 до 100, где 0 – худший показатель, а 100 – соответственно, лучший. В исследовании 2019 года Казахстан получил следующие места и баллы.


Из материалов исследования Doing Business 2020

Из 10 индикаторов за последний год рост баллов произошёл по четырём, по двум – снижение. При этом по местам ситуация отличается: есть рост по трём индикаторам и падение по шести.


Из материалов исследования Doing Business 2020

Из этой таблицы видно, что не везде, где баллов стало больше, выросло и место в рейтинге. Так произошло, например, в индикаторе "Получение разрешений на строительство": Казахстан получил 76,5 балла вместо 74,3, но при этом всё же опустился на две строчки – с 35-го на 37-е место. А в индикаторе "Подключение к системе электроснабжения" изменений по баллам не произошло, то есть изменений в законах не было. Но страна поднялась сразу с 76-го на 67-е место.

Другими словами, место в рейтинге может зависеть не только от того, как хорошо страна справляется с реформами, но и от того, как идут дела в других государствах.

Здесь можно сделать предположение, что Казахстан растёт в Doing Business, как и в Глобальном индексе конкурентоспособности ВЭФ, за счёт падения других стран. Например, в исследовании 2018 года выше Казахстана располагались Исландия (21-е место), Азербайджан (25-е) и Австрия (26-е). В нынешнем году они расположились на 26-м, 34-м и 27-м местах, соответственно.


Читайте также: "У нас немного шаткая позиция". Как Казахстан улучшил позиции в Глобальном индексе конкурентоспособности

В целом же по рейтингу Doing Business Казахстан оказался впереди таких развитых стран как Исландия, Австрия, Япония, Испания и Франция. Среди ближайших соседей республики Россия заняла 28-е место рейтинга, Беларусь – 49-е, Украина – 64-е, Узбекистан – 69-е, а Кыргызстан – 80-е.

На сайте премьер-министра Казахстана, между тем, отмечается, что повышение позиций страны в рейтинге Doing Business 2019 года связано с работой Правительства "по реформированию действующего законодательства, совершенствованию разрешительной системы, упрощению процедур создания бизнеса, оптимизации государственной контрольно-надзорной деятельности и улучшению бизнес-климата".

Какие конкретно реформы помогли Казахстану вырасти? По регистрации предприятий, например, появилась возможность регистрировать компании по НДС в момент их создания. По разрешениям на строительство была упрощена экспертная оценка проекта строительства и стал лучше процесс подключения водоснабжения.

Вместе с тем были и реформы, которые сделали ведение бизнеса сложнее, например, по неплатёжеспособности компаний. Теперь решение проблемы несостоятельности предприятия стало сложнее, потому что теперь все кредиторы должны голосовать за план реабилитации, вне зависимости от их влияния на компанию-банкрота.

Читайте Informburo.kz там, где удобно:

Facebook | Instagram | Telegram

Если вы нашли ошибку в тексте, выделите ее мышью и нажмите Ctrl+Enter