Прямой эфир Новости спорта

"У нас немного шаткая позиция". Как Казахстан улучшил позиции в Глобальном индексе конкурентоспособности?

Страна выросла в рейтинге на четыре позиции, но это отчасти было достигнуто из-за падения показателей других государств.

9 октября Всемирный экономический форум опубликовал свой традиционный Глобальный индекс конкурентоспособности. Этот рейтинг сравнивает страны по разным показателям: от состояния финансовой системы до здравоохранения и инновационного потенциала. В индексе 2019 года Казахстан занял 55-е место среди 141 страны. По сравнению с прошлым годом государство поднялось на четыре строки, хотя ещё в 2015-м занимало 42-е место.

Однако в этом году ситуация с рейтингом улучшилась не из-за успехов Казахстана, а из-за проблем в других странах, которые просто опустились в ГИК ВЭФ. Кроме того, у нашей страны остаются проблемы с финансовой системой и инновациями. Так за счёт чего Казахстан вырос в рейтинге и где у страны остаются слабые места? В этих вопросах разбирался Informburo.kz.

Что такое ГИК ВЭФ и как сравнивают между собой страны?

О том, что такое Глобальный индекс конкурентоспобности Всемирного экономического форума, Informburo.kz уже писал. Если коротко, это ежегодный доклад ВЭФ, который выпускают с 1979 года. Индекс конкурентоспособности оценивает способность государств обеспечивать высокий уровень благосостояния для своих граждан.

Это, в первую очередь, зависит от того, как эффективно страна использует имеющиеся ресурсы. В зависимости от того, как та или иная страна подстраивается под изменения и создаёт условия для развития, и изменяется её позиция в ГИК.

Читайте также: Глобальный индекс конкурентоспособности: почему Казахстан за три года потерял 17 позиций

Между тем эксперты по-разному оценивают важность этого рейтинга. В 2018 году, например, экономист Александр Юрин отмечал, что значительную роль при расчёте индекса конкурентоспособности играют оценки экспертов, и потому на результат могут влиять субъективные факторы.

"И его (индекс конкурентоспособности. – Авт.) вряд ли стоит воспринимать как абсолютно надёжный показатель, характеризующий ситуацию в различных странах. По-видимому, именно это обстоятельство и подталкивает Всемирный экономический форум к изменению методики расчёта индекса, причём оно вряд ли будет последним", – отмечал Александр Юрин.

Младший партнёр Центра стратегических инициатив – казахстанского партнёра ВЭФ по составлению ГИК – Бахытжан Саркеев отмечает, что индекс сейчас остаётся одним из самых авторитетных мировых рейтингов.

"Это международно признанный рейтинг. Он даёт оценку разным сферам жизни страны – не только макроэкономической стабильности, но и, например, здравоохранения, образования, инновационной системы и институтов", – говорит Бахытжан Саркеев.

Аналитик международной инвестиционной компании EXANTE в Казахстане Андрей Чеботарёв подчёркивает, что рейтинги, подобные ГИК ВЭФ, выступают как маркеры успешности правительства и развития страны в целом.

"Есть более значимые, есть менее значимые рейтинги, на которое обращают меньше внимания. Рейтинг конкурентоспособности ВЭФ – один из важных рейтингов, на который традиционно обращают большое внимание. Нельзя сказать, что он помогает: это скорее индикатор того, движемся ли мы в правильном направлении, движемся ли мы быстрее других или нет", – сказал Андрей Чеботарёв в разговоре с Informburo.kz.

Между тем в мире существуют и другие инструменты для сравнения стран. Один из самых известных – Ежегодный рейтинг глобальной конкурентоспособности Института менеджмента из Лозанны. Он также сравнивает страны по множеству показателей, начиная от эффективности госуправления и бизнеса и заканчивая качеством инфраструктуры. Однако охват там меньше – всего 63 страны. Казахстан в рейтинге 2019 года занял 34-е место.

Другой специализированный обзор – Индекс экономической сложности Гарвардского университета. Он учитывает сложность и диверсификацию экспорта стран мира. Эти показатели напрямую зависят от развития экономики: чем технологичнее и разнообразнее товары государство поставляет за рубеж, тем более развита его экономика. Последний доступный рейтинг был сформирован в 2017 году. Казахстан в нём занял 81-е место из 133 стран. В то же время Кыргызстан расположился, например, на 55-м месте, Россия – на 49-м, а Беларусь – на 29-м.

Все эти рейтинги оценивают страны мира в основном по экономическим вопросам. Среди них ГИК ВЭФ отличается именно большим охватом показателей не только экономических, но и, что важно, человеческого капитала.

Что изменилось в рейтинге Казахстана за год?

В Глобальном индексе конкурентоспособности страны мира сравнивают по 12 факторам, которые, в свою очередь, разделены на 103 показателя. По части из показателей баллы выставляют на основе статистических данных, некоторые – по результатам опроса (руководителей компаний). По последнему принципу определяют, например, показатель "защита интеллектуальной собственности" или "реагирование госаппарата на изменения".

Факторы представляют более общую картину. В их числе:

  • институты;
  • инфраструктура;
  • информационно-коммуникационные технологии;
  • макроэкономическая стабильность;
  • здоровье;
  • навыки;
  • рынок товаров;
  • рынок труда;
  • финансовая система;
  • размер рынка;
  • динамичность бизнеса;
  • инновационный потенциал.

Позиция Казахстана в Глобальном индексе конкурентоспособности ВЭФ

Позиция Казахстана в Глобальном индексе конкурентоспособности ВЭФ / Скриншот отчёта


Движение по показателям у Казахстана в отчёте за 2019 год, как и в 2018 году, когда ГИК перешёл на новую методику оценки, разнонаправленное. Из 12 факторов улучшения произошли только по пяти, по четырём было снижение, а по трём – без изменений.


Скриншот из презентации Центра стратегических инициатив


С одной стороны, страна улучшила положение по "Рынку труда" – на пять позиций и заняла 25-е место, а также по "Динамичности бизнеса" – на два пункта до 35-й позиции.

"В целом Казахстан вырос в рейтинге за счёт своих сильных сторон – это рынок труда и динамичность бизнеса. Есть существенные изменения и по внутренним показателям: по прозрачности бюджета выросли на 48 позиций, по правам собственности – на 16 позиций", – говорит Бахытжан Саркеев.

С другой стороны, самое заметное падение – на восемь пунктов до 95-го места – у Казахстана по "Инновационному потенциалу", на четыре до 104-го – по "Финансовой системе". В Центре стратегических инициатив отмечают, что эти два фактора, а также "Здоровье" (95-е место) остаются слабыми местами Казахстана.

Почему показатели в индексе падают?

Низкое место по фактору "Финансовая система" связано, по мнению экспертов, с низкими объёмами кредитования бизнеса (всего 33,5% к ВВП) и степенью охвата фондового рынка. Общая стоимость зарегистрированных на бирже казахстанских компаний составляет 25,4% к ВВП. Вносят свою лепту и недостаточная надёжность банков, и высокая доля "плохих" кредитов в них. По итогам опроса индикатор по банкам снизился с 120-го на 121-е место. События последних лет: спасение Цеснабанка и "Казкома", а также ликвидация Банка Астаны, ЭксимБанка и Qazaq Banki снизили доверие к банковскому сектору в целом.

"Есть вопрос недоверия к банкам – это серьёзный системный риск, который не решить законами и постановлениями, который никто из банковского сектора не мониторит даже. Во всяком случае, публично", – отмечает аналитик инвесткомпании EXANTE Андрей Чеботарёв.

По мнению собеседника Informburo.kz, финансовый сектор нужно оздоравливать не за счёт ещё одной программы помощи банкам, а через нормальную рыночную конкуренцию.

"Возможно, не надо было спасать крупные банки, а позволить им рухнуть, чтобы остальные зашевелились. Отсутствие конкуренции и надежда на государственные деньги творят чудеса эффективности – отсюда и вопросы, в частности, к банковской системе, которая вроде как-то работает, но может и должна работать намного более эффективно. Это как метод кнута и пряника, пока у нас применялся только пряник", – подчеркнул Андрей Чеботарёв.

"Здоровье", хотя и считается слабым местом Казахстана в ГИК, показало в 2019 году рост на два пункта. Фактор оценивают всего по одному индикатору – ожидаемая продолжительность здоровой жизни. Она в республике составляет 62,7 года, в то время как в странах топ-30 индекса – в среднем выше 70 лет. С прошлого года продолжительность здоровой жизни в Казахстане не изменилась, следовательно, незначительный рост был достигнут за счёт ухудшения у других государств.

Третий "слабый" фактор – "Инновационный потенциал". Здесь 95-ю позицию эксперты объяснили низкой узнаваемостью научных институтов – Казахстан получил 0,01 балла из 100, а также невысоким уровнем цитируемости публикаций и недостаточными расходами на научно-исследовательские и конструкторские работы – 0,1% от ВВП.

Главные объяснения, почему тот или иной фактор растёт, видны через призму индикаторов. Бахытжан Саркеев отмечает, что при их рассмотрении в отдельности видно, что большинство либо стали хуже, либо не изменились.

"У нас (Казахстана. – Авт.) позиция немного шаткая. Мы проанализировали: есть 103 индикатора, из которых улучшения есть по 33, ухудшение – по 49 индикаторам, и ничего не изменилось по 21 индикатору. (…) Должно быть улучшение по большинству индикаторов, а получилось так, что, несмотря на рост в общем рейтинге, большинство показателей не стали лучше. Это тревожный сигнал", – заметил младший партнёр Центра стратегических инициатив.

Бахытжан Саркеев также добавил, что падающие индикаторы могут продолжить ухудшение по инерции. В таком случае общий рейтинг Казахстана может пойти вниз.

Изменения в этих индикаторах действительно есть, и они существенные. Например, в факторе "Институты" содержится индикатор "Количество убийств", и по нему Казахстан просел сразу на 26 позиций – с 87-го на 113-е место. Данные Комитета по правовой статистике и специальным учётам Генпрокуратуры говорят, что в 2018 году по сравнению с 2017-м действительно был рост числа убийств – с 942 до 943. Поэтому здесь, очевидно, сыграли свою роль не только статистика самого Казахстана по убийствам, но и изменения в рейтингах других стран – убийств там стало меньше, и они продвинулись по рейтингу выше.

Другое резкий перепад, но уже положительный, есть по индикатору "Прозрачность бюджета", сразу на 28 позиций до 42-го места. Такое резкое изменение объясняется работой госаппарата по раскрытию своих бюджетов: для этих целей запустили специальный портал "Открытые бюджеты", а Минфин начал публиковать у себя на сайте так называемые гражданские бюджеты. Процесс в целом стал прозрачнее.

В этом же разделе есть и рост по "Правам собственности" – на 16 позиций. Однако этот показатель опросный, и потому отражает субъективное мнение опрошенных руководителей предприятий. Вероятно, в среднем они стали чувствовать большую защищённость своей собственности.

Однако самый заметный рост был по индикатору "Гибкость при установлении зарплат" в факторе "Рынок труда", к слову, самом сильном факторе страны. Если в 2018 году Казахстан занимал 77-е место, то в 2019-м – уже 13-е. Здесь влияние оказывает возможность работодателей самим устанавливать оплату труда для работников без государственного вмешательства. Однако в целом по "Рынку труда" есть много вопросов – основные показатели всё же остаются низкими.

Аналитик Андрей Чеботарёв отмечает, что по индикатору "Профессионализм менеджмента" Казахстан находится на 105-м месте, по "Правам работников" – на 93-м, по "Партнёрству в отношениях работник – работодатель" – на 69-м.

Высокую позицию по фактору стране обеспечили не они, а "Гибкость при установлении зарплат" – 13-е место, "Издержки, связанные с увольнением" – 17-е место и "Участие женщин в рабочей силе" – 26-е.

"То есть высокое место в рейтинге по этому параметру нам обеспечили высокие социальные выплаты в случае потери работы по желанию работодателя, гибкость в начислении зарплаты и низкая разница в оплате между трудом мужчин и женщин. Мы достаточно социальное государство, и это прекрасно", – подчеркнул Андрей Чеботарёв.

Казахстан растёт или другие падают?

Следует отметить, что Казахстан растёт за счёт других государств не только по отдельным индикаторам, но и даже по общему рейтингу. В ГИК-2019 ниже республики в общем зачёте оказались четыре страны, которые ранее её опережали.

Казахстан, напомним, занимал 59-е место. В 2018 году выше нашей страны располагались Коста-Рика – 55-е, Филиппины – 56-е, Греция – 57-е и Индия – 58-е. По итогам нынешнего ГИК они расположились на 62-м, 64-м, 59-м и 68-м местах соответственно. А Казахстан, соответственно, вырос до 55-й позиции.



В этой связи можно предположить, что рост страны в общем рейтинге ГИК был достигнут, скорее, снижением конкурентоспособности других стран. Насколько такой рост является качественным – вопрос открытый.

Между тем Казахстан сохраняет лидерские позиции среди стран постсоветского пространства. Среди них республика заняла второе место, уступив лишь России, которая находится на 43-й позиции. С прошлого года место этого государства не изменилось.

В целом сравнение выглядит так:

  • Россия (43-е место, без изменений);
  • Казахстан (55-е место, рост на четыре позиции);
  • Грузия (74-е место, снижение на восемь позиций);
  • Азербайджан (58-е место, рост на 11 позиций);
  • Армения (69-е место, на одну позицию вверх);
  • Украина (85-е место, падение на две позиции);
  • Кыргызстан (96-е место, рост на одну позицию);
  • Таджикистан (104-е место).

Узбекистан в рейтинге не участвует. Хотя, очевидно, при нынешнем темпе реформ это государство было бы по рейтингу более чем успешным.

Поделиться:

Новости партнеров