В Парламент республики поступили поправки в закон о государственно-частном партнёрстве, который был принят всего 2 года назад. Предпринимателям обещают отмену волокиты и максимально привлекательные условия для инвестиций. Что такое казахстанское ГЧП и что оно может изменить в стране, рассказывает Informburo.kz.

История с шероховатостями

Первые попытки взаимовыгодно дружить в формате "государство – бизнес" в Казахстане начали ещё в 2006 году с принятием Закона РК "О концессиях". Однако за прошедшее время можно вспомнить только 3 крупных проекта, в которые предприниматели не только вложились, но и довели до ума.

Одним из них стал новый терминал аэропорта Актау. В 2007 году воздушная гавань была передана в доверительное управление турецкой компании ATM Grup, специализирующейся на управлении аэропортами, сроком на 28 лет. За 10 лет в развитие инфраструктуры аэропорта и пассажирского терминала АТМ Grup инвестировала более 80 миллионов долларов. А сами воздушные ворота Актау стали третьими по объёму пассажироперевозок в республике.


Новый терминал аэропорта Актау / Фото сайта skyships.ru

В 2008 году была построена межрегиональная линия электропередачи Северный Казахстан – Актюбинская область, мощностью 500 МВт. Третьим по счёту и, пожалуй, последним работающим проектом можно назвать строительство железнодорожной линии Шар – Усть-Каменогорск. Однако фактическая эксплуатация не принесла инвесторам ожидаемых дивидендов: в отношении железнодорожной линии, например, объём грузоперевозок оказался ниже, чем ожидалось. Несколько предприятий, которые должны были использовать актюбинскую линию электропередачи, прекратили свою деятельность либо работают не в полную мощность.

Эксперты считают, что главной ошибкой была изначальная направленность на инфраструктурные проекты. Именно после Закона РК "О концессиях" в республике должны были появится качественные платные автобаны, а их строительством должны были заниматься крупнейшие иностранные компании. Но пришлось ждать программы "Нурлы жол".

"Что касается закона о концессиях, то, на наш взгляд, он не сработал, потому что был с в своё время сделан под автомобильные дороги, но наши особенности не позволили ему заработать, – считает Евгений Аманбаев, аналитик Казахстанского центра развития государственно-частного партнёрства. – Поэтому вот эти 3 проекта оставались единственными до принятия нового закона о ГЧП. Но зато был получен опыт, в том числе методологически. Стало ясно, что необходимо работать над финансовыми источниками, над чётким пониманием возвратности средств и так далее".

Закон о ГЧП

Под регулярным давлением главы государства для более активного вовлечения частного бизнеса в стратегические для государства отрасли 31 октября 2015 года был принят новый Закон РК "О государственно-частном партнёрстве" (далее – "Закон о ГЧП"). Документ разрабатывали несколько лет.

Документ прописывал, что ГЧП в Казахстане может быть структурировано не только в виде концессии и применяться для реализации проектов в рамках "Закона о ГЧП" в любом секторе экономики. Но приоритетными отраслями всё же были указаны образование, здравоохранение, транспорт, электроэнергетика и жилищно-коммунальное хозяйство.

Для Казахстана будет актуально следующее понятие: ГЧП – это совокупность среднесрочных или долгосрочных взаимоотношений между государственным и частным сектором по предоставлению общественно-значимых работ и/или услуг по проектированию, финансированию, строительству, реконструкции, реабилитации, эксплуатации, обслуживанию объектов на условиях соблюдения основных принципов ГЧП.

Безусловно, одним из преимуществ института ГЧП является снижение нагрузки на государственный бюджет. В каждой стране существует ряд приоритетных задач, но бюджет у государства на реализацию этих проектов почти всегда ограничен. В этом случае срабатывает главный принцип государственно-частного партнёрства именно для госоргана: "Сначала получаешь объект или услугу, а платишь за это потом в течение нескольких лет".

"На инвестиционной стадии государство не финансирует проект, бизнесмен должен вложить свои собственные средства: от 20 до 30% от общей суммы, остальное он привлекает в банках, – комментирует схему реализации аналитик Казцентра развития государственно-частного партнёрства Евгений Аманбаев. – Только когда объект сдан и начинается его работа, только в этот момент начинает поступать возмещение от государства. Прийти, вытащить деньги и уйти, ничего не сделав, уже не получится".

При всём богатстве аналитической базы Казахстанского центра ГЧП точных цифр, сколько государственная казна может в идеале сэкономить или высвободить, сегодня нет. Пожалуй, таких расчётов нет даже в недрах Миннацэкономики и Минфина. Пока мы можем говорить лишь о тех деньгах частных инвесторов, которые придут в некоторые отрасли.


В Актобе станцию скорой помощи передали частному инвестору, который сразу закупил технику / Фото сайта zakon.kz

На данный момент статус "реализуемые" имеют 82 проекта на общую сумму 75,5 млрд тенге. Ещё по 69 местными органами исполнительной власти объявлены публичные конкурсы. А по 297 проектам идут переговоры за закрытыми дверьми. В целом если все 488 проектов ГЧП будут реализованы, то в национальную экономику попадут 950 млрд тенге.

Мировой опыт говорит о значительной привлекательности механизма государственно-частного партнёрства. К примеру, во вчера ещё коммунистическом Китае с плановой экономикой сегодня в целом 13 тысяч проектов ГЧП на сумму около 2,4 трлн долларов. Из всех проектов более 34% достигли этапа реализации (около 4600 проектов). Самое интересное, что по мере того как в этих проектах наступит стадия выплаты государственных обязательств, китайской казне придётся изрядно потратиться.

Читайте также:
Государственно-частное партнёрство всегда дороже для государства

Куда можно пустить частника?

Частные детские сады, в которые по государственным путёвкам массово сегодня идут казахстанские дошкольники, уже никого не удивляют. Как и то, что бизнес готов сегодня строить дошкольные учреждения даже при наличии некой минимальной компенсации за ребёнка.

Самым модным трендом в отечественном здравоохранении сегодня, помимо обязательного страхования, является желание отдать поликлиники и больницы в доверительное управление частным компаниям. В идеале клиники станут клиентоориентированными и самоокупаемыми, но точных прогнозов на этот счёт еще давать не решался. Однако это не мешает отечественному Минздраву, к примеру, в той же Алматы выставить на приватизацию в поисках частного инвестора 19 организаций.

Также есть история про строительство частных тюрем по аналогии с распространённой практикой в США. Разговоры о четырёх новых учреждениях пенитенциарной системы в республике велись интенсивно последние семь лет. Однако реализация проекта строительства первой в Казахстане тюрьмы по системе государственно-частного партнёрства, о котором было заявлено в 2016 году, была отсрочена. 5 января 2017 года Министерство национальной экономики РК дало экономическое отрицательное заключение по проекту "Строительство и сдача в эксплуатацию исправительного учреждения на 1500 мест в Южно-Казахстанской области". При этом в ведомстве подчеркнули, что в стране необходимо строительство новых тюрем. С начала текущего года из-за несоответствия международным стандартам содержания заключённых было закрыто по стране 9 объектов уголовно-исполнительной системы. Теперь рассматривается вопрос о строительстве первой в истории независимого Казахстана новой тюрьмы, но за счёт государственных средств.

Не совсем позитивный опыт государственно-частного партнёрства имеют и власти Актобе. Весной 2017 года частная компании выиграла пятилетний контракт на обслуживание мест захоронений. В общей сложности фирма ТОО "AK Trade solutions" получила хозяйство в виде 50 кладбищ города Актобе и сельских округов, 17 из которых подлежат консервации.

Самым масштабным проектом в рамках государственно-частного партнёрства сегодня по факту является столичная система видеонаблюдения "Сергек" из 13 тысяч камер, которая на 100% заработает лишь в декабре 2017 года. В систему вложено 8,4 миллиарда тенге, и на неё бюджет не потратит ни копейки. Вернуть вложенное частник намерен к 2024 году.

Согласно договорённости, три казахстанские IT-компании в лице "Коркем Телеком", Open Technologies Group и The One Capital установят "под ключ" абсолютно всё: камеры, программное обеспечение, сервера хранения данных. Затем система будет после полного аудита передана в руки государства.


Ситуационный центр акимата Астаны / Фото Informburo.kz

После передачи частные лица доступа к системе видеонаблюдения иметь не будут. Но будут обслуживать и ремонтировать в случае необходимости. Возвращать потраченные деньги частник будет через штрафы, которые будут официально зарегистрированы благодаря установленным им камерам.

В идеале предприниматели в недалёком будущем могут взять в управление даже ЦОНы, предоставлять услуги для людей с ограниченными возможностями, убирать снег, заниматься благоустройством городов и сёл. И делать это, в идеале, качественней, чем государство в лице госучреждений.

"Есть ограниченный перечень объектов, которые не могут быть переданы в руки частнику, – рассказывает Евгений Аманбаев, аналитик Казахстанского центра развития государственно-частного партнёрства. – Можно привести пример центров переливания крови, СПИД-центров, важные объекты, такие как плотины, другие стратегические объекты, связанные с обороной и безопасностью. Поверьте, перечень очень маленький, а всё остальное может быть и должны быть передано в руки инвесторов в рамках государственно-частного партнёрства".

Читайте также:
В Астане установят 13 тысяч камер для системы видеонаблюдения. Кто за это будет платить?

Что предлагают поменять?

Сейчас в Парламенте республики находится ряд поправок, внесение которых поможет и увеличить охват и дать бизнесмену средней руки реальный доступ к проектам.

Одно из предложений касается значительного сокращения сроков подготовки проекта. Об этом в августе на заседании кабмина заявил и министр национальной экономики Тимур Сулейменов. В целях упрощения процедур планирования проектов ГЧП предложено весь процесс сократить с 5 до 3 этапов. Останутся лишь экспертиза инвестиционного предложения, проведение конкурса и заключение договора ГЧП. Сроки подготовки проектов государственно-частного партнёрства сократятся в среднем с 7 до 3 месяцев. Одно из предлагаемых новшеств – внедрение термина "программное ГЧП": это означает, что все процедуры отбора инвестора будут прописаны в упрощённой форме в государственных и правительственных программах без проведения дополнительных экспертиз. Бизнес только будет решать для себя, готов он участвовать в этой программе или нет.

"Акимам на местах уже сегодня надо решать какие-то социальные задачи, ни власти, ни жители не могут ждать 2-3 года, – заключает Евгений Аманбаев. – Сейчас даже экспертиза передана в регионы, не надо, как раньше, приезжать в Астану и тратить на это время. Если проект типовой, как мы называем "тиражированный", то можно будет и за 70 дней весь цикл пройти. На сайте нашего центра развития ГЧП есть база всех проектов. И если предприниматель решил строить детский садик, то он может связаться с инвестором и просто купить у него готовую документацию".

Во-вторых, одну из поправок можно назвать "защитой от государства". Предлагается, что госорган, который подписал с частником контракт, обязан расходы по возмещение планировать и закладывать в своём бюджете. Эти обязательства не подвергаются секвестированию, и выплаты отсрочить нельзя. Делается это для того, чтобы бизнесмен не ходил с протянутой рукой за акимом, и чтобы у предпринимателя не было просрочек по займам и кредитам в банках.

В-третьих, сегодня идут непростые переговоры с Миннацэкономики и Нацбанком о том, чтобы сами многомиллиардные договоры о проектах ГЧП становились ликвидным залоговым имуществом для банков второго уровня.

Читайте также:
Почему закрываются тюрьмы в Казахстане

Обещания и политическая воля

Механизм государственно-частного партнёрства в Казахстане буксует два последних года не только из-за нежелания банков второго уровня кредитовать проекты особой государственной важности. В борьбе за показатели регионы активно используют кредитные линии фонда "Даму" и Банка развития Казахстана.

Во многих случаях отечественный бизнес банально не верит, что после стадии собственных расходов гарантированно получит государственные деньги. Чиновники на местах приучили предпринимателей республики к тому, что деньги приходится ждать, а иногда и выбивать через суды.

Главным плюсом проектов ГЧП может стать тот факт, что государству не придётся вкладывать миллиарды тенге средств налогоплательщиков в квазигосударственный сектор. Даже областные центры ежегодно тратят на коммунальные нужды сотни миллионов тенге, перечисляя их различным ГКП на ПХВ. Качество работы муниципальных организаций, пусть и порой имеющих юридический статус ТОО, оставляет желать лучшего.

Контракты проектов ГЧП смогут сменить в будущем привычные тендеры и конкурсы, большинство из которых заключается всего на год. И случаев работы с нерадивыми подрядчиками государство также сможет избежать, ведь в первое время проект реализуется за счёт инвестора. Последний будет заинтересован, чтобы, к примеру, строящийся объект был сдан в срок, и нормально эксплуатировался.

Однако панацеей от всех казахстанских бед ГЧП всё равно не станет: отменить или значительно сократить социальные обязательства государства оно всё равно не сможет. Однако может сделать государственные услуги и обязательства качественнее, а расходы – прозрачней.

Годы разговоров и подготовки к старту национальной кампании по массовому внедрению ГЧП в декабре 2016 года хорошо охарактеризовал премьер-министр Бакытжан Сагинтаев. Глава Кабмина передал глубину проблем одной казахской поговоркой: "Қалындық ұзатуға дайын, бірақ алатын жігіт жоқ". В вольном переводе на русский она звучит примерно так: невеста готова на выданье, но жениха нет.

После того, как в январе 2017 года Нурсултан Назарбаев в своём ежегодном Послании народу Казахстана "Третья модернизация Казахстана: глобальная конкурентоспособность" посвятил ГЧП отдельный блок, стало ясно, что решение о массовом применения данного механизма принято на самом высоком уровне.