Общественный фонд "Молодёжная информационная служба Казахстана" (МИСК), который по проекту "Лига молодых избирателей" проводил независимое национальное наблюдение за объединёнными выборами 10 января, подал в суд на участковую избирательную комиссию №68 Алматы за недопуск наблюдателя на участок. Об этом организация сообщила на пресс-конференции.

"Мы подали пять обращений в территориальные избирательные комиссии: в Шымкенте и Нур-Султане – по одному, в Алматы – три, и один судебный иск о недопуске наблюдателя на избирательный участок. Получили три ответа, на остальные обращения нам не ответили. В судебном иске также было решение не в нашу пользу," – сообщила исполнительный директор МИСК Василина Атоянц.

По данным судебного акта, утром 10 января наблюдателя не запустили на избирательный участок №68, из-за того что свободных мест не оказалось. Ей предложили подождать. В тот же день фонд написал заявление в ТИК Алматы о признании незаконным отказа председателя УИК зарегистрировать наблюдателя и допустить её на участок. В ответе главы ТИК Жанны Асановой сообщалось, что действия председателя участковой избирательной комиссии признаны правомерными. МИСК обратилась в суд с иском. 

Представители фонда считают, что председатель избирательной комиссии по формальным основаниям в устной форме отказался зарегистрировать и допустить их наблюдателя, не обеспечил оптимальное размещение наблюдателей в помещении избирательного участка, а ссылки на санитарные требования являются неправомерными.


Читайте также: Наблюдателям не хватает мест на избирательных участках. В ТИК Алматы говорят, что ограничений быть не должно


Прокурор и представитель избиркома просили суд отказать в удовлетворении иска.

Судья Алмалинского районного суда №2 Гулназ Оспанова посчитала, что председатель избирательной комиссии не отказывал наблюдателю в допуске и регистрации, а лишь разъяснил, что по мере освобождения отведённого для наблюдателей места, она сможет пройти регистрацию. Также судья Оспанова отметила, что достоверных доказательств истец не предоставил, и отказала в удовлетворении иска МИСК.

Нажмите, чтобы прочитать мотивировочную часть решения суда

На выборах 10 января МИСК направил наблюдателей в 181 участок в 13 городах страны. 

"В целом это наблюдение можно назвать довольно жёстким в части отношения к наблюдателям. Мы зафиксировали больше 10 случаев вызова полиции на участки со стороны комиссий. Время подсчёта голосов – сложный период, когда все устали. Комиссии в этом году были не просто уставшими, но и, на наш взгляд, излишне агрессивными. Давление на наблюдателей было серьёзным. Один наблюдатель лиги получил ожог лица и роговицы глаз, предположительно, кварцевой лампой, которая работала и была включена весь день. Несколько наших наблюдателей находятся в очень подавленном состоянии после давления, которое они пережили в эту ночь", – сообщила председатель попечительского совета МИСК Ирина Медникова.

Наблюдатель МИСК Бауыржан Маканбет на подсчёте голосов в избирательном участке №232 Алматы, где произошло аварийное отключение электричества / Фото informburo.kz

Исполнительный директор МИСК Василина Атоянц также подробно рассказала о фактах давления на некоторых независимых наблюдателей фонда.

"На наших наблюдателей оказывали давление: звонили родителям, угрожали увольнениями, вызывали в акимат. Несколько человек из-за этого не вышли на наблюдение. В Уральске несколько человек из университетов сдали ПЦР-тесты накануне, но в день выборов не вышли на участки, сообщив, что на них оказывали давление в вузе, но без подробностей. В этом году не только члены УИК оказывали давление, но и полиция, и другие наблюдатели. Только в Нур-Султане при помощи полиции удалили с участков девять человек, в Костанае – одного, в Жанаозене – ещё одного. Причём в Жанаозене девочка сидела целый день тихо, а в конце дня, перед подсчётом голосов она просто встала размяться, и её удалили. В Шымкенте удалили одного человека. Он прошёл целый квест, был на четырёх участках, на один всё же пустили, но позже выгнали. В Уральске тоже удалили одного наблюдателя", – рассказала исполнительный директор МИСК.

По словам Василины Атоянц, в столице члены избиркома бросали в наблюдателей лиги бумажные самолётики, сделанные из бюллетеней.

"На 309-м избирательном участке члены избирательной комиссии делали из бюллетеней самолётики и пускали их в наблюдателей. Членов УИК отчитал наблюдатель из СНГ. Но такое отношение, когда члены УИК кидают самолётиками в наблюдателей, говорит о многом", – поделилась Василина Атоянц.

В МИСК предоставили видеозапись, на которой наблюдатель из СНГ отчитывает членов избиркома, которые запускали самолётики из бюллетеней.

"Сейчас я вынуждена буду об этом докладывать. Это просто верх бескультурья, не говоря уже о том, что это непрофессионально. Вы сидите, обсуждаете всё что угодно, только не выполняете свой функционал. Это неуважение как минимум к депутатам национального собрания Республики Беларусь", – говорит на записи наблюдатель из СНГ, обращаясь к членам участковой избирательной комиссии.

Председатель избирательной комиссии района Алматы столицы Мейрамбек Оралов не согласился с тем, что на избирательном участке в наблюдателей кидали самолётики, сделанные из бюллетеней.

"Факты некорректного поведения членов УИК, описанные в этом сообщении, не имеют своего подтверждения. Члены УИК неоднократно проходили обучение, в том числе и по вопросам работы с наблюдателями. При вскрытии урны были обнаружены бюллетени, свёрнутые в самолётики. Член УИК продемонстрировал это наблюдателям. Стоит отметить, что при подсчёте голосов один из наблюдателей вёл себя некорректно, требуя ускорить процесс подсчёта, несмотря на то, что члены УИК действовали в соответствии с регламентом. Согласно требованиям статьи 20-1 Конституционного закона "О выборах в РК", наблюдатель обязан не вмешиваться в избирательный процесс, в процедуру подсчета голосов. Со стороны членов УИК нарушений закона не зафиксировано", – сказал Мейрамбек Оралов.

Ирина Медникова отметила, что сейчас Молодёжная информационная служба Казахстана занимается оформлением детального отчёта о выборах, а затем примет решение о необходимости подачи исков на избиркомы в суды. Кроме того, Министерство юстиции отказало им в перерегистрации устава фонда со ссылкой на отсутствие уведомления. Члены ЦИК РК подчёркивали это на своих заседаниях. 


Читайте также:


"В 2020 году появились десятки новых организаций по наблюдению: это и новые организации, которые не были замечены в наблюдении, и возродившиеся старые, такие как Республиканская сеть независимых наблюдателей. Многие из них не имели опыта в наблюдении, а некоторые были напрямую аффилированы с государством. У меня было такое ощущение, что это делается не без помощи государства, чтобы размыть голос независимого наблюдения, чтобы потопить нас в этих сотнях тысячах голосов наблюдателей, которые на самом деле просидели на участках до подсчёта и ретировались оттуда. На многих участках наши наблюдатели остались в одиночестве", – отметила глава попечительского совета МИСК.

Многие наблюдатели из других организаций на пресс-конференциях сообщали, что не оставались на подсчёт голосов. Например, глава ПЕН-клуба, бывший главный редактор газеты Central Asia Monitor (был осуждён за вымогательство в 2017 году) Бигельды Габдуллин заявлял, что наблюдатели незарегистрированного движения Taza Sailau находились в участках только до 20.00.

"Как закрылись выборные дела, выборный процесс, наша работа на этом заканчивается", – пояснил тогда Габдуллин.

Ирина Медникова считает, что отличие этих выборов от всех предыдущих в осознании государством силы независимого наблюдения.

"В 2019 году государство столкнулось внезапно с этой силой и прозрело. До этого момента оно не брало в расчёт эти организации. В 2020 году фоном стали и белорусские, и кыргызстанские события, которые показали, что когда объединяются независимые наблюдатели, когда они используют технологии, достаточно быстро действуют сообща, им удаётся оспаривать результаты выборов и менять историю, состав депутатов, которые пойдут в парламент. В этом году государство наше страховалось сильно", – считает Ирина Медникова.


Читайте также: Миссия БДИПЧ/ОБСЕ: Парламентским выборам в Казахстане не хватило подлинной конкуренции


По данным протоколов избиркомов, полученных наблюдателями МИСК, явка на 181 участке составила 35,1% (официальные данные ЦИК по всем участкам в стране – 63,25%).

Голоса между партиями, по данным этих же протоколов, распределились следующим образом:

  • Nur Otan – 48,3%;
  • "Ак жол" – 20,2%;
  • Adal – 12,8%. 
  • НПК – 8,9%;
  • "Ауыл" – 8,33%;

Читайте также:


"Наша основная рекомендация, которая много лет остаётся неизменной, это глубинное образование членов участковых комиссий, а в этом году хочется добавить, что и воспитание тоже. Давление, с которым мы столкнулись, чрезмерное. Это серьёзное нарушение прав наблюдателей. Хотим, чтобы над этим ЦИК работала до следующих выборов", – заключила Ирина Медникова.

Она добавила, что наблюдатели работали бесплатно и МИСК ни от кого не получала денег на проведение наблюдения. Лига молодых избирателей – собственный проект МИСК, которому уже 15 лет.

"Наблюдателям мы никогда не платим, это не работа, а гражданская позиция. Оплачиваем суточные 5000 тенге, 2000 тенге на баланс, на транспорт после 22.00. В этом году собрали 850 тысяч тенге краудфандингом, накормили всех наблюдателей и координаторов", – пояснила она.

С подобными случаями давления, недопуска и нарушения прав наблюдателей столкнулся и ОФ "Еркіндік қанаты", проводивший независимое национальное наблюдение за ходом объединённых выборов 10 января.


Читайте также: Независимые наблюдатели заявили, что суд отказался рассматривать их жалобу на избирком по формальным основаниям