Я предлагаю отказаться от пропорциональной системы выборов по партийным спискам. Три раза мы сталкивались с этим: в 2007, 2012 и в текущем году. Я заметил тенденцию: граждане не знают оппонентов партии "Нур Отан". Во-первых, потому что они активны только в период предвыборной кампании. Билборды с лозунгами партий – это практически всё, что мы наблюдаем.
Пропорциональная система по партийным спискам необходима в тех политических системах, где присутствует парламентская форма правления, и на основе партийных списков формируется парламент. Исходя из этого, получается, что у нас президентская форма существует просто так, видимо, для формирования парламента. Зачем это нужно? Я предлагаю последовать примеру России: в этой стране предстоящие выборы будут проходить по формуле "50 на 50". Стало быть, половина – по партийным спискам, половина – по мажоритарным. Это, на мой взгляд, более активный политический процесс, а выборы – квинтэссенция демократии.
Либо второй вариант – Вестминстерская система, построенная на принципах государственной модели Великобритании. Это демократическая парламентская система, где партии ведут борьбу на общенациональном уровне, но в округах соревнуются индивиды. В связи с этим количество индивидов определяет количество депутатов в парламенте.
Считаю также необходимым прописать в Конституции причины досрочного прекращения полномочий парламента. Самороспуск – это политический абсурд. Это прямое нарушение идеи представительства. Сначала надо спрашивать у народа, ведь именно он является источником власти. Моё мнение: самороспуск граничит с политическим преступлением. За самороспуск необходимо вводить политическую дисквалификацию партий и депутатов.
Срок легислатуры Мажилиса Парламента должен быть сокращён с пяти до четырёх лет. В Казахстане за годы независимости было семь легислатур Парламента. Верховный совет XII созыва с 1990 по 1993 годы. Он просуществовал 3,8 года. Верховный совет XIII созыва – с 1994 по 1995 годы, он был признан нелегитимным. Мажилис I созыва, январь 1996 года – сентябрь 1999 года. Мажилис II созыва просуществовал почти пятилетний срок согласно Конституции. Это единственный в нашей истории случай. Мажилис III созыва – с конца 2004 г. по май 2007 года. Мажилис IV созыва, сентябрь 2007 г. – декабрь 2011 года. Наконец, Мажилис V созыва, февраль 2012 года – декабрь 2015 года.
В 1998 году были приняты поправки в Конституцию, и срок полномочий Мажилиса был увеличен с 4 до 5 лет. Но получается, что эта норма в реальности не выполняется. Оказывается, Мажилису достаточно четырёх и даже менее лет для его легислатуры. А может быть, даже и три года достаточно.
(Мнение озвучено автором в ходе экспертного обсуждения группы "Кипр" "Выборы-2016: антикризисные меры в предвыборных программах партий")
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.
-
1✈️ Токаев поручил увеличить производство авиатоплива в Казахстане
-
3031
-
0
-
125
-
-
2🔖 Токаев поручил пересмотреть тарифную политику аэропортовых услуг
-
2969
-
0
-
107
-
-
3💬 Аким Улытауской области назвал плюс скандального ляпа в журнале Scat
-
3185
-
4
-
38
-
-
4По данным МЧС, толчки ощущались в Алматинской, Жетысуской и Жамбылской областях.
-
2573
-
1
-
170
-
-
5❗️ Землетрясение произошло в Алматы
-
2748
-
10
-
173
-
-
6⚡️ Алматинцы, кому пришло оповещение о землетрясении?
-
2779
-
27
-
106
-
-
7❗️Ещё 14 продуктов могут попасть в список социально значимых в Казахстане
-
2772
-
3
-
28
-
-
8🚫 Roblox заблокировали в России: регулятор заявил об угрозах для детей
-
2683
-
9
-
65
-
-
9🔖 Закон о запрете пропаганды ЛГБТ: сенаторы взяли время на доработку отдельных норм
-
2364
-
5
-
148
-
-
10🌡Прогноз погоды на 4 декабря: в Астане и 14 областях страны объявили штормовое предупреждение
-
2463
-
0
-
6
-
USD:
505.5 / 508.5
EUR:
587.5 / 592.5
RUB:
6.47 / 6.59