Третий день в Нур-Султане действует режим ЧС из-за сложных погодных условий. Снегопад вкупе с бураном и метелью накрыл столицу. По словам акима города, коммунальные службы работают в экстремальных условиях, но всё же не успевают расчищать улицы: тротуары в сугробах, дороги заснежены, автомобили то и дело попадают под заносы.

Рассказываем, как с подобной проблемой справляются в других странах.

США: правило трёх часов

В США действует правило трёх часов: после окончания любого снегопада дороги должны быть расчищены в течение этого времени. В особо заснеженных северных штатах используют снегоуборочные машины Tow Plow – со специальным косым прицелом, которые расчищают сразу по три-четыре полосы на трассах. Снег как можно скорее вывозят и утилизируют.


Снегоуборочные машины в США

Снегоуборочные машины в США / Фото с сайта auto-bild.ro

Государственные службы расчищают трассы национального значения, городские власти – местные дороги. В маленьких городах часто можно встретить волонтёров, расчищающих снег.

Предприятия и владельцы частных домов в Америке обязаны самостоятельно расчищать снег и лёд на своей территории. Если они не уберут снег в течение суток, то им придётся заплатить штраф до 100 долларов. Так, в 2015 году власти Бостона оштрафовали Госсекретаря США Джона Керри на 50 долларов за неубранный снег перед его домом. В день снегопада Керри был в Саудовской Аравии. После получения уведомления о штрафе снег с тротуара перед пятиэтажной резиденцией госсекретаря убрали.

В США применяют и технологические новинки: там работает специальная система Clarrice. Она объединяет данные со всех федеральных трасс, собранные с 50 000 датчиков, установленных на 2200 метеостанциях в 38 штатах. Система передаёт операторам информацию о погодных условиях на различных участках дороги, чтобы принять оперативные меры.

Также в Штатах применяют связанную с Clarrice систему поддержки принятия решений (MDSS). "Умная" технология помогает операторам по обслуживанию дорог принимать адекватные и своевременные решения.

Канада: запрет на парковки, пока не расчистили улицы

Канаду не зря по климату сравнивают с Центральным Казахстаном: каждую зиму её заваливает снегом. В городах действуют ограничения на парковки во время снегопада. В один день могут запретить парковаться на одной стороне улицы, на следующий день – на противоположной. Это делается для того, чтобы можно было расчистить улицы. За нарушение правил парковки большие штрафы, их выписывают автоматически, без присутствия водителя.


Уборка снега в Монреале. Машины припаркованы только с одной стороны

Уборка снега в Монреале. Машины припаркованы только с одной стороны / Фото с сайта myhomemontreal.com

Городские службы очищают от снега только муниципальные улицы и дороги. Сугробы возле жилых домов и во дворах – проблема самих жителей. Для подростков и иммигрантов это дополнительная возможность подзаработать, прочистив кому-то выезд. Но жители стараются делать всё сами. Владельцы торговых центров и офисных зданий, а также представители многоквартирных домов заключают контракт со снегоуборочными компаниями.


Читайте также: В Нур-Султане объявили режим ЧС из-за сложных погодных условий


Договоры с частниками заключают и городские власти для расчистки крупных шоссейных дорог. Расчищают город по приоритету:

  • начинают с главных улиц;
  • далее – боковые улицы у школ, детских садов, поликлиник, остановок;
  • на третьем месте – небольшие локальные улицы, застроенные в основном одноэтажками.

Убирают снег на дорогах ночью, на тротуарах – с утра небольшими экскаваторами. Нередко тротуары и дороги посыпают реагентом, от которого тает снег.

"Крайний север" Японии: подогрев дорог и снежные туннели

Хоккайдо – самый северный остров в Японии. В столице Саппоро только за три зимних месяца выпадает более 300 мм снега – это больше, чем в Сибири. Для сравнения: в Нур-Султане за весь год выпадает примерно столько же осадков в общем. К концу февраля высота сугробов в Хоккайдо достигает нескольких метров, их настолько много, что даже оттепель в несколько дней против них бессильна.

Уборкой снега во дворах жилых домов, на тротуарах должны заниматься жители. Городские службы расчищают в основном дороги. Это происходит ближе к ночи. Причём большую часть снега не вывозят, а складируют на обочинах. В итоге образовываются огромные снежные туннели высотой не менее трёх метров.


Снег в Хоккайдо, Япония

Снег в Хоккайдо, Япония / Фото с сайта macos.livejournal.com

Применяют в Саппоро и другой метод – подогревают дороги, парковки, тротуары. В центре города возле магазинов, отелей, кафе используют резиновые электрические грелки.

Но от заносов на дорогах в черте города не спасает даже зимняя резина. Пешеходы тоже страдают: в Саппоро не принято посыпать дороги песком или антигололёдной жидкостью, в итоге они превращаются в каток. Спасает людей специальная зимняя обувь – резиновые сапоги с толстой рифлёной подошвой. Снег также скапливается на крышах.

На обилие снегопадов японцы смотрят оптимистично: снежные туннели на трассах привлекают туристов, на острове проходят снежные фестивали, популярен горнолыжный отдых.

Исландия: снег топят трубы с горячими источниками

В Исландии не используют снегоуборочные машины. Снег и лёд тают там благодаря геотермальным источникам. Трубы, по которым горячая вода поступает в дома, проходят под дорогами вдоль улиц.



Там также не используют реагенты и песок. То есть "уборка" снега в Исландии происходит самым экологически чистым и естественным природным способом.

Скандинавские страны: дороги поливают горячей смесью

В Швеции и Норвегии, счищая снег на дорогах, оставляют слой толщиной несколько сантиметров. Поверх него наносят горячий гравий – смесь очень горячей (90-95 градусов Цельсия) воды с песком или мелкой каменной крошкой. В итоге часть снега подтаивает, а часть укатывают специальной машиной. Сцепление колёс автомобилей с такой поверхностью почти идентично со сцеплением с обычным асфальтобетоном.


Уборка снега в Норвегии

Уборка снега в Норвегии / Фото с сайта fresia.it

Такое покрытие может держаться неделю, если снегопад не начнётся снова. Этот способ не из дешёвых: приготовление смеси из кипятка и песка требует специальной и дорогой техники. Но несмотря на дороговизну проекта, его также переняла и Финляндия.

Ежегодно на содержание дорог в Швеции выделяют около 200 млн евро – это больше половины годового бюджета. Вся территория страны опутана сетью метеостанций – около 800 – которые передают информацию о погодных условиях на дорогах. На основе этих данных составляют прогноз состояния дорог.

В Норвегии запрещено использовать песок в городах из-за опасной для человека пыли, которую он оставляет весной. Дороги там оснащены системами метеопрогнозирования. В поверхность полотна вживляют датчик, который передаёт информацию о состоянии покрытия на каждом участке трассы. Это помогает спланировать выезд снегоочистительных служб.

Летом каждую дорогу сканирует специальная машина и составляет 3D-картинку: каждую яму, износ поверхности, глубину колеи. Эта информация помогает сформировать бюджет на ремонт трасс.

Россия: планы о строительстве дорог с подогревом

В России уже заговорили о строительстве дорог с подогревом. Там та же проблема, что и в Казахстане: сугробы на дорогах приводят к пробкам и заторам. Дороги там предлагают строить из электропроводящего цементобетона. Его можно укладывать вдоль края проезжей части. В результате снег будет таять, а вода – стекать в ливневую канализацию. Правда, пока это только планы.

На сложных участках дороги, таких как мосты, съезды или путепроводы, такой бетон можно размещать по всей ширине проезжей части. Он безопасный для пешеходов и водителей, так как сверху его предлагается покрывать защитным слоем, а нижние слои дороги обеспечат заземление. Чтобы избежать больших трат на электричество, включать подогрев можно только в критических ситуациях или использовать альтернативные источники энергии.

Дороги с подогревом помимо Исландии и Японии уже построены в Канаде, США, Финляндии, Норвегии.

Сейчас уборку снега в столице РФ начинают после окончания снегопада. Если он продолжительный, то после того, как толщина неуплотнённого снега достигает 5 см. Начинают с дорог, остановок общественного транспорта, пешеходных переходов, въездов в приёмные покои больниц, станций метро.


Уборка снега в Москве

Уборка снега в Москве / Фото с сайта tvc.ru

Москва давно перешла на использование мобильных и стационарных снегоплавильных станций, работающих на мощностях Мосводоканала и Мосводостока. Таких станций в Москве более 200.

Нур-Султан: "Нет причин для паники, это природа"

В столице Казахстана с последствиями снегопада пытаются справиться 836 единиц спецтехники и 674 дорожных рабочих.


Читайте также: Аким Нур-Султана: Последний раз такое количество снега в столице было 55 лет назад


Снегоуборочные машины погружают снег в КамАЗы и вывозят его за город. По данным на 28 января, за нынешнюю зиму из города вывезли 2 млн 300 тысяч кубометров снега – это более 200 тысяч рейсов КамАЗов. Сотрудники коммунальных служб работают в три смены.


Уборка снега в НУр-Султане

Уборка снега в Нур-Султане / Фото Informburo.kz

Нынешний снегопад глава города Алтай Кульгинов назвал аномальным: выпало 50 мм осадков при норме 16 мм. Такое количество осадков последний раз было 55 лет назад – в 1964 году. Из шести полигонов, куда отвозят снег, два заполнены. Ещё один в Алматинском районе закрыт из-за заносов.

"Сейчас нет причин для паники, это природа. Основные магистральные улицы чистые. Мы справимся, вывезем. Есть неделя у нас. По прогнозу, в течение недели осадков не будет. Мы максимально вывезем снег", – пообещал Алтай Кульгинов.

Горожане запустили челлендж "Біз біргеміз", призвали жителей взять в руки лопаты, очистить снег во дворах, снять видео и выложить в сеть с хештегом #Бізбіргеміз.

Так они решили помочь коммунальным службам, работающим в круглосуточном режиме. К челленджу присоединились знаменитости и сотрудники различных госорганов.

Из-за метели в столице приостановили движение нескольких пригородных маршрутов, отменяют занятия, ввели режим ЧС. Стихия охватила не только Нур-Султан – движение ограничено на 45 участках трасс в девяти областях страны.

Следите за самыми актуальными новостями в нашем Telegram-канале и на странице в Facebook

Присоединяйтесь к нашему сообществу в Instagram

Если вы нашли ошибку в тексте, выделите ее мышью и нажмите Ctrl+Enter