Прямой эфир Новости спорта

Какие проблемы обнажил инцидент на строительной площадке "Абу-Даби Плаза"? Итоги и оценка конфликта

Фото Informburo.kz
Фото Informburo.kz
Какие выводы должны сделать власти, чтобы подобные конфликты не повторялись?

Ночью 2 сентября в Астане произошёл конфликт между казахстанскими и индийскими рабочими на стройке статусного проекта "Абу-Даби Плаза". Это привело к оцеплению нескольких улиц, выезду акима на место происшествия, ажиотажу в социальных сетях. Informburo.kz внимательно проанализировал события, происходившие вокруг строительной площадки "Абу-Даби Плаза", и рассказывает о его долгосрочных итогах.

Читайте также:
"Абу-Даби Плаза": история скандального проекта

Оказались не готовы

События вечера 2 сентября в районе стройплощадки "Абу-Даби Плаза" развивались стремительно. Оцепление целого района, прибытие на места спецназа и солдат Нацгвардии – внешне всё говорило о том, что в казахстанской столице происходит что-то серьёзное. В мессенджерах и социальных сетях распространяли противоречивые фотографии и обрывочное видео.


За несколько часов у "Абу-Даби Плаза" собрались больше тысячи человек

За несколько часов у "Абу-Даби Плаза" собрались больше тысячи человек / Фото Informburo.kz


По словам Аиды Досаевой, независимого консультанта по коммуникациям, власти вновь наступили на старые грабли. Активность пользователей месседжеров и соцсетей оказалась эффективнее, чем попытки госорганов по информированию населения.

"Особое внимание хотелось бы обратить на коммуникации. Мы много говорим о том, что нужно делать в кризисных ситуациях. Есть определённые правила антикризисных коммуникаций, и первое гласит: "Расскажи свою историю сам, иначе за тебя это сделают другие", – заявила в интервью Informburo.kz Аида Досаева. – В этом случае информация о том, что произошло, и комментарии от пользователей соцсетей стали появляться практически сразу же, а со стороны государственных органов, в частности со стороны пресс-службы МВД, они появились значительно позже, причём это были очень скупые комментарии. Это говорит о том, что они не были готовы к такой ситуации и скорее всего план антикризисных коммуникаций у них отсутствует".

Многие наблюдатели отмечали и тот факт, что даже у сотрудников государственных СМИ возникли проблемы с получением достоверной информации. Остальные активно использовали материалы, которые выкладывали пользователи в сеть. По словам Досаевой, в инфополе чувствовался дефицит качественной информационной работы:

"Если говорить в целом о сбалансированном освещении этого события, то помогли бы настоящий репортаж с места, интервью с очевидцами, еще больше – интервью с непосредственными участниками конфликта, – уверена независимый консультант по коммуникациям. – Асет Исекешев – один из немногих представителей органов власти, который понимает важность своевременных коммуникаций с гражданами, жителями города. Он, кстати, в тот момент разместил на своей странице в Facebook пост о том, что произошло, что делается, что будет сделано, и попросил воздержаться от ненужных комментариев, чтобы избежать конфликтных ситуаций и провокаций в дальнейшем. Это было то, что могло помочь именно в те минуты".

Читайте также:
Беспорядки в Астане. Главное. Задержан 41 человек

Наказали и отчитались

5 сентября глава МВД Казахстана озвучил реальную причину начала конфликта на статусном строительном объекте. Причиной противостояния в "Абу-Даби Плаза", по словам Калмуханбета Касымова, стал бытовой конфликт. В тот вечер граждане Индии толпой прошли через КПП мимо рамки досмотра. И из-за этого завязалась драка.

Согласно официальным данным, в ночь с 2 по 3 сентября правоохранительными органами был задержан 41 человек. 8 человек впоследствии привлекли к административной ответственности. Участники драки и подстрекатели в итоге получили от 5 до 15 суток ареста. Это были преимущественно казахстанцы.

По официально озвученной информации, в отношении индийских граждан, которые сначала спровоцировали первую драку на КПП, избили охранника-казахстанца, а затем прятались от своих местных коллег за баррикадами на территории общежитий "Абу-даби Плаза", была выбрана депортация.

До конца сентября 61 гражданин Индии за нарушение дисциплины и общественного порядка на стройплощадке "Абу-Даби Плаза" покинул Казахстан. 23 из них, скорее всего именно те, кто и избил сотрудника службы охраны, были депортированы в течение нескольких суток после событий 2 сентября.

4 сентября в кулуарах Парламента беспорядки в Астане прокомментировал и генеральный прокурор республики Жакип Асанов. По его словам, расследование инцидента происходило чётко в рамках закона:

"Сейчас два дела возбуждено, зарегистрировано досудебное расследование – одно по конфликту на бытовой почве, второе – по ложной информации", – отметил в интервью журналистам генеральный прокурор Казахстана.

Однако спустя почти 2 месяца ещё неизвестно, нашли ли и наказали правоохранительные органы тех, кто активно, по официальной версии, распространял ложную информацию и провоцировал казахстанцев на противоправные действия.

Сказать точно и определённо мешает отсутствие достоверной и официальной информации. Informburo.kz 19 сентября 2017 года направил официальный запрос за номером 367 в департамент внутренних дел города Астаны, чтобы подтвердить итоговую цифру задержанных и наказанных, а также нюансы досудебного расследования. Однако спустя месяц ответ от пресс-службы ДВД столицы так и не получен.

Провокации и последствия

По словам политолога профессора Казахстанско-Немецкого университета Рустама Бурнашева, события 2 сентября, к счастью, не завершились массовыми погромами и избиениями индийских рабочих. С одной стороны, считает эксперт, это вполне логично, с другой – попытки сместить акценты данного события в сторону национального фактора являются опасными.

"Для меня произошедшее – это всего лишь межличностный и трудовой конфликты, которым пытались придать такой межнациональный характер, но, слава богу, этого не получилось, – считает политолог. – К сожалению, очень многие вещи в Казахстане осмысливаются через этнонациональные вопросы, этнонациональные форматы, поэтому любая серьёзная ситуация приобретает именно такую окраску. Ситуация с призывом "наших бьют" – это вообще довольно-таки распространённая модель социального поведения. Я думаю, многие из нас через такое проходили в классе, во дворе. Я не думаю, что здесь были какие-то особые социальные силы. Я не могу этого отрицать, но это требует тщательного анализа".

Руководитель Группы оценки рисков Досым Сатпаев считает, что официальным властям всё-таки удалось в некотором смысле купировать проблему на начальном этапе.

"Я называю это "эффект Жанаозеня". После событий там в 2011 году казахстанские власти всех уровней стали более оперативнее реагировать на любые конфликты – социальные, трудовые, опять-таки опасаясь их разрастания до довольно серьёзных проблем, – поделился в интервью Informburo.kz Сатпаев. – До событий в "Абу-Даби Плаза" те люди, которые знают реальную обстановку, могут подтвердить: в Казахстане с определённой регулярностью могут происходить те или иные конфликты. Особенно на предприятиях, на строительстве объектов, где есть иностранные рабочие. Власть после 2011 года стала более оперативно реагировать на такие вещи, вплоть до того, что на уровне руководства предприятий идут попытки разрешить конфликт. Поэтому реакция властей на события вокруг "Абу-Даби Плаза" была ожидаемой и логичной".


Спецназ против граждан, к счастью, не пришлось применять

Спецназ против граждан, к счастью, не пришлось применять / Фото Informburo.kz


По мнению известного казахстанского политолога Айдоса Сарыма, проект "Абу-Даби Плаза" многие годы сопровождали различного рода скандалы, в том числе забастовки рабочих и пожары. Назвать объект образцовым из-за длительного срока реализации и регулярного изменения проекта, по мнению эксперта, не поворачивается язык.

"Бомба под названием "Абу-Даби Плаза" была заложена в самом начале, в этом самом контракте, в этом межправительственном соглашении. Понятно, что ни акиму, ни Президенту не нравится, что в центре города вот уже 10 лет без малого стоит это пятно, – считает Айдос Сарым. – На нём происходят то пожары, то скандалы. Если помните, в самом начале предполагалось, что это будет самое высокое здание в Центральной Азии. Потом уменьшили количество этажей, переписали ещё какие-то данные, в итоге за одну и ту же цену мы имеем уже другой проект. Я не думаю, что они успеют достроить и в этом году. Даже если сейчас прокуратура начнёт проверять стройку, то что она может там найти? Какие нарушения, ведь там в основном сплошные изъятия из законов и Конституции. Надо как можно быстрее закончить эту стройку, закрыть эту печальную страницу и в целом необходимо усиливать требования к подобным проектам".

Человеческий капитал и чужие доходы

Единственным плюсом эксперты называют тот факт, что достоянием широкой общественности стал документ, которым и регулируются все вопросы по реализации объекта. Документ под названием "Межправительственное соглашение между Правительством Республики Казахстан и Правительством Объединённых Арабских Эмиратов касательно строительства комплекса "Абу-Даби Плаза", г. Астана, Республика Казахстан" от 2009 года после событий 2 сентября изучали публично и давали ему критические оценки. Informburo.kz подробно рассказывал о том, на каких условиях строится комплекс.


Первоначальный эскиз и реализованный проект "Абу-Даби Плаза"

Первоначальный эскиз и реализованный проект "Абу-Даби Плаза" / Иллюстрация Informburo.kz


По мнению политолога Айдоса Сарыма, такие условия оставили казахстанских бизнесменов и рабочих без существенной части возможного дохода. Большую часть инвестиций арабских инвесторов не увидели ни казахстанский бюджет, ни бюджеты рядовых граждан.

"Надо полностью проверить объект, исполнение соглашения. Посмотреть всех субподрядчиков и прочие вещи. Если этот контракт хотя бы довести до конца, то мы много для себя поймём и чему-то научимся, набьём шишки. Раз умом опыт этот заработать у нас не получается, то обычно процесс происходит через другие места. Чтобы в будущем такого не происходило. Денег в стране оставаться будет больше, а настроение у людей будет лучше в таком случае, – считает политолог Айдос Сарым. – Если мы не хотим впоследствии получить гораздо более масштабный конфликт, то сейчас надо менять не просто политику в отношении иностранной рабочей силы, надо в целом менять философию наших элит и правителей. Надо, чтобы каждый подобный контракт в первую очередь обеспечивал рабочие места именно для казахстанцев. Каждый контракт, даже повышенной сложности. Что мешает обучать наших? За то время, что строится "Абу-Даби Плаза", можно было подготовить и своих. Пусть инвесторы обучают наших, если хотят здесь что-то строить. Пусть лимитируют количество иностранных специалистов. Нашим чиновникам нужно до подписания документов выбивать все преференции для страны, а не бегать с какими-то мегапроектами, понимаете?"

С коллегой соглашается и руководитель Группы оценки рисков Досым Сатпаев. По его мнению, трудовые конфликты, связанные с иностранными рабочими в Казахстане, возникают не на пустом месте.

"Почему в Казахстане с завидной регулярностью происходят подобные конфликты, конфликты казахстанцев с иностранными рабочими? Может, именно здесь зарыта проблема, на которую и надо обращать внимание. Просто в обществе давно созрело недовольство тем, что на самом деле казахстанские власти не очень активно поддерживают граждан и с точки зрения предоставления им квалифицированной работы, и с точки зрения системы по повышению квалификации и так далее, – акцентирует внимание на проблеме Досым Сатпаев. – Происходит это на фоне декларируемого развития отечественного образования, уровня которого недостаточно, чтобы наша молодёжь даже внутри страны создавала конкуренцию иностранным специалистам. Ставка на человеческий капитал в нашей стране всё ещё не на должном уровне. Иностранные специалисты всё ещё выше котируются, чем наши граждане, хотя за столько лет лозунгов о повышении статуса образования, необходимости реформ и так далее должно произойти обратное. За 26 лет независимости мы не избавились от стереотипа, что они, иностранцы, лучше и больше знают. Это всё ещё в нас сидит. Я думаю, что сейчас государство должен больше заботить реальный профессиональный уровень казахстанцев, именно этот вопрос. После событий вокруг "Абу-Даби Плаза" мы потушили это пламя. Но никто не даст гарантии, что завтра оно снова не разгорится. И в какой-то момент не выйдет из-под контроля. Такие инциденты могут приобрести долгоиграющий и систематический характер. У нас много объектов, на которых работают иностранцы".

Как действовал Исекешев

Единственным действующим политиком, кто не получил солидную порцию критики, а наоборот, заработал прибавку к положительному имиджу, стал столичный градоначальник. Он прибыл на место не только одним из первых, но и единственным пошёл на непростой разговор с собравшимися. Общение порой происходило на повышенных тонах.

По мнению Нуркена Халыкбергена, управляющего партнёра агентства Khalykbergen Strartegic Communications, общение с людьми закончилось спокойно во многом благодаря действиям самого Асета Исекешева.

"Его команда, действительно, сработала великолепно с точки зрения реагирования. То есть он не приехал через сутки, через двое-трое, как это обычно бывает. Он оказался в эпицентре событий без какой-либо охраны, что показывает его открытость и способность к диалогу. На мой взгляд, это один из лучших примеров кризисного пиара с точки зрения реагирования государственных органов. Что касается получения дополнительных имиджевых плюсов, в процентном отношении я не могу сказать, но к его репутации это значительная добавка. И демонстрация для электората, что этот человек не боится выйти к людям, он открыт к диалогу, – считает эксперт. – То, что и полицейские оказались не готовы к появлению Исекешева, говорит лишь о том, что это не в практике, это нестандартно. Люди в форме не привыкли видеть чиновников высшего звена при решении подобного рода проблем. Я больше чем уверен, что полицейские обрадовались. Потому что, согласитесь, наибольшее снижение накала в той ситуации произошло из-за появления именно акима Астаны. А представьте, если бы акима на месте не оказалось? Наши полицейские, поскольку у них нет, скажем так, каких-то особых моделей поведения в таких ситуациях, скриптов о том, как вести переговоры с людьми без разрешения начальства, просто бы выполняли свои обязанности как положено. Вряд ли бы кто-то проявлял какую-то инициативу. Им просто повезло, что аким Астаны оказался с яйцами".

По мнению Аиды Досаевой, независимого консультанта по коммуникациям, сложно предположить то, как развивались бы события, если бы Асета Исекешева не оказалось в эпицентре событий.

"Можно поставить вопрос по-другому: как повлияло бы на ситуацию непоявление Исекешева на месте? Проект очень важный, и не только для столицы. Его строительство началось в соответствии с соглашением между РК и ОАЭ, поэтому появление мэра столицы было очень критичным, – уверена Аида Досаева. – Это было отмечено многими пользователями в социальных сетях, которые написали, что лично видели его на месте происшествия и это действительно очень помогло разрядить ситуацию".

К слову, именно после встречи Асета Исекешева с представителями инвестора 8 сентября было объявлено о том, что после завершения строительства комплекс "Абу-Даби Плаза" предоставит 2 000 новых постоянных рабочих мест для казахстанцев. Об этом сообщило руководство компании Arabtec Holding PJSC на встрече со столичной администрацией. Подкрепило это обещание присутствие на этой встрече Чрезвычайного и Полномочного Посла ОАЭ в Казахстане.

Незамеченный факт

6 сентября, спустя всего 4 дня после драки, инициатором которой выступили рабочие из Индии, было сделано заявление, которое прошло практически незамеченным на фоне инцидента. Депутаты Мажилиса заявили о своей готовности ратифицировать соглашение с Индией, подписанное Казахстаном ещё 21 год назад.

Документ предусматривает сотрудничество налоговых служб в обмене информацией между правительствами Казахстана и Индии. Депутаты Мажилиса готовы ратифицировать данное соглашение с Индией в декабре текущего года.

Новые вехи в области двухстороннего сотрудничества двух государств прокомментировала председатель Комитета по финансам и бюджету Гульжана Карагусова, представляя законопроект "О ратификации протокола между Правительством Республики Казахстан и Правительством Республики Индия о внесении изменений и дополнений в конвенцию между Правительством Республики Казахстан и Правительством Республики Индия об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от налогообложения в отношении налогов на доход, на капитал и протокол, совершённых в Нью-Дели 9 декабря 1996 года".

"Данный законопроект был разработан в целях ратификации протокола, который предусматривает пересмотр конвенции в части сотрудничества налоговых служб путём обмена информацией правительствами Республики Казахстан и Республики Индия и предоставления Республике Казахстан права на налогообложение отдельных видов доходов. Комитет по финансам готов подготовить заключение по законопроекту до 27 декабря 2017 года", – сказала Карагусова.

Поделиться:

  Если вы нашли ошибку в тексте, выделите её мышью и нажмите Ctrl+Enter

  Если вы нашли ошибку в тексте на смартфоне, выделите её и нажмите на кнопку "Сообщить об ошибке"

Новости партнеров