Прямой эфир Новости спорта

Что делает холдинг "КазАгро", и зачем ему нужны государственные деньги?

Фото из открытых источников
Фото из открытых источников
Получение холдингом 60 млрд тенге из ГФСС вновь подняло вопрос об эффективности использования государственных средств.

Национальный управляющий холдинг "КазАгро" часто появляется в новостных лентах СМИ. В последний раз бурное обсуждение в обществе вызвало выделение из Государственного фонда социального страхования 60 млрд тенге на выкуп у фермеров зерна.

И вновь ребром встала тема эффективного использования компанией государственных средств. Редакция Informburo.kz разбиралась в этом вопросе.

Атлант для агропрома

Агропромышленный комплекс в Казахстане (АПК) остаётся одной из важных отраслей экономики. И этому есть несколько объяснений. С одной стороны, это значимая для населения сфера – всё-таки на селе проживает 42% граждан. Во-вторых, сельское хозяйство стабильно показывает рост – с 2013 года индекс физического объёма в секторе не падал ниже 1%, а за 2017 год составил 2,9%.

Соответствующее внимание агропрому уделяет Правительство. За последние 10 лет в АПК влили более 2,6 трлн тенге.

Развивают отрасль через специальный финансовый институт – АО "Национальный управляющий холдинг "КазАгро". Структуру создали в декабре 2006 года по указу Президента страны и последовавшему за ним постановлению Правительства. Холдинг должен был стимулировать агропром через "обеспечение эффективного управления инвестиционными активами и развитие корпоративной культуры акционерных обществ", работающих в отрасли.

В группу холдинга входят семь дочерних компаний: "Продовольственная контрактная корпорация", Фонд финансовой поддержки сельского хозяйства, "КазАгроГарант", "Аграрная кредитная корпорация", "КазАгроМаркетинг", "КазАгроФинанс" и "КазАгроПродукт". Три последние выставили на приватизацию – они должны перейти в конкурентную среду до 2020 года.

По плану реорганизации, после этого "КазАгро" сосредоточится на финансовой поддержке сельского хозяйства через "Аграрную кредитную корпорацию" и Фонд финансовой поддержки сельского хозяйства и продвижении госполитики в отрасли через "Продовольственную контрактную корпорацию" и "КазАгроГарант". Также в холдинге планируют заняться развитием инструментов для прямых инвестиций в сельское хозяйство, в дополнение к уже созданному Казахстанско-венгерскому фонду прямых инвестиций.

Читайте также:

Генпрокуратура ищет зерно, которого, возможно, никогда и не было. Расследование Informburo.kz

Эксперт института мировой экономики и политики Сергей Домнин напоминает, что схемы работы “КазАгро” с аграриями неоднократно подвергалась критике, в том числе и на самом высоком уровне. Эти претензии, как правило, сводились к двум блокам.

"Первый – у холдинга слишком много различных функций, которые необходимо оптимизировать. Второй – структуры государственного холдинга зашли в сектора, где вполне успешно мог бы работать и частный игрок, например, в лизинг, закупку и экспорт зерна и животноводческой продукции. В итоге несколько компаний поместили в список на приватизацию, но потом исключили одну из них – "Продкорпорацию", поскольку стало очевидно, что нельзя приватизировать компанию, которая отвечает за стратегическое направление – формирует запасы зерна", – отмечает Домнин.

Другая существенная претензия к “КазАгро”, по словам эксперта, в том, что компания эффективна в освоении государственных средств, но не привлечении денег с рынка. Примером этого служит продажа облигаций Государственному фонду социального страхования на 60 млрд тенге.

"Общим местом критики “КазАгро” стала бюрократизация этой структуры. Аграрии жаловались и на то, что от них требуют предоставлять слишком большой объём информации об операционной деятельности. Однако это в известной степени объяснимо: структура квазигосударственная, оперирует государственными деньгами, поэтому пытается подстраховаться любыми разрешёнными способами", – добавил Сергей Домнин.

Полной финансовой отчётности о работе "КазАгро" за 2017 год ещё нет. Но в 2016-м активы холдинга достигли объёма в 1,27 трлн тенге, увеличившись с 2015-го на 162 млрд. При этом на 70,8 млрд выросли обязательства, в основном по средствам Правительства и долговым ценным бумагам в тенге.


Динамика изменений активов "КазАгро" в 2013-2017 годах. Данные за 2017 год приведены из промежуточной отчётности

Динамика изменений активов "КазАгро" в 2013-2017 годах. Данные за 2017 год приведены из промежуточной отчётности / Иллюстрация Informburo.kz


Эффективность управления любой компанией принято оценивать по её прибыльности или по крайней мере отсутствию убытков. У "КазАгро" в этом плане показатели с 2007 года, хотя и росли с переменным успехом, но всегда оставались в плюсе. Исключением стал 2015 год, когда холдинг показал убыток в 99,3 млрд тенге.

Просадка возникла главным образом из-за операций в иностранной валюте – этот пункт ушёл в минус сразу на 162,7 млрд тенге. В 2015-м, напомним, перешли к плавающему курсу тенге. И если в январе того года за один доллар давали чуть более 180 тенге, то к концу года – уже 339.

Финансовый консультант Расул Рысмамбетов напоминает, что больших прибылей от "КазАгро" ждать и не стоит. Дело в том, что холдинг призван финансировать госполитику в сельском хозяйстве. Это накладывает свой отпечаток на его работу.

"Компания показала убытки по результатам января-сентября 2017 года в размере 63,1 млрд тенге. За такой же период в 2016-м прибыль составила 19,8 млрд тенге. При этом компания редко раскрывает всех получателей своей помощи. За 2016 год "КазАгро" получил 90 млрд тенге господдержки, а только за три квартала 2017-го этот объём составил уже 88,8 млрд тенге", – отметил эксперт.


Динамика прибыли "КазАгро" в 2013-2016 годах. Убыток в 99,3 млрд тенге в 2015 году связан с операциями в иностранных валютах

Динамика прибыли "КазАгро" в 2013-2016 годах. Убыток в 99,3 млрд тенге в 2015 году связан с операциями в иностранных валютах / Фото Informburo.kz


Сейчас рейтинг холдинга, по оценке агентства Fitch, составляет BBB- со "стабильным" прогнозом, по Standard and Poors – BB- также со "стабильным" прогнозом.

Свои рейтинги в Fitch обосновали тем, что "в среднесрочной перспективе особый правовой статус "КазАгро" будет оставаться нетронутым".

Фонды к вашим услугам

Этот "особый статус" даёт "КазАгро" возможность просить деньги из республиканского бюджета и внебюджетных фондов.

Всего с 2007 по 2017 год холдинг профинансировал агропром более чем на 2,6 трлн тенге. Из этих средств 55% составили собственные средства "КазАгро", ещё 36% взяли из республиканского бюджета, 6% привлекли из частного сектора и 3% – из Нацфонда. Таким образом, 94% этих финансов имеют государственное происхождение.

Следует отметить, что "КазАгро" по сравнению с "Самрук-Казына" и "Байтереком" привлекал деньги из Нацфонда заметно реже. Лишь в 2009 году на выкуп облигаций выделили 120 млрд тенге для поддержки агропромышленного комплекса. Срок погашения ценных бумаг изначально был запланирован на 2023 год, но затем его перенесли на 2041-й.

Группа "КазАгро" использует средства Нацфонда и косвенно. В сентябре 2017 года "Аграрная кредитная корпорация", Ассоциация кредитных товариществ, Ассоциация лизинговых компаний и Ассоциация машиностроителей сельскохозяйственной техники подписали соглашение для выдачи фермерам дешёвых кредитов.

Как сообщил председатель правления "Аграрной кредитной корпорации" Нармухан Сарыбаев, эта компания через фондирование лизинговых компаний и кредитных товариществ профинансирует аграриев на покупку сельхозоборудования по доступной цене.

Также Сарыбаев сообщил, что на эту работу выделили 5 млрд тенге. Сборку сельхозтехники финансируют из Нацфонда: в 2017 году на это направили 15 млрд тенге, а в 2018 году выделят ещё 25 млрд тенге.

Привлекаются средства из другого источника – Государственного фонда социального страхования. Выделение из последнего 60 млрд тенге на выкуп у фермеров зерна вызвало бурное обсуждение в СМИ и социальных сетях. Общественность интересовала возвратность средств. Однако министр сельского хозяйства Умирзак Шукеев заверил, что деньги вернут в полном объёме.

"Я гарантирую лично, потому что "КазАгро" – государственная компания. Она на эти деньги сейчас в первую очередь произведёт закупку зерна – продаст это зерно. Мы закупаем на самой низкой точке цены. Мы продадим и вернём", – подчеркнул чиновник.

Другим финансовым источником для агросектора стал Единый накопительный пенсионный фонд. С 2014 года он начал закупать облигации "КазАгро", и сейчас в его портфеле находятся ценные бумаги почти на 186 млрд тенге (по текущей стоимости). По этим бумагам выплачены вознаграждения на 31,6 млрд.

Также ЕНПФ владеет облигациями "Продовольственной контрактной корпорации" на 13,7 млрд тенге.

Что касается республиканского бюджета, то из него с 2013 по 2017 год на финансирование весенне-полевых и уборочных работ холдингу выделили более 273 млрд тенге. Как подчёркивают в пресс-службе "КазАгро", "весь объём денежных средств своевременно возвращён".

Всего же за 2011-2015 годы агропрому через холдинг из республиканского бюджета выделили 410,5 млрд тенге. Из них 318 млрд – в виде краткосрочных бюджетных кредитов, ещё 92,5 млрд тенге направили на пополнение уставных капиталов компаний.

Работа Правительства с сельским хозяйством через "одно окно" холдинга привела к специфическим результатам. Из-за того, что финансовые институты "КазАгро" предоставляют услуги по ставкам ниже рыночных, долгосрочные инвестиции в отрасли стали сильно зависеть от госфинансирования.

Тем не менее Нацфонд, ГФСС и ЕНПФ являются хорошими источниками финансов: институты развития получают длинные деньги на выгодных для себя условиях. К примеру, по облигациям "КазАгро", выкупленным за деньги Нацфонда, ставка вознаграждения составляет 0,02%.

Что у "дочек"?

Практическая сторона эффективности холдинга "КазАгро" выходит за рамки финансовых отчётов. Так как его целью остаётся развитие агропрома, пользу можно вычислять в количестве реализованных проектов. По данным пресс-службы холдинга, всего в инвестиционном портфеле группы находятся 570 проектов на сумму 376 млрд тенге, из которых уже ввели в эксплуатацию 530. За 10 лет удалось обеспечить занятость 196 тысяч человек, создано 44 тысячи новых рабочих мест.

Однако тут не всё так гладко. В 2016 году Счётный комитет выявил проблемы по проектам "КазАгроФинанса". 16 из них, которые "дочка" прокредитовала, не были завершены либо не работали на проектную мощность. При этом на счетах компании лежали без дела 10,9 млрд тенге из Нацфонда.

Появлялась эта компания и в новостях, посвящённых суду над бывшим премьер-министром Сериком Ахметовым. Тогда на судебном процессе один из свидетелей заявил, что экс-чиновник якобы надавил на комиссию "КазАгро" по рассмотрению проектов, чтобы они одобрили заявку подконтрольной Ахметову компании. В итоге "КазАгроФинанс" выделил 15 млн евро на строительство тепличного комплекса в Карагандинской области, хотя члены комиссии обращали внимание на завышенную стоимость предлагаемого оборудования.

Также были хищения в региональном филиале Фонда финансовой поддержки сельского хозяйства. Эта компания является монополистом в сельском микрокредитовании – её доля на рынке составляет 94%. С 2005 года аграриям выданы 109 тысяч микрозаймов на 152 млрд тенге.

В 2015 году сотрудники фонда выявили, что в Восточно-Казахстанском филиале некоторые кредиты были получены мошенническим путём. В 2014-2015 годах 31 заёмщик получил 132,5 млн тенге через оформление кредитов на подставных лиц. Уголовные дела начали по 22 кредитам, по четырём из них займы погашены.

После выявленных нарушений договор с директором филиала расторгли. По приговору суда в феврале 2017 года нескольких фигурантов уголовного дела приговорили к различным срокам лишения свободы.

Как сообщает портал Tengrinews.kz, в июне 2013 года был арестован бывший председатель правления "Продкорпорации" Бейбитхан Кабдрахманов. Экс-менеджера подозревали в растрате 12 миллиардов тенге государственных средств через "незаконную продажу и отсрочку оплаты зерна группе компаний "Богви". Главу этой группы Виктора Богданца также задержали, но по подозрению в присвоении 100 миллиардов тенге. В 2014 году обоих осудили на три года условно. А ещё взыскали в солидарном порядке судебные издержки на 710 тысяч тенге.

Агрохолдинги на грани

"КазАгро" был замечен и в теме спасения трёх крупнейших аграрных холдингов Казахстана – "Алиби", "Иволги" и "Казэкспортастыка". По данным СМИ, их совокупный долг перед банками составляет 4,6 млрд долларов.

К "Иволге", к примеру, есть претензии не только у казахстанских, но и у зарубежных финансовых институтов. В 2007 году холдинг занял у нидерландского банка ABN Amro (позже куплен британским Royal Bank of Scotland) 300 млн долларов. Потратив эти деньги, руководство "Иволги" начало искать покупателей на долю в компании, обратившись для этого в ряд инвестиционных банков Европы и России. В июле 2011 года кредитную линию на 80 млн долларов холдингу открыл Евразийский банк развития.

Так как холдинг допускал просрочки по кредитным выплатам, банки начали защищать свои интересы в суде. Первым заявил о своих правах Royal Bank of Scotland. В феврале 2015 года арбитражный суд Краснодарского края России удовлетворил иск о взыскании заложенного имущества "Иволга-центра", Оренбургского хлебоприёмного предприятия и Троицкого комбината хлебопродуктов (входят в холдинг "Иволга") – всего на 296,7 млн долларов. В России проходили и другие суды, общая сумма претензий перевалила тогда за 30 млрд рублей.

В феврале 2016 года Евразийский банк развития подал в экономический суд Костаная иск к ТОО "Иволга-Холдинг" для признания последнего банкротом. Дело в том, что в установленный срок – к 20 августа 2014 года – заёмщик не только не выплатил задолженность, но и не погасил даже её часть.

Тем не менее холдинг банкротом не признали. В декабре 2017 года его собственник – предприниматель Василий Розинов – передал в доверительное управление доли в дочерних компаниях "Иволги" Айдарбеку Ходжаназарову. Новый топ-менеджер, некогда работавший замглавы "КазАгро", заявил, что теперь холдинг начнёт публиковать отчёты о работе.

Также "Иволга" начала вести переговоры о реструктуризации долга с одним из крупнейших кредиторов – "КазАгро". С Евразийским банком развития тоже прошёл ряд встреч.

Все три указанные выше структуры – "Алиби", "Иволга" и "Казэкспортастык" участвовали в программе финансового оздоровления в 2013-2015 годах. Тогда были одобрены заявки 404 субъектов АПК на общую сумму задолженности 520 млрд тенге, в том числе 333 млрд тенге за счёт фондирования "КазАгро".

Но не все "дочки" холдингов прошли через программу, поэтому они до сих требуют помощи. Но в Министерстве сельского хозяйства уверены, что в целом ситуация исправляется.

"Можно с уверенностью сказать, что найдены качественные решения, системные, в том числе со сменой собственника. У него (Айдарбека Ходжаназарова. – Авт.) есть чёткая стратегия, он подробно анализирует причины, приведшие к текущей ситуации, и намеревается не допускать этих ошибок, не наступать на эти грабли, правильно организовать процесс", – рассказал Informburo.kz первый вице-министр сельского хозяйства Арман Евниев.

Однако эксперт Расул Рысмамбетов напоминает, что поддержка неэффективных холдингов – крайне рискованный шаг.

"Это препятствует технологическому развитию сельского хозяйства в Казахстане. Крупные компании часто ориентируются на экспорт сырья, у них хронически не хватает средств на переоборудование. Цена ошибки в вопросе поддержки холдингов – деградирующие земли и преобладание импорта в сфере продуктов питания", – подчеркнул Рысмамбетов.

Когда кредиты – как шёлк

Условно говоря, долги "КазАгро" можно поделить на два больших подвида: государственные и частного сектора.

В промежуточной отчётности холдинга за первые шесть месяцев 2017 годов указано, что займы от госаппарата составляют более 129 млрд тенге. В них входит кредит от Министерства финансов на 60 млрд для финансирования весенне-полевых и уборочных работ. Вернуть деньги холдинг должен был до 20 декабря 2017-го. Учитывая, что дополнительных сообщений ни от "КазАгро", ни от Минфина по поводу отсрочки не поступало, можно предположить, что долг закрыт. Оставшиеся 69 млрд – задолженность перед местными исполнительными органами.

Частным банкам холдинг должен чуть больше 48,6 млрд тенге. Здесь есть займы в пяти валютах:

  • в тенге – от Евразийского банка развития и Сбербанка в Казахстане – всего на 18,9 млрд тенге;
  • в долларах – от Исламского банка развития, Банка ЦентрКредит, Газпромбанка, Исламского банка Al Hilal, Societe Generale Bank, Deere Credit inc., Россельхозбанка, CNH International SA и даже ООН – всего на 20,8 млрд тенге;
  • в евро – от Landesbank Berlin A.G. и BOT Lease Co. Ltd – всего на 4,2 млрд тенге;
  • в рублях – от Росэксимбанка и Сбербанка в Казахстане – всего на 3,2 млрд тенге;
  • в динарах – от Исламского банка развития – всего на 1,5 млрд тенге.

Кредиты "КазАгро" в разрезе валют

Кредиты "КазАгро" в разрезе валют / Отчётность "КазАгро" за первые шесть месяцев 2017 года


Отдельного внимания заслуживают долговые ценные бумаги группы "КазАгро" на 220,7 млрд тенге. Срок их погашения сильно разнится. К примеру, "Продовольственная контрактная корпорация" должна погасить облигации на 23,2 млрд тенге уже в 2018 году. "КазАгроФинанс" будет закрывать бумаги на 11,2 млрд в 2021-2024 годах, а "Аграрная кредитная корпорация" – на 20,6 млн тенге в 2023-м.

Намного существеннее выглядит ситуация с еврооблигациями. В 2013 году "КазАгро" выпустил таких бумаг на 1 млрд долларов со сроком погашения в 2023 году по ставке 4,625%. В 2014-м выпустили второй транш на 600 млн евро, но со сроком погашения в 2019 году по ставке вознаграждения 3,255% годовых.

Почему важно обратить внимание на еврооблигации? Дело в том, что их выпустили до перехода на плавающий курс тенге. В итоге, если к концу 2014 года балансовая стоимость этих ценных бумаг была чуть менее 318 млрд тенге, то спустя год цифра выросла до 567,3 млрд. Рост в почти 78% – серьёзный риск, с которым холдинг тем не менее справился.

По мнению финансового консультанта Расула Рысмамбетова, сейчас "КазАгро" выглядит надёжным с точки зрения инвесторов.

"Холдинг всё больше занимает у государства и всё меньше – у банков. Тяжело понять, на каких условиях "КазАгро" получает государственные средства, однако можно предположить, что это нерыночные условия. Но с точки зрения инвестиций в ценные бумаги "КазАгро" выглядит надёжным, потому что за его счета готово платить Правительство Казахстана и бюджет", – отмечает эксперт.

Поделиться:

  Если вы нашли ошибку в тексте, выделите её мышью и нажмите Ctrl+Enter

  Если вы нашли ошибку в тексте на смартфоне, выделите её и нажмите на кнопку "Сообщить об ошибке"

Новости партнеров