Прямой эфир Новости спорта

44% подростков в Казахстане подвергаются травле в школах

Фото с сайта Depositphotos.com
Фото с сайта Depositphotos.com
Детей необходимо учить отстаивать свои права, а государству – уделить особое внимание проблеме, уверены эксперты.

В Казахстане 44% школьников являются жертвами буллинга. Чаще всего это мальчики городских школ, сообщает "31 канал".

Обычно травлю устраивают сверстники. Иногда это проявляется в особой жестокой форме с домогательствами, избиением. Уполномоченная по правам человека Эльвира Азимова уверена, что решать проблему необходимо всем обществом. И в первую очередь обучать детей тому, как нужно отстаивать свои права и решать конфликты. 

"Мы поднимаем ряд вопросов, в том числе и в сотрудничестве с депутатами парламента, о том, что необходимо пересмотреть некоторые модули учебного процесса. Мы видим, что есть необходимость и актуальность в том, чтобы всё-таки доработать отдельные модули, и более того, об этом говорят сами дети. Для нас это очень важно", – сказала Азимбаева.

По данным Агентства США по международному развитию, за последние девять месяцев 137 казахстанских подростков совершили суицид. Психологи не исключают, что буллинг в таких случаях может быть одной из основных причин. Сталкиваясь с травлей ребёнка в школе, родители зачастую переводят детей в другой класс или учебное заведение. Делать это категорически не рекомендуют специалисты.

"Уход от проблемы – это, по сути, как прятать голову в песок, – пояснила тренер по детской безопасности Зарина Джумагулова. – То есть не заниматься решением вопроса, а избежать любых целенаправленных действий. И ребенок учится этому, это порождает в нём выученную беспомощность, что в любой непонятной ситуации убегай, прячься, меняй обстановку".

Ещё одной проблемой для современных подростков является кибербуллинг, когда ребенка травят в интернете. Эксперты говорят, что с этим сталкивается половина детей в возрасте от 12 до 15 лет.

Как понять, что вашего ребёнка травят в школе

Психолог Светлана Богатырёва в интервью Informburo.kz дала несколько рекомендаций о том, как понять, что ваш ребёнок стал жертвой буллинга.

По её словам, беспокойство должно вызвать, во-первых, нежелание ребёнка идти в школу. Дети, которых обижают, постоянно идут в школу хмурыми, без настроения. Также они могут прогуливать уроки или выдумывать болезни и симулировать недомогание, чтобы остаться дома. Кроме того, из-за постоянного стресса у ребёнка действительно может подорваться здоровье.

Во-вторых, дети, подвергаемые буллингу, отказываются общаться со своими друзьями. Поведение ребёнка становится асоциальным, он избегает общения, закрывается в своей комнате, а на вопросы отвечает односложно: "да" и "нет".  Может случится и так, что ребёнок начинает со всеми ссориться без причины.

В-третьих, родителей должны насторожить плохой сон и плохой аппетит у ребёнка. Дети, которых травят, страдают от невротических проявлений. Ребёнок плохо спит: мечется, вскрикивает, часто просыпается. У него нет аппетита, резко меняется настроение: от абсолютного спокойствия школьник переходит к истерике и наоборот.  

Ещё один признак – ухудшение успеваемости. Дети, которые подвергаются буллингу, полностью погружаются в проблему с коллективом, из-за чего не остаётся энергии ни на учёбу, ни на нормальное общение с другими детьми. 

Кроме того, школьник, которого травят сверстники, будет бояться ходить в школьный туалет. Туалетная комната в школе чаще всего является местом, где по отношению к ребёнку применяют физическое насилие. Здесь нет взрослых, поэтому ребёнок, опасающийся, что там он встретится с обидчиками, предпочитает туда не ходить и потерпеть до дома.  

И, разумеется, волнение родителей будет обоснованным, если сын или дочь не могут объяснить порчу вещей или неоднократно приходят домой побитыми.


Читайте также:


Психолог отмечает, что буллинг отражается не только на объекте травли, но и на самом агрессоре. У него закрепляется модель поведения, что насилие – это нормально и желаемые вещи можно приобрести силой.

Буллинг также отражается на свидетелях травли – у них есть страх оказаться на месте жертвы. В случае, если объект буллинга уберут из коллектива, его место может занять любой другой. 

Также следует помнить настоящие маркеры буллинга, чтобы отличать его от мимолётной ссоры, а это: намеренность, повторяемость и неравенство сил. И если вы заметили признаки того, что вашего ребёнка травят в школе, об этом непременно нужно поговорить с классным руководителем и родителями обидчика. А своему ребёнку следует объяснить, что он не виноват в том, что стал объектом травли, и поддержать его. 

Буллингом занимаются и учителя

В 2019 году в Казахстане был принят Закон "О статусе педагога" и соответствующие меры по сокращению трудовой нагрузки, в 2020 году министр образования подписал приказ, в рамках которого во всех регионах были созданы Советы по педагогической этике. Тем не менее этого недостаточно для предотвращения учительского буллинга, признают в Министерстве образования и науки РК.

"Ведётся работа в части правовой регламентации данного негативного феномена и планируется разработка правил профилактики буллинга среди несовершеннолетних, которые будут охватывать вопросы проявления буллинга в учительской среде", – сообщил главный эксперт Комитета по охране прав детей МОН РК Тимур Кастуганов.

Психотерапевт Александр Скуртул в свою очередь отметил, что у нас понимание педагогической практики очень механичное, будто учитель – это инструмент, воздействующий на предмет.

"У нас не придают значения тому, какая личность и в каком состоянии приходит в педагогическую деятельность, каким образом справляется с тем, что с ней / с ним происходит. Но современное межличностное понимание усложнилось. Современные подростки чувствительны и уязвимы, и к ним нужен тонкий подход", – отметил он.

Эксперт добавил, что некачественному выстраиванию отношений педагога с учениками может способствовать множество факторов и в первую очередь психоэмоциональное состояние самого учителя.

"Учитель не просто инструмент, это живой человек", – подчеркнул психолог.

Скуртул отметил, что психологические, биографические и генетические факторы будущего преподавателя нужно учитывать не только при приёме на работу, а ещё при поступлении в педагогический вуз.

"Есть текущий негативной фактор – ежедневная психоэмоциональная нагрузка при проведении уроков, стресс в связи с оцениванием педагогического процесса. На учителях самая большая ответственность – их оценивают и дети, и родители, и администрация. Эти факторы влияют на профессиональную детальность. Да, есть законы и правила, но они не могут позволить регулировать человеку своё психоэмоциональное состояние", – сказал эксперт.

Важна поддержка родителей

Психолог Маргарита Ускембаева напомнила, что психика ребёнка отличается от психики взрослого. У взрослого уже выстроена психологическая защита, и он устойчив к впечатлениям. Дети же очень сенситивны и ранимы, они не могут справится с волной эмоций, так как ещё не умеют распознавать свои чувства.  

"В основе подросткового суицида зачастую лежат детско-родительские отношения. Если ребёнку дома хорошо, никто его не собьёт, никто. И у суицида есть жёсткая локализация, то есть суицид происходит в том месте, где есть проблема" – отметила эксперт.

Маргарита Ускембаева также считает, что способствовать снижению подросткового суицида могут родительские курсы, так как взрослым самим нужен психолог, который поможет проработать их проблемы и выстроить отношения с ребёнком. Родителей нужно учить быть родителями, подчеркнула психолог.


Читайте также:


 

Была ли эта статья для вас полезной?
0

  Если вы нашли ошибку в тексте, выделите её мышью и нажмите Ctrl+Enter

  Если вы нашли ошибку в тексте на смартфоне, выделите её и нажмите на кнопку "Сообщить об ошибке"

Новости партнеров