В Национальном банке РК, отвечая на запрос informburo.kz, сообщили, что за отказ в приёме по нарицательной стоимости банкнот и монет национальной валюты, находящихся в обращении на территории РК, которые являются законным средством платежа, кроме случаев, указанных в примечании к статье 206 КоАП РК, предусматривается административная ответственность частью 1 статьи 206 КоАП РК.

Состав правонарушения, предусмотренный диспозицией статьи 206 КоАП РК, заключается в действии, выраженном в намеренном отказе (например, помятая банкнота и другое) в приёме по нарицательной стоимости банкнот и монет национальной валюты, находящихся в обращении на территории РК, при осуществлении расчёта, когда за реализацию товара, оказание услуг предполагается получение наличной оплаты.

Следовательно, если плата за проезд в общественном транспорте предполагает иной способ расчёта и не предполагает наличную оплату, то действия лица, выраженные в отказе принятия наличного расчёта за проезд, не могут рассматриваться как действия, образующие состав правонарушения, предусмотренный частью 1 статьи 206 КоАП РК.

Финансовый регулятор отмечает, что рассмотрение вопросов, затрагивающих порядок оплаты проезда в общественном транспорте, выходит за рамки компетенции Национального банка РК.

Однако из ответа следует, что отказ от принятия наличных является правонарушением, но только в случае отсутствия иного способа расчёта в общественном транспорте.

Заместитель председателя Комитета по защите прав потребителей МНЭ РК Жандарбек Бекшин, отвечая на официальный запрос informburo.kz, сообщил, что, согласно подпункту 5 пункта 1 статьи 7 Закона РК "О защите прав потребителей", потребитель имеет право на свободный выбор товара (работы, услуги). В соответствии со ст. 8 этого же закона потребитель имеет право на свободное заключение договоров на приобретение товаров (выполнение работ и оказание услуг). Не допускается принуждение потребителя к заключению договоров на приобретение товаров (выполнение работ и оказание услуг).

Кроме того, согласно ст. 695 Гражданского кодекса РК, договор перевозки транспортом общего пользования является публичным договором. Коммерческая организация не вправе оказывать предпочтение одному лицу при заключении договора, кроме случаев, предусмотренных законодательством. Цена товаров, работ и услуг, а также иные условия публичного договора устанавливаются одинаковыми для всех потребителей, за исключением случаев, когда законодательством допускается предоставление льгот для отдельных категорий потребителей.

Отказ коммерческой организации от заключения публичного договора при наличии возможности предоставить потребителю соответствующие товары (работы, услуги) не допускается.

То есть, согласно ответу Комитета по защите прав потребителей, пассажир имеет право на свободный выбор услуги, а принуждение к приобретению товаров (в данном случае электронной карты "Оңай") недопустимо.

Так трактует закон комитет, но подчёркивает, что Правительство, а значит, и его подразделение – акимат, имеет право на издание своих правил. Согласно подпункту 4 пункта 1 статьи 387 ГК РК, в случаях, предусмотренных законодательными актами, Правительство РК может издавать правила, обязательные для сторон при заключении и исполнении публичных договоров (типовые договоры, положения и т.п.).

Оплата проезда, провоза багажа на маршрутах регулярных городских (сельских) автомобильных перевозок пассажиров и багажа производится пассажиром наличными деньгами кондуктору (водителю) или через систему электронной оплаты проезда. Это говорится в пункте 41 приказа и.о. министра по инвестициям и развитию РК от 26 марта 2015 года № 349 "Об утверждении Правил перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом".

Следуя логике ответа Комитета по защите прав потребителей, оплата проезда на регулярных маршрутах может производиться как наличными деньгами, так и через электронную систему. Однако в ответе нет категоричной формулировки, что плату за проезд общественным транспортом нужно производить исключительно картой "Оңай". 

"В этой связи, полагаем, что способы оплаты проезда в общественном транспорте должны соответствовать законодательству Республики Казахстан", – отметил Жандарбек Бекшин.

Прокуратура Алматы не стала отвечать на вопрос о законности системы "Оңай" и переадресовала официальный запрос informburo.kz в акимат Алматы. Заместитель управления пассажирского транспорта Ерлан Адилов в своём ответе на официальный запрос informburo.kz ссылается на правила перевозки пассажиров и багажа автомобильным транспортом.

"Данные нормы позволяют перевозчикам осуществлять внедрение системы электронной оплаты проезда на общественном транспорте, так как согласно вышеуказанному пункту правил, оплата проезда может осуществляться через электронную систему", - пишет Адилов.

То есть в управлении пассажирского транспорта считают, что акимат правомочно использует систему "Оңай", однако нигде не упоминают, что плата за проезд наличными деньгами запрещена. А именно это провоцирует конфликты между водителями автобусов и пассажирами общественного транспорта. 

Кроме того, остался без ответа вопрос, почему приказ и.о. министра по инвестициям и развитию отчасти противоречит Закону о защите прав потребителей. 

Напомним, с 11 января оплату проезда в общественном транспорте города Алматы можно осуществлять только транспортными картами "Оңай". Пользователи электронной системы оплаты в общественном транспорте уже начали жаловаться на неожиданное исчезновение баланса с их карточек. В "Транспортном холдинге Алматы" подтверждают, что, пользуясь картой "Оңай", пассажир может неожиданно обнаружить минусовой баланс.

Два алматинских юриста обратились в различные госорганы и пытаются доказать неправомерность отказа в приёме наличных денег при оплате проезда. Так, адвокат Марат Усипбеков подал в суд на ТОО "Транспортный холдинг города Алматы" и потребовал возобновить проездные билеты и признать действия организации неправомерными. А юрист Руслан Кожахмет написал заявления в Национальный банк РК и прокуратуру Алматы.

После внедрения системы "Оңай" сотрудники "Транспортного холдинга" регулярно проводят рейды на маршрутах автопарков Алматы. Пассажиры без транспортных карт либо водители, берущие оплату наличными, привлекаются к административной ответственности. 

Сообщалось, что на техническое оснащение одного автобуса системой электронного билетирования в Алматы планируется потратить порядка 500 тысяч тенге. Несмотря на дороговизну оборудования, в холдинге уверены, что новая система позволит увеличить поступления в бюджет города. Как заявляют в холдинге, сегодня 20-30% доходов частных автопарков присваиваются кондукторами и водителями, а новая система полностью исключит наличный расчёт.

Стоимость единых транспортных карт составляет 400 тенге, из них 320 тенге — залог, который можно вернуть, и 80 тенге — оплата одной поездки. Оператором выступило ТОО "Транспортный холдинг города Алматы".

Также власти Алматы завели WhatsApp с номером +7 (705) 174-50-31, куда можно  присылать фото и видео нарушений. 

Что нужно знать о транспортной карте "Оңай": ответы на наиболее часто задаваемые вопросы по новой системе оплаты проезда в Алматы читайте здесь.

Если вы нашли ошибку в тексте, выделите ее мышью и нажмите Ctrl+Enter