Прямой эфир Новости спорта

Алматинец подал в суд на транспортный холдинг из-за "Оңай"

Алматинский адвокат Марат Усипбеков требует возобновить проездные билеты и признать действия ТОО "Транспортный холдинг города Алматы" неправомерными.

По словам адвоката, электронная система билетирования "Оңай" внедрена только на территории города Алматы, в других регионах РК такая система не внедрена.

"Тем самым, считаю, нарушены требования статьи 14, пункта 2, Конституции РК: "Никто не может подвергаться какой-либо дискриминации по мотивам происхождения, социального, должностного и имущественного положения, пола, расы, национальности, языка, отношения к религии, убеждений, места жительства или по любым иным обстоятельствам". Данная норма статьи определяет признание у различных индивидов равной правоспособности, возможности приобрести те или иные права на соответствующие блага и обязанности. В данном случае у меня нет равных прав с гражданами, проживающими в других регионах Казахстана, поскольку мои права на пользование общественным транспортом ограничены обязанностью оплачивать проезд только через электронную транспортную карту "Оңай". При этом ТОО "Транспортный холдинг города Алматы" не оставил мне ни права выбора, ни какой-либо альтернативы", – рассказывает Усипбеков.

Также адвокат считает, что нарушены требования статьи 7, пункт 5, Закона РК "О защите прав потребителей" о свободном выборе услуг. "А именно: с внедрением автоматизированной системы учёта и оплаты проезда ответчик нарушил моё право, исключив такие способы оплаты услуг перевозчика, как наличный расчёт и приобретение проездного билета. К тому же до внедрения АСУОП я, как и другие граждане, пользовавшиеся проездным билетом, могли делать пересадки с одного маршрута общественного транспорта на другой без дополнительной оплаты", – говорит спикер.

Кроме этого, Усипбеков заподозрил нарушение требований налогового законодательства при продаже карт "Оңай". Он приводит в качестве примера информацию, опубликованную на сайте проекта.

В пункте 31 говорится: "Мы стараемся в первую очередь охватить те места продаж, которые находятся вблизи остановок: киоски, небольшие продовольственные и хозяйственные магазины. Очень часто владельцы данных точек являются индивидуальными предпринимателями, к которым применяется специальный налоговый режим на основе патента. Они освобождены от обязательства применять контрольно-кассовые машины с фискальной памятью, то есть фискальный чек выдавать не могут. Но они обязаны предоставлять покупателям товаров/работ/услуг товарный чек и копию патента. Поэтому требуйте от них эти документы. В тех магазинах, где есть контрольно-кассовая машина с фискальной памятью, обязаны выдавать фискальный чек".

В разделе "Описание процедуры отказа/возврата Транспортных карт "Оңай" указано следующее: "Предъявляет кассиру сети распространения транспортных карт документ, удостоверяющий личность, контрольный (фискальный) чек, заполняет заявление, с указанием ID-карты (уникальный номер), и саму транспортную карту. При этом на потребителя возложена обязанность самому удостоверяться в наличии либо отсутствии у конкретного продавца регистрации в качестве Индивидуального предпринимателя (ИП) или налогоплательщика работающего на основе патента".

Основываясь на этом, Усипбеков делает вывод, что транспортный холдинг оставляет за собой право отказать в возврате залоговой суммы при отсутствии контрольного (фискального) чека. Кроме этого, адвокат посчитал, что оператор поставил транспортную карту с в один ряд с главным документом гражданина – удостоверением личности и паспортом, возлагая на потребителя полную ответственность за её износ.

"Далее в этом же разделе указано, что в случае нарушения формы, целостности и других характеристик, свидетельствующих о повышенном физическом износе карты, залоговая стоимость не возвращается. При утере, окончании срока действия транспортной карты или предъявлении неисправной транспортной карты сумма залога не возвращается. Данная транспортная карта, предназначенная для оплаты проезда в общественном транспорте, имеет по своей природе постоянную эксплуатацию влекущую повышенный износ", – подчеркнул Усипбеков.

Усипбеков отмечает, что с внедрением системы "Оңай" незаконно были упразднены бумажные проездные билеты. Решение маслихата города Алматы об их упразднении отсутствует, говорит адвокат. 

"На основании изложенного, в соответствии со статьёй 14, пункт 2, Конституции РК, статьёй 9 ГК РК, статьёй 8 ГПК РК, статьёй 7, пункт 5, Закона РК "О защите прав потребителей", я прошу признать действия ответчика неправомерными и обязать ответчика возобновить выпуск бумажных проездных билетов на проезд на всех видах общественного транспорта (кроме такси) в городе Алматы", - заявил адвокат.

Напомним, с 11 января оплату проезда в общественном транспорте города Алматы можно осуществлять только транспортными картами "Оңай". Пользователи электронной системы оплаты в общественном транспорте жалуются на неожиданное исчезновение баланса с их карточек. В "Транспортном холдинге Алматы" подтверждают, что, пользуясь картой "Оңай", пассажир может неожиданно обнаружить отсутствие денег на карте.

Ранее сообщалось, что на техническое оснащение одного автобуса системой электронного билетирования в Алматы планируется потратить порядка 500 тысяч тенге. Несмотря на дороговизну оборудования, в холдинге уверены, что новая система позволит увеличить поступления в бюджет города. Как заявляют в холдинге, сегодня 20-30% доходов частных автопарков присваиваются кондукторами и водителями, а новая система полностью исключит наличный расчёт. 

Стоимость единых транспортных карт - 400 тенге, из них 320 тенге будет залог, который можно вернуть, и 80 тенге - оплата одной поездки. Оператором выступило ТОО "Транспортный холдинг города Алматы". 

Поделиться:

  Если вы нашли ошибку в тексте, выделите её мышью и нажмите Ctrl+Enter

  Если вы нашли ошибку в тексте на смартфоне, выделите её и нажмите на кнопку "Сообщить об ошибке"

Новости партнеров