"Когда я узнал об этой системе, я её поддерживал, и продолжаю поддерживать. Однако, когда я узнал о том, что привлекают людей к ответственности за безбилетный проезд, я стал анализировать эту ситуацию с точки зрения закона.Проанализировав порядка 10 нормативных правовых актов, я пришёл к выводу, что вот эти привлечения водителей за то, что они принимали наличность, а пассажиров за то, что пытались оплатить наличностью, а у них не принимали, их привлекли к административной ответственности незаконно. Я направил своё заявление со своим анализом в прокуратуру города. Я указал, что прошу принять меры прокурорского реагирования и разъяснить законы общественности для недопущения вот таких незаконных привлечений", – говорит юрист Руслан Кожахмет. 

Прокуратура Алматы переадресовала обращение юриста в прокуратуру Ауэзовского района. По словам юриста, районный надзорный орган не стал принимать никаких мер и отправил его обращение в ДВД Алматы и управление пассажирского транспорта южной столицы.

"В статье 127 ГК РК в части 2 и 3 указано, что тенге является национальной валютой, обязательной к принятию всеми органами и организациями. В РК осуществляется расчёт как и наличным, так и безналичным способом. Исключением являются случаи, предусмотренные законодательными актами. Договорённость между перевозчиками и "Транспортным холдингом города Алматы" не является законодательным актом. Даже если бы было специальное распоряжение акима, либо постановление какое-то Правительства — это тоже было бы противозаконно. Также это подтверждается прямым указанием в правилах перевозки пассажиров и багажа. При перевозках пассажир может рассчитывается как наличным, так и безналичным расчётом на выбор. Право выбора остаётся за пассажиром. Ему никто не может запретить пока", – объясняет Кожахмет.

Кроме того, юрист подчеркнул также, что  транспортные карты "Оңай" не является проездным билетом.

"Есть статья 206 в КоАП РК "Отказ в принятии банкнот и монет по их нарицательной стоимости". Сославшись на эту стать в КоАП РК, можно прийти к выводу, что если у вас не принимают деньги, то нарушаются ваши права. Кроме того, что  я обратился в прокуратуру, я написал заявление Национальный банк РК с просьбой о принятии мер для привлечения к административной ответственности виновных лиц. Согласно КоАП РК это в компетенции Нацбанка", – добавил юрист.

Ранее адвокат Марат Усипбеков подал в суд на ТОО "Транспортный холдинг города Алматы" и потребовал возобновить проездные билеты и признать действия организации неправомерными.

Напомним, с 11 января оплату проезда в общественном транспорте города Алматы можно осуществлять только транспортными картами "Оңай". Пользователи электронной системы оплаты в общественном транспорте жалуются на неожиданное исчезновение баланса с их карточек. В "Транспортном холдинге Алматы" подтверждают, что, пользуясь картой "Оңай", пассажир может неожиданно обнаружить отсутствие денег на карте.

После внедрения системы "Оңай" сотрудники "Транспортного холдинга" регулярно проводят рейды на маршрутах автопарков Алматы. Пассажиры без транспортных карт либо водители, берущие оплату наличными, привлекаются к административной ответственности. 

Сообщалось, что на техническое оснащение одного автобуса системой электронного билетирования в Алматы планируется потратить порядка 500 тысяч тенге. Несмотря на дороговизну оборудования, в холдинге уверены, что новая система позволит увеличить поступления в бюджет города. Как заявляют в холдинге, сегодня 20-30% доходов частных автопарков присваиваются кондукторами и водителями, а новая система полностью исключит наличный расчёт. 

Стоимость единых транспортных карт — 400 тенге, из них 320 тенге будет залог, который можно вернуть, и 80 тенге — оплата одной поездки. Оператором выступило ТОО "Транспортный холдинг города Алматы". 

Если вы нашли ошибку в тексте, выделите ее мышью и нажмите Ctrl+Enter