Сколько казахстанцы будут платить зимой за картошку
Казахстанские картофелеводы завершают уборку урожая 2021 года. Несмотря на засуху, крупные сельхозпроизводители не понесли серьёзных потерь – средняя урожайность картофеля составила 35 тонн с гектара, это среднегодовой показатель урожайности в стране.
"В этом году мы можем за пределы Казахстана продать в пределах 300 тысяч тонн, без ущерба для внутреннего рынка. Внутренний рынок мы начали в этом году обеспечивать где-то с 10 июля, у нас ранний картофель пошёл, и сейчас мы полностью превалируем на рынке. До середины мая проблем с обеспечением картофелем внутреннего рынка быть не должно. У нас картофеля – с запасом. Мы безболезненно для рынка в пределах 300 тысяч тонн можем экспортировать, и в этом году есть куда", – отметил он.
Традиционный покупатель казахстанского картофеля – Узбекистан, ежегодно туда отправляется 250-270 тысяч тонн. В 2021 году к числу покупателей может присоединиться и Россия.
"Это редко бывает, где-то раз в 8-10 лет Россия покупает у нас, поскольку львиная доля картофеля, производимого в России, выращивается на богаре (без орошения). Обычно естественных осадков им хватает, чтобы получать средний стабильный урожай, но бывают годы, когда засуха. Вот 2021 год оказался таким засушливым", – сказал Бисетаев.
По оценкам союза, обеспечить экспорт они могут совершенно безболезненно для отечественного рынка. Однако для того, чтобы у государственных органов не возникало опасений, производители предложили сформировать специальные межведомственные комиссии в каждом регионе Казахстана и провести полный учёт всех имеющихся картофелехранилищ и пересчитать засыпанный в них урожай.
"Мы открыты для этого. И тогда можно контролировать экспорт спокойно. Если экспорт у нас за 200 тысяч тонн уйдёт, то это звоночек к тому, что надо отслеживать, чтобы лишнее не ушло за пределы страны, чтобы мы в апреле уже не остались без картофеля. Мы готовы к этому. Нас поддержали два министра – сельского хозяйства и торговли и интеграции, теперь мы ждём от них отмашки. Мы понимаем, что государство должно знать, сколько какой продукции у нас выращено и заложено (на хранение). Мы это понимаем и готовы показать. Чтобы не было потом неожиданных закрытий границ, квотирования, введения пошлин, которые очень больно на рынке сказываются", – объяснил Кайрат Бисетаев.
Читайте также:
- В супермаркетах Костаная ограничили продажу картофеля и моркови до 2 кг в одни руки
- Атамекен: Осенью цены на картофель упадут до минимума, но может подорожать мясо и молоко
- Управление предпринимательства Алматы: Горожанам не стоит переживать за картошку и морковку
Ещё летом в правительстве заявляли, что именно высокий объём экспорта стал причиной резкого подорожания картофеля на внутреннем рынке и замещения отечественного производства более дорогим импортом из Пакистана и Ирана. По официальным данным, за первые четыре месяца 2021 года импорт картофеля по сравнению с аналогичным периодом прошлого года вырос в 67 раз, а импортная цена с начала года выросла на 47%. Тогда же на уровне правительства серьёзная претензия высказывалась в адрес акимов областей по работе со стабилизационными фондами регионов – не были закуплены необходимые объёмы картофеля, не заключены контракты с производителями. Сейчас ситуация, похоже, повторяется: по данным Союза картофелеводов,
ни один крупный производитель ещё не заключал контракты с СПК на поставки картофеля в стабилизационные фонды.
"Мы постоянно переговариваемся со всеми нашими крупными картофелеводами – пока никто на серьёзные объёмы не заключал договоры. Странная ситуация: у нас из всех СПК активно работают по стабфонду на картофель те области, где выращивается этот картофель и имеется профицит. Это Павлодар и Караганда. Вот они активно работают. Хотя у них дефицита картофеля нет, и цены там объективно ниже, чем в других регионах. А те регионы, где не хватает картофеля, пока молчат. Мы с весны 2020 года постоянно говорим, и в Министерстве сельского хозяйства, и в Министерстве торговли, в прошлом году рассылали прямые письма в акиматы всех регионов о том, что мы готовы к заключению форвардных контрактов, прямых контрактов на поставку продукции. Потому что нам, картофелеводам, тоже важно, чтобы мы знали, что на весь урожай, который произвели, покупатель есть. Нам не нужны сверхприбыли, нам важна стабильность. Потому что у нас бывает один год 100 тенге, другой год – до 30 тенге может упасть цена, и вот эти "американские горки" нам не нужны. Мы не хотим этого. У нас есть обязательства по кредитам, есть большие вложения, поэтому нам важно, чтобы мы могли каждый год спокойно рассчитываться по своим кредитам и иметь возможность развиваться. Для этого важна стабильность. Мы выходим на СПК – СПК молчат, у них постоянно какие-то причины. Закупок нет, к сожалению", – заключил Кайрат Бисетаев.
При этом цены на картофель в 2021 году уже начинают рост. Глава союза отмечает, что определяет цены не производитель, а рынок.
"Нет спроса – цена падает независимо от наших затрат, до 30 тенге было падение в 2019 году. Есть спрос – цена повышается. Мы на это повлиять не можем. В этом году, поскольку есть спрос со стороны Узбекистана и России, цены будут не низкие.
Вот сейчас мы продаем по 120-130 тенге за килограмм с хозяйства. Как сложатся к зиме цены, я не знаю. Мы почему и предлагали СПК, когда у нас осенью цена была 70-80 тенге, в то время они могли бы закупить и потом его продавать, и иметь стабилизацию внутреннего рынка. Но и сейчас это не поздно сделать", – подчеркнул он.
Между тем, в Министерстве сельского хозяйства корреспонденту Informburo.kz сообщили, что по оперативным данным регионов на 30 сентября в региональных стабфондах хранятся 32,8 тысячи тонн социально значимых продуктов питания, в том числе картофель – 1,1 тысячи тонн, морковь – 0,8 тысячи тонн, сахар – 4,5 тысячи тонн.
С начала текущего года из стабфондов реализованы 29,3 тысячи тонн продукции, в том числе картофеля – 5,6 тысячи тонн, моркови – 1,2 тысячи тонн, сахара – 3 тысячи тонн. Также в стабфонды закуплено 13,7 тысячи тонн продуктов, в том числе моркови – 0,1 тысячи тонн, сахар – 3 тысячи тонн.
"Обеспеченность имеющимися запасами социально значимых продуктов питания составляет по разным видам продукции от недели (скоропортящиеся продукция) до нескольких месяцев. При этом, регионами ведется работа по формированию запасов социально значимых продуктов питания по мере потребности", – уточнили в министерстве.
Напомним, в Казахстане с начала года цены на продукты выросли на 9,6%. И это только по официальным данным.
Читайте также:
- Монетарное безумие: почему в Казахстане ожидают роста инфляции
- Правительство искусственно сдерживает цены на продукты. Чем это грозит казахстанцам
- Глава Мясного союза Казахстана: Цены на мясо увеличатся из-за подорожания сена