Потомки Богенбая

До городка Ерейментау, административного центра Ерейментауского района Акмолинской области, от столицы чуть больше 150 км. 120 км едешь по автобану Нур-Султан – Павлодар", сворачиваешь и остальные 30 км – уже по районной дороге.

Фото Informburo.kz

При подъезде к городу издалека видны десятки ветровых электростанций, энергия которых питает главный город страны.

Фото Informburo.kz

Ерейментау славен именем Богенбай батыра – возможно, самого известного казахского полководца, разгромившего джунгаров в 18 веке. Он жил и умер в этих краях. Одна из центральных улиц носит его имя, имеется музей, а на центральной площади возвышается конный памятник батыру.

Памятник Богенбай батыру / Фото Informburo.kz

Хоть редакция и не предупреждала о визите, в холле районного акимата нас уже встречает руководитель отдела внутренней политики Гаухар Сергалиева. Она не задает вопросов и сразу ведёт к Сырыму Абжикову, советнику акима района и руководителю его пресс-службы.


Читайте также:


"Аким в своё время в соцсетях хитом был", – посмеивается советник и набирает по сотовому акима города Сапара Барлыбаева, чтобы вызвать в райакимат.

"Ибрагимыч, вы свободны минут на десять? Срочно нужны. Журналист приехал. Нужна информация по социально-экономическому развитию".

Акимат Ерейментау / Фото Informburo.kz

Аким, видимо, не особо хочет и советник почти уговаривает его:   "Нет, он и у вас интервью возьмёт, и у акима района. Было бы хорошо, если в течение 5-10 минут придёте. У вас же информация есть, отчёт есть, об освещении расскажете, которого здесь никогда не было. Да, на двух языках, без разницы, как вам удобно".

Аким соглашается.

Изменения в жизни акима

Интервью с акимом Ерейментау Сапаром Барлыбаевым проходит в кабинете начальницы внутренней политики. Аким виновато извиняется, что без галстука.

Барлыбаев, видео с которым во время выборов в акимы стало мемом в Казнете, говорит, что устал от журналистов и считает, что СМИ нещадно "хайповали на его оговорке".

Аким Ерейментау Сапар Барлыбаев / Фото Informburo.kz

"Страшно страдали, конечно, от того хайпа. Но так не очень на это внимание обратил, – противоречит себе аким. – Просто все это в троллинг превратилось. Журналисты во время эфиров тоже ведь ошибаются, но потом при монтаже это вырезают", – сетует аким. 

Акимствует Барлыбаев четвёртый месяц.  А до этого 14 лет был директором городского Дома культуры и около полугода – депутатом районного маслихата VII созыва от Nur Otan. Говорит, что из семьи железнодорожника и учителя, вырос в местном районе Шанхай.

"Все, наверное, думают, что я человек акима района и должность эту купил. Но крыши у меня никакой нет. Простой выходец из народа", – охарактеризовал себя аким. 

На пиджаке у главы города значок партии Nur Otan. Он носит две золотые печатки – по одной на каждой руке. 

"Вот это – в 2002 году на свадьбу подарили, а второе кольцо – когда я уходил, работники ДК подарили", – поясняет он.

Первой пользой для шанхайцев от акима-земляка стала установка детской площадки в этом районе.

"Работы по благоустройству детской площадки в микрорайоне Заготзерно Шанхая ещё не завершены, но детям и так нравится. Лучшая награда – детский смех и радостная улыбка!" – написал Барлыбаев трогательный пост на официальной странице в Instagram, где он рассказывает о своей работе и зачастую подвергается критике в комментариях, когда речь заходит о состоянии дорог, благоустройстве и очистке города.

Детская площадка в Шанхае / Фото Informburo.kz

Две площадки, которые установили с приходом нового акима, обошлись бюджету в 2,8 млн тенге. Тендер выиграл ИП "Арсу" из Шымкента.

"Почти месяц с ними конфликтовали. Не хотели приезжать и устанавливать. Знаете же, как сейчас происходит. Находится подрядчик издалека, потом не хочет работу делать. Пришлось всю логистику за него сделать, показать, что где можно закупить. Кое-как уговорили. Молодые ребята. Сами не поняли, куда попали. Где Ерейментау, а где Шымкент!" – рассказал аким, с каким трудом приходится реализовывать предвыборные обещания.

Фото Informburo.kz

"Многие с упреком говорят: "Ты аким или блогером стал?" Критика в соцсетях есть, и это тоже часть работы. Раз уж выбрали меня, я должен показывать, чем занимаюсь. Одному Богу известно, сколько ещё здесь придётся поработать – один день или один год. Стараемся, по мере возможности помогаем народу. Он сам знает, хвалить или критиковать. Не жалею, что пришёл акимом", – говорит Сапар Барлыбаев.

Жалеть, конечно же, не приходится, тем более что зарплату в этом году госслужащим повысили и за прошлый месяц аким получил оклад, как он говорит, в размере около 360 тысяч тенге.

Чиновник уверяет, что чуть меньше половины людей в Ерейментау, где проживают 12,6 тысячи человек, имеют работу. Основной работодатель кроме бюджетных организаций – это проходящая через город железная дорога.

Большой завхоз маленького города

Ежегодный размер бюджета Ерейментау, по данным акима, – около 129 млн тенге. Увеличения пока не ожидается. Основные затраты уходят на санитарную очистку, обслуживание дорог, озеленение.

"Все отделы подчиняются районному акимату. А спрашивают с нас. Я как большой завхоз по городу. В горакимате пять госслужащих со мною вместе и ещё шесть человек работают по договору", – рассказал Барлыбаев, подвозя к строящемуся Физкультурно-оздоровительному комплексу (ФОКу) на своём служебном Hyundai Accent 2015 года выпуска, ходовка которого, судя по непрекращающемуся стуку, требует ремонта.

"С неба асфальт не падает. Надо готовить документы, бюджетные заявки, только затем средства выделяются. На всё это время нужно. Народ я тоже понимаю. Критика с его стороны – это показатель доверия, что я смогу что-то сделать. Когда просьбы поступают, мы реагируем. На одной похвале тоже работу не построишь". 


Читайте также:


Предвыборная программа нового акима ничем оригинальным не отличалась. Барлыбаев обещал улучшить ситуацию с дорогами, питьевой водой и детскими площадками.

"Стараемся, но я всего четвёртый месяц работаю, а народ хочет на меня все предыдущие недоработки повесить. То, что сорок лет асфальт не стелили и так далее. Кто-то понимает, а на тех, кто не понимает, уже и время неохота тратить", – рассказал глава городка.

Случайность или нет, но с приходом Барлыбаева при въезде в город положили асфальт и установили освещение, которых доселе не было. Продолжилось введение проблемного долгостроя – физкультурно-оздоровительного центра (ФОК), который должны были построить ещё в 2019 году.

ФОК и многоквартирные дома / Фото Informburo.kz

К 16 декабря обещают сдать два 45-квартирных дома. Один для бюджетников, второй по программе "Бакытты отбасы". Провели реконструкцию котельной. На следующий год ожидается выделение из областного бюджета около 500 млн на реконструкцию водопровода. 

Казахский Шанхай

Улицы Ерейментау из-за холода немноголюдны. Выпавший недавно снег припорошил недостатки уличной инфраструктуры, но всё равно видно отсутствие тротуаров на большинстве улиц, и прохожие идут по обочине проезжей части. Благо машин на улицах тоже немного. На нецентральных улицах, не видавших асфальта, часто попадаются заброшенные и полуразрушенные дома и здания. 

Работники местного центра занятости активно работают лопатами, очищая тротуары центрального сквера.

Нурбек Таженов / Фото Informburo.kz

"Каждый день работу задают определённую. Сегодня вот – уборка снега. С девяти до полседьмого. Зарплата чистыми – 52 тысячи. Вовремя выдаётся. Жить можно", – коротко ответил один из работников Нурбек Таженов

Оксана Кеньдюх с двумя детьми за двадцать тысяч тенге снимает частный дом по улице Казахская в родном микрорайоне Шанхай. Основной доход семьи – пособие по инвалидности одного из детей. Оксана говорит, что тоже в свое время работала в "девятой роте" – в той самой бригаде работников, что сегодня занимаются дорогами. Но сейчас ждёт третьего и физических нагрузок не выдерживает. 

Оксана Кеньдюх / Фото Informburo.kz

"Если семья маленькая, то можно прокормиться, если большая, зарплаты не хватает. Многие в кредитах. Стою в списке для соцпомощи как мать-одиночка. Углём обещали помочь с сентября, но что-то пока не везут. Бывает, что продуктами помогают. Но это редко", – рассказала Оксана.

Распиаренная акимом аскетичная деревянная площадка, где вряд ли из-за скудности инвентаря удастся поиграть разом десяти ребятишкам, расположена прямо напротив дома Оксаны вдоль дороги, ведущей к местной школе. Женщина говорит, что дети по пути в школу иногда останавливаются там. 


Читайте также:


"Маловата она для детей. Негде развернуться. Можно сказать, и не площадка. Много детей со школы идут. Качелю уже одну поломали. Дорогу бы здесь сделали. Тут когда дожди, вообще пройти из-за грязи невозможно. Такси не может подъехать, поодаль останавливается", – рассказала жительница Шанхая. 

"У нас тут, почти как в Звенигородке (прежнее название аула Тайбай в Ерейментауском районе), – много разбитых домов и развалин. Освещения нет. Ночью темно очень. Идёшь и светишь под ноги фонариком на телефоне. Хотелось бы, чтобы власти побольше помогали. Одни детей воспитываем. Без помощи тяжело", – говорит Оксана на прощание. 

 "Пусть не врёт и выполняет обещания"

Пенсионер МВД Сагындык Кульбаев – местный активист и главный критик деятельности акима Ерейментауского района Абая Альжанова.

Это он 28 декабря 2019 года, в День национального траура в связи с гибелью людей при крушении пассажирского самолета под Алматы, позвонил в местную полицию и сообщил, что сотрудники районного акимата вместе с руководством проводят новогодний корпоратив в кафе. Аким района получил дисциплинарное взыскание по этому случаю от областного руководства.

В 90-е годы Кульбаев работал инспектором ГАИ, затем госавтоинспектором и уверяет, что  разбирается в стандартах дорожного полотна.


Читайте также:


"Как не критиковать, если ничего полезного и хорошего для народа не делают?! Например, за пару дней до выпадения снега стелили тротуары. Это что за безобразие! При въезде в город асфальт положили тонким слоем. В Коргалжыне (райцентр в Акмолинской области), для сравнения, восемь сантиметров толщиной положили, соблюли все технологии. Чем мы хуже? Сейчас все ямы снегом прикрыло, а так все улицы в колдобинах. Дороги от снега вовремя не очищаются. Ни пройти, ни проехать", – не смог сдержать эмоций пенсионер.

Кульбаев, по его словам, неоднократно писал жалобы президенту и областному акиму, в которых сообщал о нарушениях при проведении тендеров и недоработках в сфере ЖКХ.

Ерейментау / Фото Informburo.kz

Пенсионер сетует на плохое качество дорог, недостаточное уличное освещение.

Акима Альжанова Сагындык Кульбаев знает с детства, аким – младший брат его покойного одноклассника.

"Я всем после его назначения акимом района говорил: он доведёт наш район до таких показателей, даже врагу не пожелаешь.

С первых дней руководства районом он устроил всех своих близких родственников и приближённых друзей на различные должности. Купил у родной сестры для нужд государства за 50 млн тенге старый железнодорожный клуб, который никому не нужен был и по сей день не работает.

Об этом знают все, в том числе прокуратура, Антикоррупционная служба, КНБ, но никто не берётся провести проверку. С таким началом своей деятельности он показал, что пришёл к своей корыстной цели, а не служит данному району", – написал Сагындык Кульбаев в одной из своих последних жалоб. 

Кульбаев считает, что районный аким завышает показатели и не соответствует занимаемой должности.

"Везде по району его родственники работают. Второй год говорят про то, что он железнодорожный клуб у родной сестры купил. На словах всё, а на деле ничего толком не делается в районе. У меня нет цели снять его с должности. Пусть по-человечески работает, не врёт народу, обещания выполняет. Время "Саке-Маке" прошло", – считает Сагындык Кульбаев. 

Сагындык Кульбаев 

По поводу нового акима города пенсионер особых надежд не питает.

"Значит, у него в голове эта мысль была, как он мог так оговорится?" – скептически прокомментировал славу Барлыбаева Кульбаев.

"У нас тут два акима, как два орла на российском гербе", – добавил он

Местную власть Кульбаев так и называет – "двуглавый орел".

"Не слушают меня, потому что на лицо чистая коррупция. Приходят, проверяют, но ничего сделать не могут. Спускают в областной акимат и всё. Никто рта не может открыть, потому что у всех кто-то где-то работает", – заключил пенсионер. 

О сестре районный аким говорить не хочет

Аким района Абай Альжанов назначает встречу через советника за полчаса до совещания, давая понять, что времени у него на беседу не так много. Фотографироваться он не хочет, ссылаясь, что без галстука. Аким тоже человек местный и с 2014 по 2019 год работал заместителем акима этого района, где проживает около 30 тысяч человек. Альжанову подчиняются 13 сельских округов и Ерейментау. На просьбу прокомментировать критику в свой адрес от Кульбаева аким начал рассуждать о достижениях в сфере сельского хозяйства – основном, по его мнению, направлении в районе. 

"Ежегодно 30-40 хозяйств открываются. Если два года назад сеяли на 70 тысячах га, сейчас на ста с лишним тысячах гектаров сеем. Во времена СССР в районе засеивалось около 200 тысяч га, надеемся, что в будущем мы достигнем этих показателей", – рассказал Альжанов.

Если верить данным районного акимата, показатели растут и в животноводстве. По состоянию на 1 ноября 2021 года поголовье КРС составило 61 622 головы (57 007 голов было в 2020 году), МРС – 84 061 голова (79 754 головы – в 2020 году) и лошадей – 30 669 голов ( 28 473 головы – в 2020 году).

– И всё же правда ли, что вы у сестры купили здание для государства? – поинтересовались мы.

– У нас есть музей имени Богенбай батыра, он устарел, и по просьбе населения нужно было новое здание под музей. В 2018 году во время празднования 90-летия образования района из области был выделен сертификат на 100 млн тенге на новое здание. В 2019 году по госзакупкам было приобретено здание (бывший ДК железнодорожников). На нём же не написано, чьё это здание. У каждого предпринимателя есть законное право участвовать в тендере. Я как аким не вмешиваюсь в этот процесс. Этим занимаются отделы. Соответствующие органы сами смотрят и принимают решения. Алтынбек Баймулдинов, у которого оно приобретено, – дальний родственник, зять, – ответил аким.

ДК железнодорожников / Фото Informburo.kz

Альжанов упорно избегает слова "сестра". Это уже второй раз, когда у него про неё спрашивают, и он прямо не отвечает. 1 ноября во время брифинга акима Альжанова в областном центре журналист "Кокшетау Азия" также не мог получить прямой ответ от районного акима. 

Аким в этом году, по его словам, получил ещё одно дисциплинарное взыскание.

"Бывает, что показатели низкие по итогам полугодия. Это справедливо, если не можем обеспечить показатели, неосвоение средств наблюдается и так далее. Статистику мы не завышаем. Всё это проверяется и контролируется соответствующими органами. Всё на законных основаниях. Мы же не можем, например, количество скота завысить или уменьшить", – заверил Альжанов.

Остальные претензии пенсионера-активиста Кульбаева аким либо отрицает, либо предпочитает не комментировать.

"Инвестиционные проекты только приходят в район. Планируется запуск кирпичного завода, возобновляется работа Сарадырского угольного разреза, от них будут поступать средства в бюджет, и надеемся, что нас ожидает светлое будущее. Постепенно, во благо народа работа ведётся", – сказал он, посматривая на часы. На этом интервью завершилось, потому что аким спешит на совещание.

Саят Кенжетаев / Фото Informburo.kz

Риторика заместителя акима района Саята Кенжетаева не так радужна, как у его шефа, но всё же оптимистична. Зам говорит, что район "дотационный", а "бюджет не резиновый".

"Район сам себя не оправдывает даже. Доходы маленькие. Даст Бог, все запланированные производства возобновятся, и надеемся, со следующего года улучшится наше состояние", – высказался замакима.