Прошедший в Пекине первый международный экономический форум "Один пояс – один путь" обозначил приоритеты Китая по межгосударственному экономическому сотрудничеству. Представители более 100 стран в течение двух дней мая обсуждали инициативы руководства КНР, которые впервые были озвучены осенью 2013 года во время визита Си Цзиньпина в Казахстан и Индонезию. Среди глав крупнейших государств, приехавших на форум, был и Президент Казахстана Нурсултан Назарбаев.

Основной темой обсуждения стали китайские инициативы по созданию "Экономического пояса Шёлкового пути" и "Морского Шёлкового пути XXI века", которая впоследствии получила сокращённое название "Один пояс – один путь".

Председатель КНР Си Цзиньпин произнёс на открытии форума вдохновляющую речь. Обратившись к истории Великого Шёлкового пути, который " создал высокоразвитые и процветающие регионы", Си Цзиньпин призвал возродить древние традиции сотрудничества:

"История – наш лучший учитель. Этот период истории показывает, что как бы далеко друг от друга мы ни находились, стоит только набраться смелости и сделать первый шаг навстречу – и тут же можно встать на путь взаимопонимания и совместного развития и отправиться в прекрасные далёкие края, где царят счастье, спокойствие и гармония", – заявил глава КНР.



Участникам форума был показан короткий фильм, в котором был назван целый ряд амбициозных межгосударственных проектов, которые предлагается реализовать в рамках инициативы "Один пояс – один путь", направленных на интеграцию, поощрение свободного потока всех элементов производства, многоотраслевое сотрудничество, достижение взаимной выгоды между странами и дружеское общение.

Среди них:

  • Камчикский тоннель – железнодорожный тоннель на Камчикском горном перевале, связывающей Ферганскую долину с остальной частью Узбекистана, а также с системой железных дорог Кыргызстана и Китая; самое крупное сооружение данного типа в бывшем СССР и Центральной Азии.
  • Индустриальный парк "Великий камень" – самый масштабный совместный проект Беларуси и Китая, возводится всего в 25 километрах от белорусской столицы, должен стать настоящим эко-городом площадью около 80 км², где сосредоточены инновационные производства с высоким экспортным потенциалом, действует особый правовой режим и обеспечены оптимальные условия для ведения бизнеса.
  • Проекты китайско-российского сотрудничества.
  • Китайско-мальдивский мост дружбы – первый в мире морской мост, который строится на коралловых атоллах; свяжет столицу Мальдив Мале с островом, на котором расположен международный аэропорт им. Ибрагима Насира.
  • Морские грузоперевозки в Малайзию.
  • Пирейский порт в Греции, половину которого в 2009 году китайская компания COSCO арендует на 35 лет.
  • Строительство угольной электростанции в районе Путталам на острове Шри-Ланка, станция призвана разрешить энергетическую проблему на острове.
  • Железнодорожные грузоперевозки из Китая в Британию.
  • Железная дорога Аддис-Абеба – Джибути в Эфиопии, строительство которой ведёт китайский оператор CREC.
  • Скоростная автомагистраль из Nabouwalu в Dreketi (Фиджи).
  • Каракорумское шоссе в Пакистане.

Среди проектов в фильме отдельной строкой выделено строительство системы легкорельсового трамвая (ЛРТ) в Астане. Система ЛРТ стоимостью почти 2 млрд долларов в столице Казахстана будет состоять из 18 современных станций, 19 единиц подвижного состава и одного депо. Первая очередь протяжённостью 22,4 километра по плану соединит такие ключевые объекты как Международный аэропорт Астаны, специализированная выставка ЭКСПО, многофункциональный комплекс "Абу-Даби Плаза" и новый железнодорожный вокзал "Нұрлы жол".

Из этого фильма очевидно, что строительство ЛРТ является льготным приоритетным, имиджевым проектом Китая, который входит в национальную программу Китая "Один пояс – один путь".

Проект ЛРТ был поддержан на самом высоком уровне, соглашение было заключено в присутствие глав двух государств.

Во время форума в Пекине Нурсултан Назарбаев вновь подтвердил приверженность Казахстана ранее достигнутым договорённостям и выразил поддержку инициативы "Один пояс – один мир". Во время двусторонних переговоров с председателем КНР Си Цзиньпином Елбасы подчеркнул:

"Инициатива "Экономического пояса Шёлкового пути" была выдвинута именно в Казахстане… С удовольствием хочу отметить, что наши договорённости находятся в процессе реализации".

Остановившись на инициативе "Один пояс – один мир", Нурсултан Назарбаев отметил: "Когда в 2013 году в Казахстане Вы объявили о новой инициативе, как будто знали о том, что в мире всё больше людей будет задаваться вопросом: как дальше будет развиваться сотрудничество на фоне роста антиглобализма. Инициатива "Один пояс – один путь" стала новой парадигмой регионального и глобального развития, новой схемой сотрудничества".

Кроме того, Нурсултан Назарбаев назвал сотрудничество Казахстана с Китаем образцовым.

"Другие страны могут у нас учиться. Сегодня я могу сказать, что "Экономический пояс Шёлкового пути" уже работает – в этом году рост товарооборота между нашими странами составил 30%", – заявил Президент Казахстана.

Оба лидера говорили на форуме о том, что намерены продолжить совместную работу по развитию межрегионального сотрудничества. Экономические отношения Казахстана и Китая будут укрепляться, в частности, главы двух стран обсуждали "сопряжение программ "Нұрлы жол" и "Экономический пояс Шёлкового пути".

Проект строительства ЛРТ в столице Казахстана имеет длинную и довольно запутанную историю. К сожалению, он не будет реализован к началу ЭКСПО-2017, но в последнее время возникли сомнения в том, что у акимата Астаны вообще есть заинтересованность его реализовывать. Ситуация, видимо, сложная, поскольку китайские компании в письме Президенту Казахстана даже пожаловались, что им вообще мешают строить ЛРТ в Астане. Акимат, правда, сообщает, что строительство началось в оговорённые сроки.

Читайте Informburo.kz там, где удобно:

Facebook | Instagram | Telegram

Если вы нашли ошибку в тексте, выделите ее мышью и нажмите Ctrl+Enter