Новый поворот в и без того запутанной истории со строительством легкорельсового транспорта в Астане. Консорциум китайских компаний, которые вот-вот должны были приступить к реализации масштабного проекта в столице Казахстана, выступил с громким заявлением. Бизнесмены из КНР написали письмо на имя Нурсултана Назарбаева, в котором пожаловались на то, что казахстанская сторона всячески чинит им препятствия и срывает сроки начала строительства ЛРТ.
"У консорциума возникло тревожное чувство намеренного вмешательства в реализацию проекта. Настоящим обращением мы просим Вас оказать содействие и вмешаться в процесс принятия решений Дирекцией по строительству ЛРТ" ("ЛРТ Construction". - Авт.), – говорится в письме, адресованном Президенту Казахстана консорциумом, в состав которого входят три китайские компании: China Railway №2 Engineering Group Co., Ltd, Beijing State-Owned Assets Management Co., Ltd и China Railway Asia - Europe Construction Investment Co., Ltd.
"ЛРТ Construction", на которую жалуются китайские компании – дочернее предприятие акимата Астаны. Сам факт появления этой компании уже стал большой неожиданностью для партнёров из КНР, так как контракт на строительство легкорельсового транспорта в столице Казахстана несколькими годами ранее они заключали не с ней, а с совсем с другим предприятием – ТОО "Астана ЛРТ".
"В январе 2017 года мы получили уведомление от акимата Астаны и заказчика ТОО "Астана ЛРТ" о создании нового дочернего предприятия акимата Астаны по контролю над строительством ЛРТ – ТОО "Дирекция по строительству ЛРТ" ("ЛРТ Construction". - Авт.). Подобное уведомление ввело нас в замешательство, так как ключевой компанией по контролю нашего проекта было определено ТОО "Астана ЛРТ", созданное ещё в 2011 году", – говорится в письме.
Новая компания, по словам китайских партнёров, заявила о новых условиях контракта. Буквально за несколько месяцев до начала строительства ЛРТ казахстанская сторона уведомила их о решении пересмотреть сразу несколько ключевых пунктов договора, в том числе – о желании скорректировать стоимость проекта, расширить колею будущих рельсов и сократить площадь планируемого депо. В консорциуме уверены, что руководство "ЛРТ Construction" намеренно чинит им препятствия.
"В ходе переговоров директором Дирекции по строительству ЛРТ ("ЛРТ Construction". - Авт.) Адельшой Ермухановым было заявлено, что китайская сторона обязательно должна согласиться с условиями в ЕРС-контракте, и только тогда он обеспечит нам беспрепятственное применение китайских стандартов и даст положительную экспертизу проекта. При этом господин Ермуханов категорически отказывается работать с существующим заказчиком – ТОО "Астана ЛРТ". Консорциум расценивает подобные заявления как прямой намёк на то, что со стороны господина Ермуханова будут предприняты все меры для торможения проекта в государственных структурах, если мы не примем все его условия", – заявляет консорциум.
Что примечательно, обе компании – ТОО "Астана ЛРТ" и фактически её же филиал "ЛРТ Construction" – являются подведомственными структурами акимата г. Астаны и находятся под прямым кураторством нынешнего градоначальника Асета Исекешева. Китайская сторона недоумевает, как в одном ведомстве может быть такая неразбериха.
Адельша Ермуханов, возглавляющий "ЛРТ Construction" – личность не слишком публичная. Несмотря на то, что он и ранее неоднократно занимал руководящие позиции – был первым заместителем председателя Комитета развития транспортной инфраструктуры Министерства транспорта и коммуникаций, возглавлял Национальную ассоциацию строительных организаций, работал управляющим директором по новым проектам и вице-президентом по обеспечению в "Қазақстан темір жолы", – в СМИ до 2017 года его имя практически не появлялось. Об Адельше Ермуханове стали писать лишь после его назначения на позицию ответственного за строительство легкорельсового транспорта в Астане.
Новые условия контракта представители китайских компаний назвали неприемлемыми и пригрозили не только разрывом договора, но и штрафными санкциями для казахстанской стороны, в случае невыполнения первоначальных условий.
"В случае изменения условий ЕРС-контракта юридически предусмотрено право подрядчика выставить требования по полному возмещению всех потерь китайской стороне, а также оплате штрафных санкций. Однако мы крайне не заинтересованы применять подобные меры", – сказано в письме.
По условиям уже заключённого контракта, китайские компании обязуются не только построить инфраструктуру для легкорельсового транспорта в столице Казахстана, но и поставить в Астану подвижной состав. Стоимость проекта – 1,9 миллиарда долларов. Эту сумму Казахстану должен предоставить Банк развития Китая, при этом, как отмечают финансовые аналитики, делает он это на очень выгодных для нашей страны условиях: срок кредита – 20 лет, ставка – 2,5% годовых, плюс два года отсрочки выплаты основного долга.
Для сравнения: стоимость французского проекта ЛРТ, который рассматривался Астаной в 2013 году, составляла 2,3 миллиарда евро. При этом французский проект не предусматривал ни проектирования, ни выноса инженерных сетей. Именно поэтому его в своё время посчитали слишком дорогим и от него отказались.
Переговоры с Китаем Казахстан начал весной 2015 года. Сначала был подписан меморандум о сотрудничестве с консорциумом во время поездки Карима Масимова, в бытность его премьер-министром, в Пекин. Позже, после долгих переговоров стороны заключили договор, однако до строительства дело так и не дошло.
Комментируя для СМИ в начале мая 2017 года сложившуюся ситуацию, столичные власти заверили, что нет видимых причин откладывать строительство легкорельсового транспорта, и обещали приступить к работе в ближайшие дни. По данным пресс-службы акимата, сегодня строительство ЛРТ уже началось, однако уточнять какие-либо детали без официального запроса от редакции наотрез отказались.
Чтобы выяснить, когда именно началось строительство легкорельсового транспорта в столице Казахстана, что уже сделано и когда реализацию проекта планируют завершить, редакция informburo.kz написала официальный запрос в акимат и рассчитывает на исчерпывающий ответ в установленный законом трёхдневный срок.
-
1🎄Новогодние скидки: билеты на поезда по выгодным ценам распродают в Казахстане
- 5876
- 1
- 4
-
2❓День потрачен впустую: кто виноват и что делать, если доставка задерживается
- 5751
- 3
- 19
-
3⚡️Дмитрий Мун стал вице-министром цифрового развития, инноваций и аэрокосмической промышленности
- 2427
- 5
- 90
-
4❓В НИИ онкологии и радиологии Алматы бесплатно проконсультируют жителей
- 2433
- 0
- 7
-
5⁉️Чем известна Перизат Кайрат, возглавлявшая фонд BizBirgemiz Qazaqstan?
- 2351
- 15
- 42
-
6🤑Размеры двух пособий вырастут в Казахстане в 2025 году
- 2455
- 4
- 16
-
7🌤 Прогноз погоды на 23 ноября: осадков не ожидается на всей территории Казахстана
- 2464
- 0
- 6
-
8⚠️Легковушка столкнулась с маршрутным автобусом на автомагистрали в Караганде
- 2226
- 1
- 17
-
9⭐️Сверхгигант, прячущийся в "коконе": астрономы сделали первый крупный снимок звезды из другой галактики
- 2195
- 1
- 13
-
10🇺🇸Как хотят справиться в США с бюрократией: меньше бумажек – больше дела
- 2171
- 1
- 21