На  внедрение карты системы электронного билетирования "Оңай" ТОО "Транспортный холдинг города Алматы" потратил около 3 млрд тенге. Как сообщает пресс-служба оператора, сумма инвестиций с каждым днём растет — деньги идут на установку дополнительного оборудования и внедрение дополнительных видов оплаты за проезд, чтобы пользование  системой "Оңай" было максимально удобным. 

"Транспортный холдинг" за собственный счёт оснащает все автобусы и троллейбусы терминалами "Оңай". Покрытие расходов на эксплуатацию системы и возвратность долгосрочных инвестиций предусматривается комиссией оператора в размере 10% с суммы оплаты за проезд, на основании заключенных договоров с компаниями–перевозчиками. Каждый алматинец, оплачивая проезд картой "Оңай", 8 тенге отдаёт "Транспортному холдингу". 

Структура  расхода 10% комиссии  распределяется следующим образом:

  • 3% - контрольно-ревизионное управление (штат 377 человек);
  • 1,55% - услуги сервисно-технической службы;
  • 1,5% - агентская комиссия (QIWI, банки второго уровня, сотовые операторы, интернет-банкинг, другие каналы пополнения);
  • 1% - комиссия "Транспортного холдинга" (call-центр, отдел персонификации льготных транспортных карт, IT-отдел процессингового центра, производственный отдел, административно-управленческий персонал, коммунальные услуги);
  • 2,95% - CAPEX (капитальные инвестиционные затраты).

По состоянию на 31 января 2016 года, "Транспортный холдинг" понёс операционные убытки в размере 650 млн тенге, отмечает пресс-служба компании.

Сообщается, например, что комиссия в размере 3%, выделенная на содержание контрольно-ревизионной службы, не покрывает все расходы. 

Для работы в Контрольно-ревизионном управлении (КРУ) холдингом было предусмотрено 377 рабочих мест: контролеры, старшие контролеры, техники-нарядчики, специалисты по внутреннему контролю, контролеры-кассиры, специалист по обучению. Фактические ежемесячные расходы на данное управление составляют более 45 млн тенге. Тем не менее, в целях улучшения работы контрольно-ревизионной службы в общественном транспорте продолжается наём контролёров.

Кандидаты на место контролёров проходят двухнедельную стажировку и при успешном завершении принимаются на работу. На 3 февраля 2016 года в контрольно-ревизионном управлении работали 454 сотрудника. Планируется их увеличение до 497. 

"Транспортный холдинг Алматы" осуществляет учёт льготных категорий граждан (участники и инвалиды ВОВ, пенсионеры, студенты, школьники), а также распределяет собранные средства между перевозчиками. Данные по затратной части хозяйственной деятельности компаний-перевозчиков у предприятия отсутствуют.

На основе данных системы "Оңай" можно говорить только о том, что у 80% перевозчиков после перехода на безналичную форму оплаты наблюдается значительный рост суммы оплаты за проезд по отношению к предоставленным компаниями-перевозчиками данным по сумме оплаты за проезд за такой же предыдущий период.

Более шести месяцев 2015 года через СМИ и все виды рекламных носителей сообщалось о том, что в январе 2016 года в общественном транспорте города состоится полный переход на безналичную форму оплаты проезда. Однако, большинство пассажиров не приобрели карты "Оңай" до момента полного перехода на систему электронного билетирования. Таким образом 11 января 2016 года многие пассажиры из-за отсутствия карты не смогли произвести электронную оплату за проезд. Это подтверждают данные продаж дистрибуторов по резкому росту реализации единых транспортных карт "Оңай" с 11 января 2016 года. Только за три недели января 2016 года горожане приобрели порядка 300 тысяч единых транспортных карт.

Соответственно наблюдается ежедневный рост оплаты за проезд в общественном транспорте по картам "Оңай".

Динамика оплаты за проезд картами "Оңай" в общественном транспорте Алматы:

  • 14 января 2016 года дневная сумма оплаты за проезд на всех видах общественного транспорта составила 29 700 980 тенге.
  • 21 января 2016 года дневная сумма оплаты за проезд на всех видах общественного транспорта составила 41 378 880 тенге.
  • 28 января 2016 года дневная сумма оплаты за проезд на всех видах общественного транспорта составила 42 050 360 тенге.
  • 3 февраля 2016 года дневная сумма оплаты за проезд на всех видах общественного транспорта составила 43 440 640 тенге.

Отдельно в "Транспортном холдинге" опровергли и слухи об отключениях терминалов "Оңай" с помощью Bluetooth смартфонов и магнитиков.

"В карте "Оңай" нет магнитного слоя. В карте содержится электронный чип. Отключение терминалов "Оңай" с помощью Bluetooth смартфонов и магнитиков технически невозможно. Также технически невозможно снятие баланса с карт пассажиров при проверке факта оплаты за проезд контролёрами "Оңай", так как на их терминалах для проверки отсутствует функция снятия баланса с карт "Оңай", –отмечают в пресс-службе "Транспортного холдинга".

"В разговоре с корреспондентом был сделан основной упор на то, что люди не хотят платить за проезд и придумывают всякие версии и домыслы. Например, о том, что с карточки снимается 20 тенге в процессе проверки карточки контролером. Разговоры про то, что Bluetooth и магнитиками можно отключить терминал – это вымыслы, чтобы не платить за проезд", – цитирует слова председателя Ассоциации перевозчиков Алматы Роберта Кана пресс-служба "Транспорного холдинга Алматы".

Данные, полученные по системе "Оңай", позволят соответствующим уполномоченным органам оптимизировать маршрутную сеть, регулировать пассажиропоток, сформировать график и расписание движения общественного транспорта города так, как удобно населению, осуществлять эффективную диспетчеризацию, отмечается в сообщении.

Напомним, с 11 января оплату проезда в общественном транспорте города Алматы можно осуществлять только транспортными картами "Оңай". Пользователи электронной системы оплаты в общественном транспорте уже начали жаловаться на неожиданное исчезновение баланса с их карточек. В "Транспортном холдинге Алматы" подтверждают, что, пользуясь картой "Оңай", пассажир может неожиданно обнаружить минусовой баланс.

Два алматинских юриста обратились в различные госорганы и пытаются доказать неправомерность отказа в приёме наличных денег при оплате за проезд. Так, адвокат Марат Усипбеков подал в суд на ТОО "Транспортный холдинг города Алматы" и потребовал возобновить проездные билеты и признать действия организации неправомерными. А юрист Руслан Кожахмет написал заявления в Национальный банк РК и прокуратуру Алматы.

После внедрения системы "Оңай" сотрудники "Транспортного холдинга" регулярно проводят рейды на маршрутах автопарков Алматы. Пассажиры без транспортных карт либо водители, берущие оплату наличными, привлекаются к административной ответственности. 

Сообщалось, что на техническое оснащение одного автобуса системой электронного билетирования в Алматы планируется потратить порядка 500 тысяч тенге. Несмотря на дороговизну оборудования, в холдинге уверены, что новая система позволит увеличить поступления в бюджет города. Как заявляют в холдинге, сегодня 20-30% доходов частных автопарков присваиваются кондукторами и водителями, а новая система полностью исключит наличный расчёт. 

Стоимость единых транспортных карт составляет 400 тенге, из них 320 тенге  — залог, который можно вернуть, и 80 тенге — оплата одной поездки. Оператором выступило ТОО "Транспортный холдинг города Алматы". 

Также власти Алматы завели WhatsApp с номером +7 705 174 50 31, куда можно  присылать фото и видео нарушений. 

Что нужно знать о транспортной карте "Оңай": ответы на наиболее часто задаваемые вопросы по новой системе оплаты проезда в Алматы читайте здесь.

Если вы нашли ошибку в тексте, выделите ее мышью и нажмите Ctrl+Enter