Прямой эфир Новости спорта

Застрелить нельзя помиловать. Почему не работает закон о гуманном обращении с животными

Фото Informburo.kz
Фото Informburo.kz
Эксперт в сфере госуправления Олжас Жораев объяснил, как акиматы и Минэкологии саботируют поручения президента.

В декабре 2021 года президент Республики Казахстан подписал Закон РК "Об ответственном обращении с животными", который вступил в силу в марте 2022 года. О целесообразности и преимуществах регулирования отношений, связанных с животными (с точки зрения и ответственного, и гуманного обращения), в рамках единого законодательного акта ранее указывали как отечественные, так и зарубежные учёные и юристы-практики (Минина, 2014 год; Горохов и Горохова, 2015 год; Ченцова и Сарсенова, 2020 год).

Несмотря на то что прошёл год с момента его принятия, закон до сих пор не реализуется в полной мере как центральными государственными органами, так и местными исполнительными. В результате возникают резонансные ситуации в обществе и риски дискредитации как самого закона, так и связанных с его принятием и исполнением поручений президента РК. В частности, можно выделить следующие проблемные вопросы в сфере ответственного обращения с животными в Республике Казахстан, в том числе препятствующие эффективной реализации закона:

1. Формально проведённая работа над подзаконными нормативными правовыми актами (НПА). 

Работа по разработке и принятию нормативной базы для реализации закона (правила отлова и содержания, вакцинации и стерилизации бродячих животных, выгула домашних животных и других) затянулась на пять месяцев после принятия закона и была завершена лишь в конце мая 2022 года (из 14 НПА в марте 2022 года были приняты 3 НПА и в мае 2022 года – 11 НПА).

Фото Informburo.kz

При этом, несмотря на поручение главы государства о необходимости вовлечения гражданского сектора (согласно пункту 99 Общенационального плана мероприятий по реализации Послания главы государства народу Казахстана от 1 сентября 2020 года "Казахстан в новой реальности: время действий"), общественные организации и юристы не были привлечены к разработке подзаконных НПА. Разработка практически всех подзаконных правовых актов была проведена с привлечением двух сотрудников подведомственной Министерству экологии и природных ресурсов РК организации – РГКП "ПО Охотзоопром", не имеющих достаточной компетенции по всем направлениям и вопросам, охватываемым НПА.


Читайте также: "От голода собаки поедали кошек". Как шымкентские чиновники относятся к бездомным животным


Вместе с тем следует отметить, что сегодня в Казахстане имеется ряд общественных организаций (Ассоциация Inucobo, Kare, проект "Добрый город", комитет Animal Law юридической палаты KazBar, фонд "Добрый город" и другие) и общественных юристов, специализирующихся на законодательстве в сфере регулирования численности животных и активно участвовавших в разработке проекта закона. Однако данных экспертов к разработке подзаконных НПА министерство не привлекало.

Фото Informburo.kz

В результате вместо получения поддержки со стороны общественных организаций и экспертов в рамках информационно-экспертного сопровождения реализации закона государственные органы столкнулись со справедливой критикой принятых НПА со стороны экспертного сообщества. Одной из критикуемых общественностью норм Типовых правил отлова, временного содержания и умерщвления животных стала статья 25, согласно которой животные, сбившиеся в стаи, состоящие не менее чем из трёх особей, подлежат умерщвлению.

Таким образом, под умерщвление подпадают не агрессивные собаки, но имеющие, к примеру, двух и более новорождённых щенков.   

2. Неподготовленность местных исполнительных органов.

Несмотря на то что с момента первого поручения главы государства, прозвучавшего в послании 2020 года, прошло два с половиной года, местные исполнительные органы не провели подготовительной работы для эффективного исполнения закона.

Исходя из отчётной информации акиматов в 2022 году, в 14 из 17 регионов отсутствуют изоляторы временного содержания отловленных собак и кошек, не ведётся работа с волонтёрами по нахождению владельцев и/или ответственных лиц, а также по пристройству животных.

В Астане и Алматы изоляторы переполнены, животные содержатся в жестоких условиях (без достаточного питания, воды, ветпомощи), наблюдается высокая смертность животных на фоне плотного их скопления, превышения норм содержания в десятки раз, распространения болезней, голода и борьбы за лидерство.

К примеру, в Астане имеется всего один изолятор временного содержания, рассчитанный на 300 собак и 100 кошек. При этом, по данным акимата Астаны, в 2022 году в изоляторе количество отловленных животных превышало норму содержания в шесть раз для кошек и в 10 раз для собак. Погибло в изоляторе более 240 собак и 20 кошек. При этом на отлов и содержание бродячих и безнадзорных животных ветеринарной службе столицы "Астанаветсервис" на 2021-2022 годы выделено больше всего среди всех регионов бюджетных средств – по 179 млн тенге.

3. Повсеместное нарушение закона акиматами.

Ветеринарные службы акиматов продолжают практику отлова и умерщвления животных, в том числе в присутствии детей, без фиксации агрессивности и опасности для человека, нарушая тем самым положения закона. В результате среди населения повсеместно звучат негативные тезисы о саботировании и неисполнении поручений президента акиматами.

При этом Минэкологии самоустранилось и не реагирует на обращения граждан. Чтобы закон работал, уполномоченный орган должен самостоятельно отслеживать факты нарушений законодательства, бить тревогу по каждому из них, самостоятельно подавать заявления в правоохранительные органы и добиваться доведения уголовных дел до справедливого решения.  

Периодически основанием для убийства животных ветслужбами акимата являются инциденты нападений собак на людей. Акиматы и правоохранительные органы несистемно реагируют на такие ЧП командой на отстрел бездомных (бродячих) животных, без оценки реальной ситуации. Вместе с тем анализ показывает, что в большинстве случаев нападения на казахстанцев происходят со стороны животных, имеющих хозяев, по причине несоблюдения правил их содержания. Минэкологии на основе информации акиматов сообщало, что в 2021 году по республике зарегистрировано более 26 тысяч фактов нападений собак на людей, из которых 17,4 тысячи случаев, или 66%, были связаны с домашними (владельческими) и безнадзорными (неконтролируемыми владельческими) собаками.


Читайте также: Казахстан тоже сможет! Мировой опыт внедрения ОСВВ, причины возникших проблем и пути их решения


Более того, есть вероятность, что статистика нападений со стороны бродячих собак переоценена, так как в ходе проведённых автором интервью с зоозащитными организациями отмечалось, что на практике травматологи и другие медики советуют лицам, обратившимся в медицинские организации, скрывать факт укуса со стороны домашней собаки, не имеющей прививки от бешенства, во избежание штрафов, что требует отдельного более детального изучения.  

Анализ по самым резонансным случаям нападений животных на людей в Казахстане за последний год также показал, что в них в основном фигурируют собаки, имеющие владельцев, а не бродячие. Однако в ответ на эти случаи ветеринарные службы акиматов устраивают массовый отстрел, нарушая нормы закона и вызывая обоснованное возмущение со стороны местного населения. При этом СМИ, периодически раздувая такие факты, некорректно переводят внимание общества на бродячих собак, пропагандируя их убийство.

Хотя в соответствии с пунктом 2 статьи 5 закона запрещаются пропаганда жестокого обращения с животными и (или) призывы к нему.

В то же время на практике владельцы животных также не всегда привлекаются к ответственности за нарушение правил содержания и выгула домашних животных. И эта ситуация не изменилась с принятием закона. Как отмечает Мария Байдельдинова (2014 год), "с 2005 по 2013 год из 800 зарегистрированных заявлений в правоохранительные органы о жестоком обращении с животными только 11 дошли до суда".


Читайте также: Чиновники говорят об успехах в стерилизации бездомных животных. В каких условиях собак содержат на самом деле


По данным Генеральной прокуратуры РК, в 2020-2021 годах по фактам нарушения законодательства об ответственном обращении с животными зарегистрировано 105 уголовных дел, из которых направлено в суд всего четыре дела (менее 4%), остальные прекращены по различным основаниям. За 5 месяцев 2022 года зарегистрировано 26 дел, из них одно направлено в суд, остальные прекращены. По итогам рассмотрения одного дела в 2022 году (в Восточно-Казахстанской области) вынесен обвинительный приговор в виде штрафа. Согласно новой статье 407-2 Кодекса РК об административных правонарушениях, за нарушение требований по выгулу домашних животных к владельцам собак принимаются меры административного воздействия в виде штрафа в размере 10 МРП (34 500 тенге), который не соразмерен тяжести наступивших последствий (увечья людей при нападении домашних животных).

Фото Informburo.kz

Данная ситуация дискредитирует в глазах населения закон и способствует всё большему расколу общества на зоозащитников и сторонников отстрела бродячих животных на фоне отсутствия системной разъяснительной работы со стороны министерства и местных исполнительных органов.

4. При реализации госполитики регулирования численности животных в РК продолжается борьба с последствиями, а не с причинами.

Как показывает зарубежный опыт, постоянный отлов и умерщвление животных неэффективны, если не устраняется основная причина появления бродячих животных – безответственное содержание и разведение домашних питомцев (Рыбалко, 2006 год). В Казахстане продолжается неконтролируемое разведение собак, кошек и других домашних животных безответственными владельцами, которые зачастую ненужный приплод (нездоровый, непородистый, лишний, "надоевший" детям) выбрасывают на улицу и при этом остаются безнаказанными. В свою очередь пополняемые ряды нестерилизованных уличных животных растут в геометрической прогрессии. 

Сегодня, за исключением городов Астана и Алматы, ни один регион не реализует программу бесплатной стерилизации домашних питомцев. В городах Семей и Тараз в 2021 и 2022 годах, соответственно, бесплатная стерилизация домашних животных с обучением местных ветеринаров была проведена за счёт средств Фонда Брижит Бардо. Ни уполномоченный орган (Минэкологии), ни акиматы не осуществляют взаимодействие и сотрудничество с отечественными общественными организациями по гуманному регулированию численности животных (кроме формального взаимодействия акиматов в Астане, Атырауской и Костанайской областях).

Отсутствует и сотрудничество казахстанских госорганов с международными организациями, готовыми оказать содействие Казахстану в решении указанных проблем. К примеру, с тем же Фондом Брижит Бардо, который готов и дальше оказывать поддержку казахстанским госорганам и общественным организациям.


Читайте также: Реальная статистика: большинство животных, попавших в алматинский отлов, погибло


Не проводится соответствующая разъяснительная работа как со стороны правительства для регионов, так и со стороны местных исполнительных органов для населения о нормах закона и необходимости ответственного обращения с животными, включая их содержание, разведение и стерилизацию.  

Решению указанной проблемы должно поспособствовать введение учёта домашних животных, предусмотренного в соответствии со статьей 11 закона, которая вступит в силу с 1 сентября 2023 года. Наряду с повышением ответственности владельцев животных-компаньонов важна их системная регистрация и идентификация, что является одним из рекомендуемых современных подходов к гуманному регулированию численности бездомных собак, изложенных в руководстве International animal management coalition (ICAM, 2017 год).

Минэкологии совместно с акиматами необходимо уже сейчас начать подготовку к проведению на постоянной основе учёта животных, что позволит выявлять выброшенных животных, привлекать владельцев к ответственности, находить потерянных животных. 


Таким образом, как на центральном, так и на местном уровне отсутствует системная работа по реализации закона об ответственном обращении с животными. Это приводит к полнейшей дискредитации законодательства и государственной политики в этой сфере. С учётом изложенных проблемных вопросов необходим комплекс мер с чёткой координацией со стороны уполномоченного органа (Министерства экологии и природных ресурсов РК): 

  • активная разъяснительная работа по реализации закона в регионах, с обязательным привлечением общественных организаций и экспертов в данной сфере;
  • внедрение образовательных программ в школах; 
  • доработка подзаконных НПА с участием независимых юристов, специализирующихся на законодательстве в области Animal Law;
  • проработка чёткого механизма реализации закона и подзаконных НПА, задействование на практике заложенный в законодательстве механизм общественного контроля;
  • обеспечение соответствующего прокурорского надзора за надлежащим исполнением законодательства об ответственном обращении с животными, в том числе в части предотвращения фактов незаконного отстрела животных на улицах службами отлова;
  • контроль за содержанием и разведением домашних животных владельцами;
  • реагирование госорганов на любые факты нарушения законодательства об ответственном обращении с животными для сохранения доверия к государству
  • обязательное привлечение виновных лиц к ответственности в целях привития культуры нулевой терпимости к правонарушениям в обществе.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.

Новости партнеров