Жанат Нургалиев как общественник и эксперт специализируется на прозрачности бюджетного процесса и государственных закупок. Его организация добивается, чтобы бюджеты госорганов публиковались в свободном доступе, в удобном и понятном для населения формате. В беседе с Informburo.kz эксперт делится мнением об инициативах руководства страны по итогам совещания по вопросам противодействия коррупции.
– Нет ли у вас ощущения, что у страны после январских трагических событий появился исторический шанс очиститься от коррупции?
– Действительно, есть такая искорка надежды, но всё упирается в эффективное исполнение поручений президента. Многое также зависит от того, насколько долговременным будет запрос со стороны общества на общественно-политические реформы в стране. Сейчас важно общественности не успокаиваться и не самоустраняться от решения государственных проблем, а нужно контролировать и требовать. Только тогда что-то измениться.
Мало президентских поручений и карательных мер – инициатива в борьбе с коррупцией должна идти в первую очередь снизу.
Признайтесь, что когда вас контролируют, вы делаете свою работу лучше. Такова психология человека. Я просто надеюсь на то, что власть понимает: если народ когда-то собрался, то он может это сделать снова. Об этом нужно всегда помнить. Сейчас какие-то косметические реформы не пойдут, нужно кардинально менять ситуацию.
– 1 февраля во время выступления президент Касым-Жомарт Токаев заявил, что "многие годы борьба с коррупцией сводилась к поимке взяточников с поличным без глубокого погружения в тему". Как эффективно бороться с коррупцией в нынешних политических условиях?
– Да, президент также отметил, что коррупция и расточительство наблюдаются на всех этапах бюджетного процесса. Мол, начиная уже от этапа планирования закладываются определённые коррупционные риски. Первое, с чего, на мой взгляд, нужно начинать – это прозрачность бюджетного процесса и раскрытие информации о расходах государства.
Акиматы и госорганы не хотят раскрывать бюджеты и показывать цифры, а именно детализировать свои затраты. К примеру, столичный акимат района Сарыарка, условно говоря, тратит на благоустройство дворов три миллиарда тенге в год, но при этом мы не видим детализации. На эту сумму можно и три двора благоустроить, и десять. Соответственно, возникают коррупционные риски. Приведу ещё один пример. Акимат может выделить миллиарды тенге на выкуп какого-нибудь частного конно-спортивного комплекса, при этом, например, недофинансируется система здравоохранения.
Читайте также: Президент: Дорогостоящие покупки госслужащих будут жёстко контролироваться
Из-за коррупционных рисков при планировании бюджета столицы регионы недополучают финансирование. По итогам года столица из-за недоосвоения средств возвращает в бюджет огромные суммы, которые могли быть направлены в регионы для решения острых социальных проблем. То есть нужно думать не только о себе, но и о других городах.
Поэтому необходимо оцифровать весь бюджетный процесс с детализацией и публиковать его в открытом доступе, чтобы каждый житель аула, района, города мог видеть, куда идут его налоги. Налогоплательщики в свою очередь должны контролировать и спрашивать с местного исполнительного органа.
Во-вторых, нужно создать систему сдержек и противовесов в лице сильных маслихатов и парламента для контроля расходования средств акиматами.
Ни для кого не секрет, что в народе бытует мнение, что сейчас на местах маслихаты как нотариальные палаты акиматов, то есть представительная власть соглашается со всем, что предлагает исполнительная власть. А если в маслихатах будут жаркие баталии и живые дискуссии при направлении каждого тенге в ту или иную сферу, то и коррупционных рисков станет меньше. Всё это должно работать вкупе с прозрачностью и подотчётностью перед населением. Со временем уже само население будет вовлекаться в процесс контроля и будут, например, спрашивать с акимата, почему, мол, опубликован план и бюджет благоустройства дворов, а наш двор так и не благоустроен.
– Президент на том совещании утвердил проект Концепции антикоррупционной политики на 2022-2026 годы и сказал, что "под жёсткий контроль будут взяты закупки госслужащих, а именно недвижимость, автомобили и другие дорогостоящие вещи". Что вы думаете об этом?
– Казахстан ратифицировал Конвенцию ООН о борьбе с коррупцией давно, но у нас этот законопроект пока не идёт, то есть встречает сопротивление со стороны определённых лиц. Этот вопрос сейчас необходимо реанимировать и внедрять механизм, согласно которому имущество публичных должностных лиц должно контролироваться на соответствие их доходам.
Думаю, что это очень правильно. Как ранее отмечал президент, наверное, не нужно ограничиваться сугубо карательными мерами, а необходимо анализировать сферы, наиболее подверженные коррупционным рискам и точечно отрабатывать существующие пробелы в системе. Важно постоянно мониторить и оценивать настроения населения, проблемы, которые годами не решаются. Но, когда, к примеру, аким говорит, что его назначил президент и лишь он решает, сколько ему работать, то становится понятно, что он работает не на население, а чтобы угодить вышестоящему руководству.
Также нужно, чтобы заработал закон, согласно которому, если подчинённый попался на взятке, руководитель должен уйти в отставку. Когда это будет на практике работать, сами акимы будут заинтересованы в том, чтобы в их команде были честные люди.
– Глава государства напомнил, что в концепции предусмотрен метод Integrity check для проверки чиновников на коррупционную устойчивость. Ранее Антикоррупционная служба заявляла, что данный метод, "позволит своевременно выявлять и увольнять недобросовестных служащих". Помогут ли обозначенные меры, и как их применить на практике?
– Хорошо, что президент вспомнил про Integrity check. Это один из эффективных методов борьбы с коррупцией. В своё время метод хотели запустить ещё при Алике Шпекбаеве (экс-глава Антикоррупционной службы. – Авт.). Эта методология применяется в международной практике, когда госслужащий тестируется по определённым параметрам, чтобы выявить, преследует ли он корыстные цели или намерен развивать свою отрасль. Важно на этапе поступления на госслужбу отсеивать потенциальных коррупционеров, чтобы набирать достойных и компетентных людей, нацеленных на службу обществу.
– Отдельно президент остановился на коррупции в сфере сельского хозяйства, госзакупок и закупок в квазигосударственном секторе, заявив, что в этих сферах необходимо "пересмотреть всю систему". Почему, по-вашему, коррупции больше именно в этих сферах, и как с ней бороться?
– Сферы субсидий в сельском хозяйстве и госзакупок погрязли в коррупции, потому что туда ежегодно выделяется стабильный объём финансирования, при этом никто на механизмы принятия решений и распределения средств особого внимания не обращал. Просто фрагментарно ловили кого-то за коррупцию и всё. Проблема усугубляется тем, что коррупция на этапе досудебного расследования прикрывается правоохранительными органами, то есть дела не доходят до суда.
– Ситуацию, по словам Токаева, усугубляет коррумпированность органов финансового контроля. Мол, Антикоррупционной службой выявлены факты, когда специалисты внутреннего госаудита сами организовывают жалобы. Затем по ним опять же сами проводят проверки, преследуя свои корыстные цели.
– Необходимо, чтобы контролирующие и правоохранительные органы, призванные бороться с коррупцией, контролировали друг друга. Допустим, в Минфине есть Комитет по внутреннему госаудиту, который осуществляет мониторинг и является органом обжалования результатов госзакупок. На мой взгляд, нужно вывести в общественное поле процедуру обжалования, чтобы не госорган этим занимался, а действительно независимая служба или трибунал, стоящий по полномочиям над госорганом. Там должны быть депутаты, общественные деятели, представители Счётного комитета.
Есть также Агентство по финансовому мониторингу и Антикоррупционная служба.
Важно, чтобы все эти госорганы держали друг друга в тонусе. Нужно проводить постоянную ротацию кадров, так как если руководитель долго засиживается на одном месте, то начинает обрастать связями.
– Существует ли, по-вашему, риск саботирования поручений президента на уровне исполнения?
– Такой риск, безусловно, есть, поэтому необходима смена госаппарата. К сожалению, мы видим, что у нас, об этом и президент говорит, маленькая "скамейка запасных" и некого назначать. Тасуют старую колоду, хотя есть президентский молодёжный кадровый резерв и достойные люди, которые могут честно работать. Но принцип меритократии у нас ещё не работает, и на политически значимые должности назначаются люди так или иначе близкие к системе.
Читайте также: Кандидатов мало: пустят ли в политику молодых и амбициозных
– Следующим шагом, по словам президента, станет реализация основополагающего принципа Конвенции ООН против коррупции – обеспечение поиска и возврата преступных активов. По принципу follow the money – "следуй за деньгами" будет внедрено обязательное финансовое расследование. Возможно ли эффективно работать в данном направлении?
– Полностью поддерживаю инициативу по возвращению из-за рубежа в Казахстан некогда украденных активов. Как раз сейчас государству как никогда необходима финансовая помощь, и выведенные капиталы необходимо возвращать в госбюджет. Уверен, что это время настанет.
– Как объяснить рядовому казахстанцу, что коррупция – зло и если на него закрывать глаза и не бороться, то оно непременно коснётся каждого?
– Нужно бороться с ней на ментальном уровне, начиная с бытовой коррупции. Например, почти каждый из нас сталкивался в жизни с ситуацией, когда при выписке из роддома ты непроизвольно хочешь отблагодарить врача, хотя это его работа.
Наши регионы отличаются по своему отношению к коррупции. Есть области, где за элементарное трудоустройство нужно занести взятку начальству, даже если ты победил в честном конкурсе, то есть так издавна положено и заведено. При этом большинство населения воспринимает это нормально. Вот такое отношение нам нужно переломить.
Люди должны понять, что если начинаешь свой трудовой путь с взятки, то есть по сути со лжи, то и дальше всё так пойдёт, порождая в будущем клубок проблем. Более того, вы можете невольно участвовать в коррупции, если, к примеру, не контролируете работу и затраты своего кондоминиума, не говоря уже о контроле госбюджета. Если ты хочешь хорошие дороги, ходить в нормальную поликлинику и чтобы дети учились в замечательной школе, нужно вовлекаться в общественный контроль над тем, чтобы государство эффективно выполняло свои функции.
Читайте также:
- "Откровенно говоря, это контрабанда". Токаев указал на разницу в данных по торговле с Китаем
- Токаев о работе информсистем: Кто-то получает миллионы за обслуживание никому не нужных ресурсов
- Токаев: В некоторых регионах крестьянам в качестве субсидий выдавали солнечные батареи
-
1‼️Мошенники предлагают безлимитные абонементы на общественный транспорт Астаны
- 4630
- 0
- 9
-
2⚠️ Доброе утро! Предлагаем обзор главных новостей за 11 ноября
- 2802
- 0
- 5
-
3🇳🇱 Новые беспорядки вспыхнули в центре Амстердама
- 2450
- 2
- 12
-
4📋 Список оснований для списания мошеннических кредитов в Казахстане намерены расширить: что в него войдёт
- 2380
- 3
- 24
-
5🌐 Бишимбаев выступил онлайн из колонии на судебном процессе по иску бывшей жены
- 2428
- 2
- 18
-
6❓ Кому в октябре предлагали самые большие зарплаты в Казахстане
- 2354
- 0
- 11
-
7📉 Казахстан замкнул топ-40 стран по загрязнению воздуха
- 2252
- 2
- 13
-
8🗓 Осенний призыв-2024: как проходит набор, кто имеет право на отсрочку и что грозит за уклонение
- 2313
- 3
- 10
-
9🎤 Токаев выступит на климатическом саммите в Баку
- 2271
- 17
- 17
-
10❗️ Подозреваемых в экстремизме задержали в Алматы и двух регионах Казахстана
- 2219
- 2
- 16