2 июня в Алматы прошли общественные слушания по проекту "Оценка воздействия на окружающую среду строительства скоростных автобусных перевозок (BRT)" в режиме онлайн через программу Zoom. Участие приняли около 35 человек.

Корреспондент informburo.kz рассказывает, как прошли общественные слушания и были ли нарушения законодательства.

Как оповещали население?

Согласно правилам проведения общественных слушаний, о дате мероприятия заказчик – в данном случае управление городской мобильности Алматы – должен сообщить через СМИ не позднее чем за 20 рабочих дней.

При этом заказчик согласовывает с местным исполнительным органом наиболее эффективные способы информирования населения о предстоящем мероприятии (объявления в СМИ, информационные листки, стенды, письменные обращения).

За 20 календарных дней до начала общественных слушаний акимат должен "обеспечить открытый доступ к экологической информации, относящейся к процедуре оценки воздействия на окружающую среду намечаемой хозяйственной и иной деятельности и процессу принятия решений по этой деятельности через интернет-ресурс, а также используя иные способы информирования".

Как было на деле? Объявление о проведении общественных слушаний было опубликовано на сайте 13 мая, то есть за 20 календарных дней, а это нарушение.


Скриншот публикации объявления на сайте управления зелёной экономики Алматы

"Мы проинформировали согласно законодательству, и была публикация на сайте акимата Алматы. Такая процедура. Я не могу выступить с обращением по телевидению. Люди не пришли не потому, что их мало информировали. Они просто люди. Они живут, работают, живут. Ездят на транспорте", – сказали разработчики проекта ОВОС.

Председатель экологического общества "Зелёное спасение" Сергей Куратов пояснил, что согласно Орхусской конвенции власти должны использовать самые эффективные способы информирования населения.

"Наши постоянно ссылаются на то, что оповестили в какой-нибудь газетёнке. Ну а если я не выписываю эту газету? Нужно разрабатывать методику для оповещения населения, с одной стороны. А с другой стороны, люди не верят, что этим механизмом можно что-то изменить. Разработчики делают всё, чтобы этот механизм не работал и не препятствовал в осуществлении их планов. И поэтому они стремятся сводить общественные слушания к формализму", – сказал он.

В идеале власти должны максимально информировать население и, если необходимо, провести несколько общественных слушаний.

Читайте также:

А можно ли проводить онлайн?

В правилах сказано, что по проектам, предусматривающим рубку зелёных насаждений, должны проводиться общественные слушания в форме открытых собраний. Опрос проводить нельзя. Про слушания в режиме онлайн ничего не сказано.

Корреспондент informburo.kz обратился в Министерство экологии, геологии и природных ресурсов Казахстана за разъяснениями. Там сообщили, что в период карантина общественные слушания онлайн проводить нельзя, можно было только когда был объявлен режим ЧП.

Слушания по BRT начались с нарушения правил

Регистрация участников на слушания обязательна. Однако каким образом регистрировали людей через Zoom, неясно, поскольку у многих не были указаны настоящие имена.

Общественные слушания открывает представитель местного исполнительного органа. Большинством голосов участников утверждаются повестка дня, регламент, избираются председатель и секретарь. Но мероприятие началось без этого, пока участники не сделали организаторам замечание. После чего появился заместитель управления городской мобильности Алматы Ернур Абжахан, и презентацию проекта начали заново. Причём назвать презентацией это сложно: разработчик не подготовил слайды и выступал неубедительно.

Архитектор Жанна Спунер сделала замечание разработчикам и УГМ Алматы о качестве презентации проекта ОВОС:

"Я понимаю, что это рабочий проект. Но многие вопросы могли бы быть сняты, если изначально у нас было представление о проекте. То, что мы видим, – это рабочий проект: чертежи, планы, топосъёмка. Это всё не даёт правильной визуализации. В других городах доказательная база визуализируется. Понятно, что BRT само по себе снижает экологическое воздействие, улучшается транспортная связь. Но нужно считать сопутствующее, увеличение трафика. На компьютерной модели всё это видно. Так не проводятся слушания. Если вам задают вопрос, где срубают деревья, вы должны показать, это всё должно быть анимировано", – сказала она.

Альтернативный проект отсутствует

"Нулевой вариант" или отказ от строительства, предусмотренный Экологическим кодексом и Орхусской конвенцией, не рассматривали, а альтернативные проекты не предоставили. По законодательству альтернативный проект должен быть на любой стадии проекта.

  • В приказе министра охраны окружающей среды РК "Об утверждении инструкции по проведению оценки воздействия на окружающую среду" (ОВОС) сказано, что одним из главных принципов оценки воздействия проекта на окружающую среду является альтернативность, включая вариант отказа от намечаемой деятельности ("нулевой" вариант").
  • В Орхусской конвенции сказано: "Каждая сторона обеспечивает участие общественности уже на самом раннем этапе, когда открыты все возможности для рассмотрения различных вариантов и когда может быть обеспечено эффективное участие общественности".

"Обязательно должен быть альтернативный вариант: не строить, не вырубать, вплоть до отказа от этой деятельности. Закон есть закон. Они обязаны нам это предоставить и обязаны нам объяснить. Обязаны. Если бы не были обязаны, то тогда могли бы сказать: мол, вы наглеете. Поскольку они обязаны, должны согласовывать с общественностью", – сказал Сергей Куратов.

Читайте также: Суд обязал акимат Алматы предоставить достоверную информацию о наличии "нулевого варианта" по Кок-Жайляу

Большинство вопросов об экологии остались без ответов

По проекту планируется вырубка 183 деревьев для возведения остановочных комплексов и расширения дороги по улице Толе би. Однако разработчики не смогли толком объяснить, где именно это произойдёт. Они показали только чертежи, которые без специальных знаний прочесть тяжело.

Loading...

Корреспондент informburo.kz запросил список с адресами и причинами вырубки зелёных насаждений, которые так и не получил.

Кроме того, разработчики не смогли внятно объяснить, почему нельзя было обойтись без вырубки деревьев. Специалист по коммуникациям Urban Forum Kazakhstan Диас Маратулы пытался выяснить, почему по улице Толе би количество полос от 4 (одна для личного и одна для общественного транспорта в каждом направлении) до 7.

"Это же очевидно, что такая переменчивость полос будет создавать пробки, негативно скажется на экологии. Ширина полос тоже разная. Почему нельзя было не вырубать деревья, создавая нагрузку на экологию, и сделать одинаковое количество полос? Я предложил унифицировать количество полос на Толе би, чтобы по всей длине улицы было одинаковое количество полос и ширина, как на Тимирязева и Мустафина. Одна полоса для автомобилей – это лучше, чем переменчивое число. Если всё унифицировать, пропускная способность станет большей. Тогда можно обойтись без вырубки деревьев", – сказал Диас Маратулы.

Также участников интересовало влияние на чистоту воздуха выхлопов автотранспорта после того, как будет построена линия BRT. Разработчики сказали, что не изучали, как изменится трафик.

Помимо этого поднимались вопросы по дорожному покрытию. По улице Тимирязева в прошлые годы асфальт растаял из-за жары. Это также виляет на экологию, но разработчики пояснили, что и в этом проекте всё будет так же, как в первой очереди линии.

Разработчики не смогли ответить, что будет с троллейбусной линией, которая проходит по улице Желтоксан.

Протокол общественных слушаний должны разместить на сайте местного исполнительного органа не позднее семи рабочих дней после их проведения.

Ранее из-за подобных нарушений в Алматы уже признавали несостоявшимися общественные слушания по ОВОС двух проектов – строительства метро и ремонта вокзала "Алматы-1".