В Алматы прошли общественные слушания по предварительной оценке воздействия на окружающую среду к рабочему проекту продления второй очереди первой линии метрополитена от станции Калкаман до станции Автовокзал "Западный" (третья очередь).

Как будет выглядеть первый в городе транспортно-пересадочный узел и можно ли назвать слушания состоявшимися – в материале Informburo.kz.

Станция метро + автовокзал = транспортно-пересадочный узел

Станцию, объединённую с автовокзалом, построят возле городской больницы №7 в Наурызбайском районе. На этом месте появится транспортно-пересадочный узел, поскольку станция будет располагаться на пути в сторону города Каскелен Алматинской области. Площадь застройки территории автовокзала 14,7 гектар.


Карта метрополитена

Карта метрополитена / Фото с сайта метро

Сама линия метро проходит от улицы Абая под улицей Ашимова.

"Мы объединяем метрополитен со зданием автовокзала. В будущем это будет транспортно-пересадочный узел. Там будут перехватывающие наземные парковки. То есть въезжающим с западной стороны людям мы даём возможность припарковать свои автомобили и выбрать нужный транспорт, в том числе метрополитен", – рассказал главный инженер проекта ТОО "Метропроект" Павел Московчук.

В планах подвести к автовокзалу линию LRT и изменить маршруты автобусов, чтобы жители пригорода могли пользоваться услугами общественного транспорта. Власти Алматы давно мечтают пересадить автомобилистов на общественный транспорт.

"По перспективному плану развития города рассматривается строительство трёх основных автовокзалов: Западный, Северный и Восточный. Предусмотрен перехват трёх основных потоков, въезжающих в город. В этих вокзалах будут организовываться транспортно-пересадочные узлы. Одним из первых – автовокзал "Западный". LRT в первую очередь охватывает улицы Толе би и Момышулы. Как-то сюда должны подвести трассу. Есть разные варианты, хорошая территория, можно организовать подъезд с любой стороны", – пояснил он.


Читайте также: Две станции метро и новый проспект появятся в Наурызбайском районе Алматы


Начать строительство планируют в третьем квартале 2021 года, а завершить – в 2025 году. В нынешнем году только начнут разрабатывать технико-экономическое обоснование. Пока нет расчётов, сколько денег потребуется на реализацию проекта.

Как будут выглядеть станция метро и автовокзал?

Проектировщики представили рабочие эскизы автовокзала.


Автовокзал "Западный"

Автовокзал "Западный" / Фото предоставлено ТОО "Метропроект"

"Навесная зона – это зона прибытия, в карманы будут заезжать автобусы, рядом расположена зона отбытия. Внутри спуск в метро через вестибюль №2. Можно не выходить на улицу и сразу попасть в автовокзал. Если дождь, вы не намокнете", – рассказал Павел Московчук.


Привокзальная площадь

Привокзальная площадь / Фото предоставлено ТОО "Метропроект"

Привокзальную площадь обустроят для удобства ожидающих транспорт.

"За основу мы взяли модную концепцию, как на улице Панфилова и других пешеходных улицах. Современные решения внедрили. На привокзальной площади создали зоны тени для людей, чтобы можно было посидеть на лавочке – какая-та зона ожидания", – рассказал главный инженер проекта.


Жителей и гостей Алматы будет встречать с автовокзала символ города - яблоко

Жителей и гостей Алматы будет встречать у автовокзала символ города – яблоко / Фото предоставлено ТОО "Метропроект"

На втором этаже автовокзала будут зоны фудкорта.


Сухой фонтан на привокзальной площади

Сухой фонтан на привокзальной площади / Фото предоставлено ТОО "Метропроект"

Выход из станции метро есть и на привокзальную площадь.


Внутри автовокзала будут зелёные насаждения и фонтаны

Внутри автовокзала будут размещены зелёные насаждения и фонтаны / Фото предоставлено ТОО "Метропроект"

На станции метро Автовокзал "Западный" будет два вестибюля, как на станции Москва. Первый будет ориентирован на перекрёсток Ашимова – Райымбека, второй – на связь с автовокзалом "Западный".

У станции метро построят парковку на 1000 машиномест

Власти города надеются, что жители пригорода и Алматинской области будут оставлять у автовокзала "Западный" свои автомобили и пересаживаться на общественный транспорт. Для этого предусмотрели парковку на 1000 машиномест. Две эстакады, по мнению проектировщиков, помогут регулировать поток.


Эскиз транспортно-пересадочного узла

Эскиз транспортно-пересадочного узла / Фото предоставлено ТОО "Метропроект"

"Мы создаём комфортные условия, естественно, народ будет пользоваться. Пока их нет, они въезжают в город (на автомобилях. – Авт.). Мы даже прогнозируем, что и этих площадей не хватит. Мы специально парковочные зоны вывели за зону строительства, чтобы можно было здесь строить многоуровневые паркинги", – сообщил Павел Московчук.

Многоуровневый паркинг не вошёл в проект, так как в бюджете не предусмотрены средства на строительство такого объекта.

За каждое вырубленное дерево посадят пять новых

Строительство перегонных тоннелей под улицей Ашимова будет производиться закрытым способом проходческими комплексами. То есть строительных работ на поверхности не будет.

"Все основные работы будут сосредоточены на участке автовокзала. Здесь будут котлованы, земляные работы. Выбросы экологические как на любой стройке – пыль. Сварные работы – в пределах коэффициента допуска всех выбросов. Мы нигде ничего не превышаем. Но по завершению строительства мы прогнозируем улучшение экологической ситуации за счёт уменьшения транспортного потока, за счёт того, что мы подводим электрический транспорт в эту часть города", – подчеркнул Павел Московчук.

Главный инженер проекта не был готов ответить на вопрос "сколько зелёных насаждений вырубят при строительстве".

"В ТЭО подразумевается, что будут посадки деревьев – участки, максимально подводящие к дорогам, привокзальная площадь. Около 1000 зелёных насаждений будет посажено на этой территории. Да, будут (вырубать деревья. – Авт.). Эту информацию нужно подготовить, я могу потом озвучить. Если предварительно, то около 800 деревьев под вынужденный снос подпадают", – сказал он.

После окончания слушаний Павел Московчук добавил, что вместо одного вырубленного дерева посадят пять новых. Не только на территории, выделенной для компенсационной посадки, но и на месте строительства автовокзала и станции метро.

Также под снос попадут объекты бизнеса.

"Сейчас там есть заправка, СТО – они попадут под вынужденный снос. У заправки есть нормы отступа. Рядом опасный объект, мы не можем рисковать", – отметил главный инженер проекта.


Читайте также: 20 особняков решено снести в живописном микрорайоне Алматы для строительства метро


На общественные слушания пришли члены инициативной группы из числа жителей элитного микрорайона Жайлы. Их дома находятся над линией метро. Они поинтересовались: пойдёт ли под снос и часть коттеджного городка? Но главный инженер проекта напомнил, что слушания проводят по оценке воздействия на окружающую среду и не стал отвечать на вопрос.

Можно ли считать слушания состоявшимися?

Один из участников слушаний обратил внимание на отсутствие представителей акимата, профильного управления и заказчика. По его мнению, слушания должны признать несостоявшимися.

Справочно: По правилам, общественные слушания считаются состоявшимися при обязательном участии: заинтересованной общественности; местного исполнительного органа; государственных органов, к компетенции которых относится принятие обсуждаемых решений; СМИ; заказчика.

"На общественных слушаниях должны присутствовать представители управления зелёной экономики и заказчика. По идее представители акимата тоже должны быть", – заметил глава независимого экологического объединения "Зелёное спасение" Сергей Куратов.

"Это не так! Сейчас по городу на все виды строительства проводятся общественные слушания. Представители управления зелёной экономики смогли – пришли, не смогли – не пришли. Но мы обязаны с ними завизировать протокол", – ответил Павел Московчук.

По словам Сергея Куратова, проектировщики не разместили в открытом доступе документацию по проекту. По крайней мере, ссылки на них нет в объявлении управления зелёной экономики о предстоящих слушаниях. Хотя законодательство обязывает указывать в объявлении адрес интернет-ресурса, где размещена эта информация.


Скриншот объявления о проведении общественных слушаний с сайта управления зелёной экономики Алматы

Скриншот объявления о проведении общественных слушаний с сайта управления зелёной экономики Алматы

"Такое уведомление не совсем считается корректным. Документация должна быть в открытом доступе. Может это и незначительное нарушение, но они должны предоставлять всю информацию. Также они должны были больше рассказать о воздействии на окружающую среду, а не только о пыли: будет ли вибрация при строительстве, нет ли жилых домов рядом. Если этого нет – это тоже нарушение", – добавил Сергей Куратов.


Читайте также: Лифты, санузлы и указатели для маломобильных групп установят на новых станциях метро Алматы "Сарыарка" и "Достык"


Главный инженер проекта заверил, что желающие смогут получить протокол общественных слушаний, который обязаны опубликовать в открытом доступе.

"Мы будем составлять протокол общественных слушаний, включим всех присутствующих. Протокол мы должны отвезти на подпись в управление зелёной экономики. Поэтому я не знаю, когда опубликуем его", – заключил Павел Московчук.

Согласно правилам проведения общественных слушаний, протокол размещается на интернет–ресурсе местного исполнительного органа не позднее семи рабочих дней после проведения мероприятия.

Читайте Informburo.kz там, где удобно:

Facebook | Instagram | Telegram

Если вы нашли ошибку в тексте, выделите ее мышью и нажмите Ctrl+Enter