44% подростков в Казахстане подвергаются травле в школах
В Казахстане 44% школьников являются жертвами буллинга. Чаще всего это мальчики городских школ, сообщает "31 канал".
Обычно травлю устраивают сверстники. Иногда это проявляется в особой жестокой форме с домогательствами, избиением. Уполномоченная по правам человека Эльвира Азимова уверена, что решать проблему необходимо всем обществом. И в первую очередь обучать детей тому, как нужно отстаивать свои права и решать конфликты.
"Мы поднимаем ряд вопросов, в том числе и в сотрудничестве с депутатами парламента, о том, что необходимо пересмотреть некоторые модули учебного процесса. Мы видим, что есть необходимость и актуальность в том, чтобы всё-таки доработать отдельные модули, и более того, об этом говорят сами дети. Для нас это очень важно", – сказала Азимбаева.
По данным Агентства США по международному развитию, за последние девять месяцев 137 казахстанских подростков совершили суицид. Психологи не исключают, что буллинг в таких случаях может быть одной из основных причин. Сталкиваясь с травлей ребёнка в школе, родители зачастую переводят детей в другой класс или учебное заведение. Делать это категорически не рекомендуют специалисты.
"Уход от проблемы – это, по сути, как прятать голову в песок, – пояснила тренер по детской безопасности Зарина Джумагулова. – То есть не заниматься решением вопроса, а избежать любых целенаправленных действий. И ребенок учится этому, это порождает в нём выученную беспомощность, что в любой непонятной ситуации убегай, прячься, меняй обстановку".
Ещё одной проблемой для современных подростков является кибербуллинг, когда ребенка травят в интернете. Эксперты говорят, что с этим сталкивается половина детей в возрасте от 12 до 15 лет.
Как понять, что вашего ребёнка травят в школе
По её словам, беспокойство должно вызвать, во-первых, нежелание ребёнка идти в школу. Дети, которых обижают, постоянно идут в школу хмурыми, без настроения. Также они могут прогуливать уроки или выдумывать болезни и симулировать недомогание, чтобы остаться дома. Кроме того, из-за постоянного стресса у ребёнка действительно может подорваться здоровье.
Во-вторых, дети, подвергаемые буллингу, отказываются общаться со своими друзьями. Поведение ребёнка становится асоциальным, он избегает общения, закрывается в своей комнате, а на вопросы отвечает односложно: "да" и "нет". Может случится и так, что ребёнок начинает со всеми ссориться без причины.
В-третьих, родителей должны насторожить плохой сон и плохой аппетит у ребёнка. Дети, которых травят, страдают от невротических проявлений. Ребёнок плохо спит: мечется, вскрикивает, часто просыпается. У него нет аппетита, резко меняется настроение: от абсолютного спокойствия школьник переходит к истерике и наоборот.
Ещё один признак – ухудшение успеваемости. Дети, которые подвергаются буллингу, полностью погружаются в проблему с коллективом, из-за чего не остаётся энергии ни на учёбу, ни на нормальное общение с другими детьми.
Кроме того, школьник, которого травят сверстники, будет бояться ходить в школьный туалет. Туалетная комната в школе чаще всего является местом, где по отношению к ребёнку применяют физическое насилие. Здесь нет взрослых, поэтому ребёнок, опасающийся, что там он встретится с обидчиками, предпочитает туда не ходить и потерпеть до дома.
И, разумеется, волнение родителей будет обоснованным, если сын или дочь не могут объяснить порчу вещей или неоднократно приходят домой побитыми.
Читайте также:
- В Актау старшеклассник находится в тяжёлом состоянии после избиения в школьном туалете
- Старшеклассники в алматинской школе вымогали деньги у других учеников
- В мажилисе предложили ввести ответственность за травлю детей
Психолог отмечает, что буллинг отражается не только на объекте травли, но и на самом агрессоре. У него закрепляется модель поведения, что насилие – это нормально и желаемые вещи можно приобрести силой.
Буллинг также отражается на свидетелях травли – у них есть страх оказаться на месте жертвы. В случае, если объект буллинга уберут из коллектива, его место может занять любой другой.
Также следует помнить настоящие маркеры буллинга, чтобы отличать его от мимолётной ссоры, а это: намеренность, повторяемость и неравенство сил. И если вы заметили признаки того, что вашего ребёнка травят в школе, об этом непременно нужно поговорить с классным руководителем и родителями обидчика. А своему ребёнку следует объяснить, что он не виноват в том, что стал объектом травли, и поддержать его.
Буллингом занимаются и учителя
В 2019 году в Казахстане был принят Закон "О статусе педагога" и соответствующие меры по сокращению трудовой нагрузки, в 2020 году министр образования подписал приказ, в рамках которого во всех регионах были созданы Советы по педагогической этике. Тем не менее этого недостаточно для предотвращения учительского буллинга, признают в Министерстве образования и науки РК.
"Ведётся работа в части правовой регламентации данного негативного феномена и планируется разработка правил профилактики буллинга среди несовершеннолетних, которые будут охватывать вопросы проявления буллинга в учительской среде", – сообщил главный эксперт Комитета по охране прав детей МОН РК Тимур Кастуганов.
Психотерапевт Александр Скуртул в свою очередь отметил, что у нас понимание педагогической практики очень механичное, будто учитель – это инструмент, воздействующий на предмет.
"У нас не придают значения тому, какая личность и в каком состоянии приходит в педагогическую деятельность, каким образом справляется с тем, что с ней / с ним происходит. Но современное межличностное понимание усложнилось. Современные подростки чувствительны и уязвимы, и к ним нужен тонкий подход", – отметил он.
Эксперт добавил, что некачественному выстраиванию отношений педагога с учениками может способствовать множество факторов и в первую очередь психоэмоциональное состояние самого учителя.
"Учитель не просто инструмент, это живой человек", – подчеркнул психолог.
Скуртул отметил, что психологические, биографические и генетические факторы будущего преподавателя нужно учитывать не только при приёме на работу, а ещё при поступлении в педагогический вуз.
"Есть текущий негативной фактор – ежедневная психоэмоциональная нагрузка при проведении уроков, стресс в связи с оцениванием педагогического процесса. На учителях самая большая ответственность – их оценивают и дети, и родители, и администрация. Эти факторы влияют на профессиональную детальность. Да, есть законы и правила, но они не могут позволить регулировать человеку своё психоэмоциональное состояние", – сказал эксперт.
Важна поддержка родителей
"В основе подросткового суицида зачастую лежат детско-родительские отношения. Если ребёнку дома хорошо, никто его не собьёт, никто. И у суицида есть жёсткая локализация, то есть суицид происходит в том месте, где есть проблема" – отметила эксперт.
Маргарита Ускембаева также считает, что способствовать снижению подросткового суицида могут родительские курсы, так как взрослым самим нужен психолог, который поможет проработать их проблемы и выстроить отношения с ребёнком. Родителей нужно учить быть родителями, подчеркнула психолог.
Читайте также:
- "У одежды нет гендера". Ученики НИШ после суицида восьмиклассника пришли в школу в юбках
- Чудовищно выросло число детских суицидов. В чем причины и как это остановить
- Отсутствие знаний и пропаганда в СМИ. В МВД рассказали, почему подростки в РК рано начинают заниматься сексом