ЗОЖ может стать одержимостью и перерасти в орторексию – расстройство пищевого поведения с навязчивым стремлением к исключительно правильному и здоровому питанию. С этим, например, столкнулась Джордан Янгер, выпускница Нью-Йоркского университета, которую беспокоили проблемы с ЖКТ. Чтобы избавиться от вздутий и запоров, она решила попробовать веганство – питание, полностью исключающее любую пищу животного происхождения.

С новым рационом Янгер почувствовала себя лучше и стала рассказывать о преимуществах "зелёного" питания в "Инстаграме" в блоге The Blonde Vegan, где собрала 70 тысяч подписчиков. Потом проблемы с ЖКТ вернулись. Девушка похудела на 11 кг (и весила всего 47 кг при росте 162 см), стала постоянно чувствовать усталость. Любая царапина на коже не заживала месяцами, а волосы стали выпадать. Её рацион в основном состоял из смузи, и за сутки она потребляла около 800 ккал. Этого мало: если посчитать необходимый уровень основного обмена (расходуется на поддержание функциональности организма), даже для её нового веса ей требовалось как минимум 1200 ккал.

Причём эти расчёты, как правило, ниже реальной цифры: основной обмен покрывает затраты организма в стандартных условиях с комфортной температурой, при спокойном дыхании в лежачем положении и натощак.

Но остановиться Джордан не могла, и вскоре вся её жизнь сфокусировалась на рационе. Янгер рассказывает, что не могла спокойно провести время с семьёй. Она планировала каждый выход из дома, потому что мысль, что придётся поесть в кафе и, возможно, съесть нечто запретное, вызывала у неё панику. Малейшее отклонение от рациона заставляло Янгер чувствовать отвращение к себе. Через год после строжайшей диеты у девушки прекратились менструации, но и это она проигнорировала.


Читайте также: 5 вредных стереотипов о здоровом питании


Спустя ещё полгода подруга рассказала Янгер о диагнозе "анорексия" (расстройство, при котором человек любыми способами пытается похудеть и перестаёт адекватно воспринимать собственное тело). Девушка провела параллель со своим состоянием и, следуя совету подруги, включила в рацион рыбу. Недели такого питания хватило, чтобы восстановился менструальный цикл.


Скриншот из инстаграм-аккаунта thebalancedblonde

Скриншот из инстаграм-аккаунта thebalancedblonde

Тогда Янгер пошла к врачу. Обследование показало дефицит разных питательных веществ, и она ввела в рацион не только рыбу, но и яйца. Девушка переименовала блог в The Balanced Blonde и открыто заявила, что больше не придерживается веганского рациона: тогда многие отписались от блога и сообщили, что разочарованы (то есть она потеряла "символическую ценность" в глазах незнакомых людей).


Читайте также: Кибербуллинг: чем он опасен и как защищаться от интернет-травли?


Кроме того, она стала получать анонимные письма с угрозами, в которых утверждалось, что её поведение потворствует убийствам, а потому ни она сама, ни её семья не имеют права жить. Янгер была шокирована, и ей пришлось перебраться в другой город. Она отметила, что некоторые люди в "веганском мире" считают себя слишком элитарным обществом. Теперь девушка не следит за весом, в рацион к овощам и фруктам на постоянной основе добавила рыбу, яйца и красное мясо, а также позволяет себе съесть пиццу или пасту.

Тренд на похудение и натуральность

В сентябре 2019 года социальные сети Instagram и Facebook ужесточили правила публикации постов о похудении, детоксе и косметической хирургии: теперь их не показывают пользователям моложе 18 лет. А посты с заявлениями о "чудодейственных" средствах с предложением купить их или с промокодом для скидки будут удалять.

Так IT-гиганты хотят продемонстрировать заботу о пользователях, поскольку подобный контент может повлиять на психическое здоровье молодёжи и её восприятие собственного тела. К такому решению платформы пришли после обсуждения вопроса с командой внешних экспертов, среди которых была и Джамила Джамиль – актриса, телеведущая и активистка, основавшая I Weigh. Она создала это движение в ответ на огромное количество контента о похудении, детоксе и других популярных советов привести себя в форму, на самом деле вредящих здоровью. Считая, что общество стало измерять успешность людей на основе их фигуры, она призвала делиться своими достижениями вне зависимости от того, как кто-то выглядит.

Масса тела для многих людей стала значимым показателем, это демонстрирует исследование The Nielsen Global Health & Wellness Survey, проведённое в 2015 году среди 30 тысяч человек по всему миру. Половина опрошенных (49%) считает, что у них есть лишний вес, а вторая половина пытается похудеть. Респонденты также отмечали, что для них более привлекательны продукты, обещающие укрепить здоровье и бороться с болезнями, и за такие обещания они готовы платить больше.

Такие обещания на продуктах важны, например, для 33% поколения Y (они же миллениалы, родившиеся в конце 1980-х – 1990-х), и 29% его представителей готовы заплатить за них больше.

Среди представителей поколения Z (родились после 2000-х) привлекательными такие продукты находят 30%, а 31% готовы заплатить за них больше. Среди важных для покупателей маркировок оказались те, что сообщали о натуральности продукта и его органическом происхождении: за два года их продажи выросли на 24 и 28%, соответственно.


Читайте также: Расстройства пищевого поведения: что это такое и чем они опасны?


При этом респонденты не анализировали продукты самостоятельно, а маркировки на продуктах не обязательно соответствовали действительности.


Скриншот из исследования The Nielsen Global Health & Wellness Survey 2015

Скриншот из исследования The Nielsen Global Health & Wellness Survey 2015

Похожим образом ситуация обстоит и со стремлением заниматься спортом. Исследование Les Mills Global Consumer Fitness Survey – 2019 Key Insights провели в 22 странах среди 16 тысяч респондентов. По его данным, спортзалы посещает 45% миллениалов и 35% представителей поколения Z.


Скриншот из исследования Les Mills Global Consumer Fitness Survey 2019 Key Insights

Скриншот из исследования Les Mills Global Consumer Fitness Survey 2019 Key Insights

Кроме того, 54% представителей Z отмечают, что для них нужна причина, чтобы посещать спортзал и выполнять упражнения. А в целом разбивка по причинам показала (здесь можно было выбирать несколько вариантов), что 54% хотят похудеть или поддерживать себя в форме, 50% – чтобы лучше выглядеть, 37% – чтобы стать сильнее, 27% занимаются ради удовольствия, а 26% – ради уверенности в себе.


Скриншот из исследования Les Mills Global Consumer Fitness Survey 2019 Key Insights

Скриншот из исследования Les Mills Global Consumer Fitness Survey 2019 Key Insights

Данные исследования показывают, что подавляющее большинство участников на самом деле ходили в спортзал не ради здоровья и хорошего самочувствия, а заботясь о внешнем виде.

Спортзал и правильное питание как способ заявить о себе

Зачем покупать органические продукты и заниматься спортом, если не вникать, какую пользу приносит это "правильное" питание, а поход в спортзал не связывать с улучшением самочувствия?

Внешний вид и демонстративно здоровый образ жизни могут быть достаточной причиной для стараний с точки зрения эволюционной экономики – науки на стыке экономики и эволюционной теории. Эволюционная экономика объясняет экономические процессы и принятие соответствующих решений влиянием не только рыночных механизмов, но и особенностями психологического восприятия человека, которые сформировались эволюционно.

Мы приспособлены не к нынешнему миру, а к среде, в которой провели большую часть своей истории, – в условиях небольших обществ охотников и собирателей, где главной задачей стояло выживание вида. А выживание было возможно лишь благодаря совместным действиям и репродуктивному успеху, для чего нужно было привлечь к себе внимание. Так люди стали посылать друг другу сигналы о том, что с ними стоит "сотрудничать".


Читайте также: Instagram без лайков и буллинга: чего ждать от социальных сетей в 2019 году?


Множество фотографий в социальных сетях, на которых люди демонстрируют гибкость тела, красивые и крепкие мускулы, а также полезные и натуральные закуски, могут быть проявлением таких сигналов. Ведь это демонстрирует, что человек здоровый и успешный, с ним нужно взаимодействовать и стоит считаться. Также это может показывать и наличие важных ресурсов: силы воли, чтобы ходить в спортзал постоянно и воздерживаться от "неполезной" еды, и денег – на дизайнерские топы, авокадо и спортивные добавки.


Фото Katie Smith с Unsplash

Фото Katie Smith с Unsplash

Стремление продемонстрировать состоятельность – важный сигнал для других членов общества, а его демонстрация с помощью трат на товары и услуги (в том числе и расточительные) называется демонстративным потреблением.

Что такое демонстративное потребление и при чём тут ЗОЖ

Демонстративное потребление – способ достичь и поддерживать определённый социальный статус. Термин ввёл экономист и социолог Торстейн Веблен в книге "Теория праздного класса" для описания поведения нуворишей – быстро разбогатевших людей из низших сословий, класса, появившегося в XIX веке во время второй промышленной революции из-за аккумулирования капитала.


Читайте также: Чтобы закрыть вопрос о политических реформах, власти придётся вспомнить про средний класс


Богатство использовалось нуворишами для демонстрации социальной власти вне зависимости от реального положения дел. Веблен считал, что индивидами всегда движет соперничество: люди постоянно сравнивают стили потребления, определяя их как статус в обществе для себя и остальных.

В ХХ веке уровень жизни значительно вырос, и появился средний класс – социальная группа с устойчивыми доходами, которые в достаточной мере покрывали спектр материальных и социальных потребностей. С появлением среднего класса термин "демонстративное потребление" стал использоваться шире и характеризовать тех, кто приобретал товары не для прямого использования, а для демонстрации статуса.


Фото Julian O'hayon с Unsplash

Фото Julian O'hayon с Unsplash

Офисные работники, так называемый креативный класс, и другие люди с желанием жить, чтобы "всё было как у людей", приобретают флагманские смартфоны, машины новых моделей, дорогие украшения или брендовые вещи – это пример современного демонстративного потребления. Такой тип потребления стал массовым и не всегда свидетельствует о настоящей состоятельности: исследования экономистов Кервина Кофи Чарльза, Эрика Хёрста и Николая Русанова показывают, что демонстрации распространены в группах относительно бедных людей.

В этом случае демонстрации служат средством борьбы с впечатлением о низком достатке (при этом смартфон или дизайнерская вещь зачастую приобретается в кредит). Экономист Пол Нистр предположил, что это связано с необходимостью "заткнуть" экзистенциальную дыру, и назвал эту теорию философией тщетности.


Читайте также: Что не так с отношением общества к людям с психическими расстройствами и при чём тут "Джокер"?


ЗОЖ тоже может быть способом заполнить экзистенциальную пустоту, позволить почувствовать себя успешным, выиграть социальное соперничество, получить значимые ресурсы и желаемого партнёра. Если нет возможности купить квартиру или продвинуться в карьере, то спортзал и питание могут помочь чувствовать себя лучше. Красивое тело и фотографии в социальных сетях становятся способом добиться успеха.

"Демонстративных личностей в психологии и психиатрии называют истероидными, для них характерно чрезмерное желание привлечь к себе внимание и получить его как можно больше. Такое поведение называют английским термином attention whore. Этими людьми руководит половой инстинкт, одним из вариантов которого является обладание (второе – принадлежание), что проявляется в привлечении внимания", – объясняет психолог частной практики Вероника Пивкина.

"Например, как павлиний хвост или в целом окрас самцов в природе: он более яркий, потому что их задача – привлечь самку. Общество людей – более сложная организация, и здесь редко что-то делится строго по полу, так что такое поведение может быть свойственно любому человеку. Социальные сети могут служить способом привлечь внимание, а также могут ввести в заблуждение: если раньше нужно было пробиться наверх и завладеть аудиторией, чтобы о чём-то вещать, то сейчас всё проще, и каждый может тебе что-то написать или выразить любое мнение, а ты потом думай, что с этим делать".

Почему ЗОЖ как способ демонстративного потребления может быть проблемой

Когда спортзал и питание становятся способом показать превосходство и успешность в социальном соперничестве, то цена ошибки становится высокой. Люди хотят быть самыми здоровыми и самыми привлекательными, и это не имеет ничего общего с настоящей заботой о себе.

Пропуск тренировки или плитка шоколадки заставляют испытывать чувство вины, а сравнение себя с другими, добившимися лучших результатов, раздражает, делает человека чересчур самокритичными и повышает тревожность. Фотографии в социальных сетях демонстрируют, что у других есть воля и силы (и сила воли), чтобы посетить тренировку и съесть салат из шпината вместо стейка, и никто не хочет чувствовать, что он хуже.

Instagram – социальная сеть, в которой делятся фотографиями. Поиск в ней по тегам "похудение", "пп", "спорт" и подобным (например, по всему миру популярен хэштег EatClean) показывает фото в зеркалах спортзалов и ⁄ или с тарелкой, полной овощей и другой полезной еды. Среди постов встречаются также рекомендации по похудению и другим аспектам правильного образа жизни, где помимо адекватных советов о полноценном и разнообразном рационе, адекватных нагрузках и культуре питания встречаются мифические и сомнительные для здоровья. Так, предлагают чудодейственные таблетки, от которых худеют на 10 кг за 2 недели (это невозможно, а пробовать – опасно для здоровья), чай, который выведет все токсины, и так далее.
Из подражающих правдивым – обязательные 8 стаканов воды в день (никакой нормы не существует, воду организм получает также из пищи, а компенсировать водой кофе или чай не нужно. Перебор с водой – это неприятные последствия в виде большой нагрузки на почки, отёков разных частей тела, головной боли, а в тяжёлых случаях гипергидратации возможны судороги и повреждение мозга) и голодание (может привести к последующей компенсации перееданием, дефицитам важных веществ).

Фото Kristina Petrick с Unsplash

Фото Kristina Petrick с Unsplash

Такое поведение может быть способом поднять самооценку, повысить свою символическую ценность: "Конечно, каждый случай нужно рассматривать индивидуально. Но если говорить в общем, то людям, как обладателям инстинкта самосохранения (или ещё его называют иерархическим инстинктом), свойственна стадность", – говорит Вероника Пивкина.

"При этом у нас очень сложная иерархия и социальная структура по сравнению с животными. Иерархический инстинкт даёт человеку понимание: с кем и как нужно себя вести, и кто и как должен себя вести в соответствии со своей социальной ролью, а ещё он порождает у нас желание забраться на верхушку, быть первым в какой-то области. Вот и в случае с ЗОЖ, вполне возможно, что люди могут использовать этот способ, чтобы быть или казаться лучше других – это с одной стороны. А с другой, вся стая так делает, вот и мне надо (хотя, может, и не надо), чтобы быть не хуже других".

Стремление к здоровью начинает вредить, когда переходит в крайности. Важно анализировать каждое своё решение и каждый шаг, находя баланс в питании, физической активности и образе жизни, чтобы оставаться здоровым. Никто не может быть хуже или лучше лишь на основании того, состоит ли его завтрак из овсянки и семян чиа и сколько времени он проводит в спортзале.

"Есть такое заболевание – нарциссизм или нарциссическое расстройство личности, когда человек чрезмерно гордится собой и тем, что он делает. Люди с таким расстройством беззаветно любят и лелеют себя, считают свой выбор единственно правильным, им очень важно привлечь внимание окружающих и получить похвалу. Существует мнение, что современные нарциссы – это как раз-таки радикальные представители среди веганов, экоактивистов, "яжматерей", верующих или, напротив, расистов-националистов и сектантов", – рассказывает психолог.

"Если человек никого не трогает, живёт себе, бегает по утрам, ест на завтрак чиа и киноа с бананом, но спокойно может не отчитываться об этом круглосуточно в соцсетях, чувствует, что это ему действительно нужно и нравится, то никого убеждать и тем более переубеждать не будет. Это вполне нормальное поведение. Демонстративное поведение может быть свойственно невротикам, потому что им важно быть значимыми в обществе: у них ярко выражен иерархический инстинкт. Они тоже бывают убеждены в чём-либо общественном, что так надо, и тоже готовы доказывать это с пеной у рта".

ВОЗ определяет здоровье как состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов. Поэтому излишнее увлечение ЗОЖ может быть сигналом, что с душевным благополучием не всё в порядке. В таких случаях стоит проанализировать, действительно ли вам комфортно так жить, нравится ли такой образ жизни, чувствуете ли вы себя лучше или же все мысли крутятся только вокруг тренировок и питания – и любое их нарушение заставляет чувствовать себя едва ли не неудачником.

Следите за самыми актуальными новостями в нашем Telegram-канале и на странице в Facebook

Присоединяйтесь к нашему сообществу в Instagram

Если вы нашли ошибку в тексте, выделите ее мышью и нажмите Ctrl+Enter