Американец Эдгар Мэддисон Уэлч – отец двоих детей, и он был обычным, никому неизвестным жителем Северной Каролины. Пока 4 декабря 2016 года не приехал в округ Колумбия, город Вашингтон, зашёл в популярную пиццерию Comet Ping Pong и трижды выстрелил из винтовки в потолок. Никто не пострадал, хотя паника охватила многих.

Мэддисон всерьёз полагал, что в Comet Ping Pong держат в заложниках детей. Об этом он прочитал в интернете, изучая материалы, связанные с теорией заговора вокруг Хиллари Клинтон: писали, что её влиятельные сторонники связаны с тайной организацией педофилов. Позже Мэддисон признал, что этому не было никаких доказательств и сведения из интернета не были на 100% верны, но теорию заговора отрицать не стал. А термин "фальшивые новости" (англ. – fakenews) Эдгар назвал уничижительным. По его мнению, сообщения альтернативных СМИ называют фейками в попытке очернить.


Эдгар Мэддисон Уэлч во время задержания

Эдгар Мэддисон Уэлч во время задержания

И это был не единственный скандал в предвыборной гонке президентов США. Россию обвинили во вмешательстве в избирательный процесс, а способом влияния на результат выборов назвали публикацию и распространение фальшивых новостей. Фальшивые новости совместно с продвигающими их алгоритмами Facebook помогли дискредитировать кандидатуру Клинтон и повлияли на мнение общественности – так к власти пришёл Дональд Трамп.

Фальшивые публикации могут касаться не только политики, но и вопросов здоровья, безопасности и обучения, ухода за детьми и других тем, и советы из таких публикаций могут навредить. Informburo.kz разбирается, как фейковые публикации затрагивают наши жизни, почему люди верят в них и как не поддаться их влиянию.

Что такое фейковые публикации и в чём их вред

Фейковые публикации вводят в заблуждение: их содержание может основываться на мистификациях, теориях заговора, лженаучных концепциях, а также выставлять какой-то реальный факт или событие с искажением, необъективно, намеренно исключая другие данные о предмете, явлении или феномене действительности. Фейки служат для получения выгоды: влияния на репутацию, достижения политических целей и власти, обогащения, распространения паники.


Читайте также: Что такое лженауки и могут ли они навредить?


Поскольку фейки помогают добиваться влияния или зарабатывать деньги, то рекомендации и советы в них могут быть бесполезными или даже навредить. Веря в такие рекомендации, человек может заменить ими остро необходимое лечение, дать данные для доступа к своим финансам в случаях фишинга – мошенничества, при котором сайты и рассылки маскируют под известные, чтобы украсть данные пользователя, или принять необдуманное решение и создать опасность для себя и других. Как Эдгар Мэддисон, стрелявший из винтовки в пиццерии. К сожалению, международный опыт показывает, что у фейков бывают и трагические последствия.

"В Индии проблема приобрела такие масштабы, что люди погибают из-за фейков. В прошлом году как минимум семь человек убили из-за рассылок в WhatsApp о людях, крадущих детей на органы. Жители какого-нибудь маленького городка, где все друг друга знают, получают это сообщение, видят кого-нибудь не местного и забивают его до смерти камнями, боясь, что их детей похитят", – рассказывает главный редактор factcheck.kz Павел Банников.

Как распространяются фейки и почему в них верят

Интернет дал возможность любому желающему без ограничений распространить любую информацию: можно быстро создать сайт из шаблона или опубликовать заметку в социальных сетях. В Instagram около 1 млрд пользователей, в Facebook – свыше 2 млрд, при этом алгоритмы социальных сетей продвигают и распространяют публикации с высокой активностью.


Читайте также: "Будущее в фокусе": 6 футурологов прогнозируют, каким будет мир через 50 лет


Персонализированные ленты, а также индивидуальная выдача поисковых систем вроде Google создают "пузырь фильтров" – это понятие придумал интернет-активист Илай Парайзер. Сайты изучают историю поиска, местоположение, активность, интересы, предполагают, что может заинтересовать пользователя, и выдают информацию, которая согласуется с этими данными, а другая информация может и не показываться. Так человек попадает в "пузырь": кажется, что это единственная правда, о ней говорят и знают все, а других фактов вообще не существует.

И чем больше пользователь кликает и погружается в эту информацию, тем больше видит того, что подтверждает его взгляды. И тут фейки подкрепляются благодаря нашим когнитивным искажениям – ошибкам мышления. Предвзятость подтверждения способствует тому, что человек склонен искать и интерпретировать информацию так, чтобы подтвердить уже существующее у него мнение, селективное восприятие – выбирать из всех фактов только те, которые согласуются с ожиданиями.

Люди зачастую находятся в плену собственных предубеждений.

Кроме социальных сетей и интернет-порталов, одним из основных каналов для распространения дезинформации остаются мессенджеры. В случае Казахстана это WhatsApp, через который злоумышленники рассылают недостоверную информацию, включая аудиосообщения.

"Два наиболее массовых фейка за последний год были про просроченные лекарства в аптеках и ядовитые чернила на чеках. В первом случае злоумышленники разослали список лекарств, из-за которых якобы умерли 15 детей в Казахстане. Представьте себе чувства какой-нибудь матери, которая, испугавшись за здоровье детей, начинает пересылать это сообщение по материнским чатам, создавая панику. Второй фейк сообщал, что в чернилах для чеков содержится бисфенол А – химическое вещество, высокая концентрация которого может убить. Фейк призывал не трогать чеки руками и не давать их детям. Да, бисфенол А – опасный элемент, но его концентрация в чернилах безвредна, – рассказывает Павел Банников. – Кроме того, для казахстанских фейков характерна ксенофобская тематика. Взять, например, тему про 55 китайских заводов, которые китайцы якобы построят "на нашей земле". После проверки официальных документов оказалось, что это не 55 заводов, а совместные проекты, и не все из них подразумевают строительство заводов. Также можно проверить, какую выгоду от этого получают Казахстан и Китай".


Читайте также: Метро в Алматы и "Астана LRT": что на самом деле входит в список 55 казахстанско-китайских проектов


Технологические компании начинают уделять больше внимания определению и удалению фейков, только эти действия не искоренят их распространение. Фальшивые публикации создаются таким образом, что цепляют читателя, приковывают внимание: для этого учитываются общечеловеческие особенности восприятия и мышления. Помимо когнитивных искажений большое значение имеет наша склонность верить в эмоциональные и негативные новости: эволюционно эта особенность помогала нам выживать. Ведь необходимо обращать внимание на всё, что может быть опасным, чтобы этого избежать.

Мэри Микер, бывший аналитик Morgan Stanley и венчурный инвестор, выступила с ежегодным отчётом о трендах в интернете – Internet trends 2019. На основе данных по потреблению контента она сделала вывод, что люди предпочитают негативные новости, фейки и конспирологические теории.

Исследователи Гордон Пенникук, психолог из университета Реджайны (Канада), и Дэвид Рэнд, психолог и социальный антрополог из Массачусетского технологического института (США), считают, что причина веры в фейки – наша ментальная лень. Мы можем развивать и пользоваться критическим мышлением для оценки информации и так противостоять вере в фальшивки. Но чаще всего, особенно в социальных сетях, люди склонны читать только заголовки или скользить взглядом по содержанию текста по диагонали. К тому же люди обычно жаждут развлечений и веселья: многие публикации пишутся с этими целями, сильно упрощаются и теряют объективность. Иногда авторы публикаций используют непроверенную информацию по незнанию или чтобы привлечь больше внимания, как и громкие заголовки, заставляющие кликнуть на публикацию.

Использовать критическое мышление сложно, на это требуются дополнительные ресурсы мозга. Даниэль Канеман, психолог, исследователь, профессор Принстонского университета (США) и лауреат Нобелевской премии по экономике, изучал, как работает наше мышление. Он выделил две системы мышления: быстрое – система 1 и медленное – система 2. Быстрое мышление действует автоматически и сразу: так мы не тратим время и ресурсы мозга, а действуем исходя из уже сложившихся убеждений, но из-за этого быстрое мышление часто ошибается. Система 1 создаёт для нас иллюзию истины: если что-то кажется знакомым, мы предполагаем, что это правда.


Читайте также: Хочу, чтобы мой ребёнок умел критически мыслить. Как в этом может помочь популяризация науки?


Так многократное повторение фейков заставляет людей всё сильнее верить в них. Различить правду и что-то знакомое и понятное не так просто. Система 2 ошибается реже, поскольку ищет несостыковки, не подгоняет события и факты и не основывается на интуитивных предположениях и эмоциях. Но чтобы задействовать её, требуются усилия. Ментальная лень часто не даёт сделать это, и мы можем даже не осознавать, что принимаем решения необдуманно и не проверяем информацию.

Как бороться с фейками

Важно стать скептиком и во всём сомневаться, чтобы не давать делать выводы своему быстрому мышлению. В этом помогает критическое мышление, и хотя его можно и нужно развивать с детства, работать над собой никогда не поздно.

Исследователи Гордон Пенникук и Дэвид Рэнд отмечают, что множество исследований по когнитивной психологии показывают: немного рассудительности, возведённой в привычку, приводит к формированию точных и адекватных представлений об окружающей действительности. Так, люди со склонностью тренировать свои способности анализа и не верить своему первому впечатлению, менее суеверны и меньше верят в конспирологические теории, даже если они на первый взгляд выглядят довольно правдивыми и глубокими.

Компании тоже осознают вред от фейковых публикаций. Facebook решил снова открыть вкладку и приложение с новостным контентом, в которой будут показывать публикации от авторитетных источников. Так можно будет получать качественный контент, оставаясь в социальных сетях и не думая о том, что это может быть фальшивка. Отбирать материалы будет специальный алгоритм, но Facebook также решил нанять 10 опытных журналистов, которые помогут отбирать материалы для новостной вкладки сайта и приложения.


Читайте также: Как смартфоны влияют на развитие детей и о чём не задумываются родители?


Кроме отбора контента, журналисты будут определять самые важные новости дня – на них сделают особый акцент в новостной вкладке. В 2016 году Facebook уже пытался нанять экспертов для кураторства контента, но в том же году уволил всю команду из-за обвинений в предвзятости, а в 2018-м закрыл вкладку Trending Topics. Затем соцсеть запустила новый алгоритм, который понижал выдачу новостей в ленте, чтобы избежать распространения кликбейта и фейков. Это всё привело к снижению охвата и трафика у новостных изданий в соцсети, но от фальшивых новостей не особо спасло. И компания решила поучаствовать в новой инициативе. BBC совместно с Google, Twitter и Facebook разработала меры по борьбе с фейками: в них включили систему раннего предупреждения о дезинформации, дополнительное медиаобразование для пользователей и упрощение доступа пользователей к ресурсам, которые освещают ситуации и проблемы беспристрастно.

Так что несмотря на сторонние меры борьбы с фейками, компании не добьются успеха лишь своими инструментами – они решили помочь пользователям повышать собственный уровень медиаобразования.

Повышением медиаграмотности населения также занимаются различные профильные организации. В 2019 году Международный центр журналистики MediaNet выпустил практическое учебное пособие для вузов по медийной и информационной грамотности. Также его составители планируют выпустить учебник для школьников и включить медиаграмотность в школьную программу при содействии Министерства образования.

"Не хотелось бы уходить в конспирологию, но некоторые фейки похожи на АB-тестирование. Допустим, у компании есть продукт, и она запускает две разные версии его рекламы для схожих аудиторий. Также и с фейками. Запускаем и смотрим, как на это отреагирует общество, блоги, соцсети и СМИ. И когда и кем будет опубликовано опровержение. Фейк с картинкой не требует много времени на создание, а вот для фальшивой аудиозаписи нужно чуть побольше таланта и изобретательности. Просто так обычный человек такой фейк запускать не будет. Есть ощущение, что их делают неслучайные люди. Часть местных фейков очень напоминает организованную компанию. Кем это делается, неизвестно. Вариантов может быть масса. От Аблязова до Комитета национальной безопасности, который может тестировать реакцию общества и собирать данные. Кто чаще выдаёт опровержение? Наши госорганы, потому что фейки касаются именно их сфер деятельности", – говорит Павел Банников.

Как распознать фейковую публикацию и что с ней делать

Один из первых признаков фейка – кричащий заголовок, который аппелирует к нашим эмоциям. Таким же будет и содержание: эмоциональным, играющим на распространённых человеческих страхах – например, на безопасности детей. Текст должен рассказывать о разных сторонах явления и ситуации беспристрастно, а не склонять к принятию конкретного решения.

Что ещё проверять в публикации:

  1. Источник. Если это СМИ, то слышали ли вы о нём ранее? Насколько это СМИ авторитетно, часто ли использует кричащие заголовки? Указывает ли автор своё имя, есть ли контакты, куда можно сообщить о неверной информации? Если публикация ссылается на информацию от другого издания, то стоит пройти по ссылкам и найти первоисточник, чтобы оценить его достоверность. (Доверяй, но проверяй. По данным исследовательской компании Edelman, в США масс-медиа доверяют 48% граждан, в Британии – всего 37%. В России СМИ верят только 26% людей).

    Если речь о мессенджерах, то прежде всего стоит насторожиться, если это отмечено как "пересланное". Паника чаще всего распространяется именно так. Не пересылайте такие сообщения дальше. Кто вам его прислал? Каким образом человек связан с темой? Слышали ли вы об этом раньше? И, в конце концов, настолько правдоподобно это звучит? Пишет ли об этом кто-то? Если хотя бы несколько заслуживающих доверия изданий написали о ситуации или факте, то это с большей вероятностью правда, чем публикации на неизвестных сайтах или сообщения из источников, которые нельзя проверить.

  2. Доказательства. На что ссылается автор публикации? Анонимный телеграм-канал, чья-то публикация в соцсетях, рассылка в мессенджере – по определению это сомнительный источник информации. Частный случай выздоровления или болезни, чей-то личный опыт не доказательство. Больше доверия вызывают ссылки на законодательные документы, позиции официальных органов, исследования, комментарии экспертов. Но каждый из этих источников тоже нуждается в проверке: пункты в законе могут исключать, эксперты – обладать устаревшими данными, а исследования быть предвзятыми, проведёнными заинтересованными лицами или на небольшой выборке.

  3. Соответствие заголовка и содержания. Если заголовок вводит в заблуждение – тексту не стоит верить. Противоречия могут быть и в логике текста и посыле, который транслирует автор. "Предупредите родных!", например. Зачем? Как "родным" избежать угрозы, куда звонить и писать, кто ответственный за ситуацию? Что именно адресатам нужно сделать, кроме, собственно, дальнейшего распространения паники? Также стоит учитывать, что иногда непонимание и искажения появляются из-за неверного перевода с другого языка. В таких случаях стоит поискать другие похожие публикации и сравнить их.

Читайте Informburo.kz там, где удобно:

Facebook | Instagram | Telegram

Если вы нашли ошибку в тексте, выделите ее мышью и нажмите Ctrl+Enter