Прямой эфир Новости спорта

Варфоломеевские выходные: массовая атака на билборды в Алматы

Фото из личного архива Наиля Ахмеджанова
Фото из личного архива Наиля Ахмеджанова
Минувшие выходные "унесли жизни" 156 билбордов и одного LED-экрана. Пока бизнесмены подсчитывают убытки, в акимате заявляют об обновлении облика Алматы.

Шумиха вокруг билбордов началась в южной столице после того, как в ночь с субботы на воскресенье на "Арбате" был спилен дорогостоящий LED-экран. В акимате Алматы тогда сообщили, что демонтаж был плановым, однако Вадим Козинец – гендиректор компании Arbat Media, которой принадлежала конструкция, заявил, что дисплей спилили, предварительно его об этом не известив. В итоге сейчас экран стоимостью 400 тысяч долларов восстановлению не подлежит.


На арбате демонтирован LED-экран

Всё, что осталось от дорогостоящего LED-экрана / Фото informburo.kz


Позже выяснилось, что в ту же ночь неизвестными были спилены и увезены в неизвестном направлении шесть билбордов в Алмалинском, Жетысуском, Бостандыкском, Алмалинском и Турксибском районах. Все они принадлежали ТОО "One+One Almaty". Представитель компании Татьяна Турдиева рассказала Informburo.kz, что ни уведомлений, ни предписаний о необходимости демонтажа конструкций к ним от госорганов не поступало. Каждый билборд оценивается от 600 тысяч до 900 тысяч тенге.

В ночь с воскресенья на понедельник неизвестные спилили 150 билбордов, теперь уже по Бишкекской, Капшагайской, Алмаарасанской, Верхнекаменской, Кульджинской и Талгарской трассам. Исполнительный директор ТОО "Billboards Empire" Наиль Ахмеджанов оценил ущерб от таких действий в 130 млн тенге. Во вторник часть конструкций нашлась – компания обнаружила два места их стихийного складирования. "Сейчас там работают группы наших менеджеров, которые пытаются понять, сколько билбордов там находится. Пока точно известно, что нашли только 17 штук", – отметил глава "Billboards Empire".

При этом Наиль Ахмеджанов усматривает в инциденте преступную составляющую. "Фактов, подтверждающих это, предостаточно, – аргументирует он. – Во-первых, мы не можем ни найти, ни забрать своё имущество, во-вторых, представители нашей компании не присутствовали при демонтаже. В-третьих, госномера многих машин, участвующие в операции спила наших билбордов, были скрыты. Наконец, в-четвертых, сотрудники монтажных бригад отказывались даже представиться".

"Если это был плановый демонтаж, почему я не могу приехать на конкретный склад и забрать свои конструкции, учитывая их многомиллионную стоимость?" – возмущён Наиль Ахмеджанов.


17 из 150 спиленных билбордов удалось обнаружить за городом

17 из 150 спиленных билбордов Billboards Empire удалось обнаружить за городом / Фото из личного архива Наиля Ахмеджанова


Все названные компании подали заявления в правоохранительные органы, по каждому инциденту возбуждено уголовное дело и сейчас проводится расследование.

В городском акимате, отвечая на вопросы Informburo.kz, чёткого ответа о пропавших билбордах не дали, сославшись только на правила благоустройства территории Алматы, утверждённые решением маслихата от 30 ноября 2015 года. Именно тогда были внесены дополнения в части требований к наружной рекламе, а именно: утверждены форматы и размеры рекламных конструкций, говорится в сообщении акимата.

"В целях приведения облика города в соответствие с вышеуказанными правилами, проводится работа по замене рекламных сооружений "старого" формата. На 31 декабря 2016 года из 1894 рекламных сооружений, имеющихся в городе, 599 заменены на конструкции "нового" формата, демонтировано – 984", – отметила пресс-служба.

Наиль Ахмеджанов признает, что его билборды были старого формата, но на то, по его словам, есть причина.

"Летом прошлого года мы вели диалог с представителями власти, а именно с Маратом Сембековым – руководителем аппарата акима Алматы, о зонировании города. 150 демонтированных билбордов входили в зону, где акимат предполагал размещение конструкций старого формата", – рассказал он. Кроме прочего, по словам Наиля Ахмеджанова, в компании надеялись на то, что пример Астаны – визитной карточки Казахстана, где допускаются разноформатные конструкции, порой довольно крупного размера, образумит местные власти.

"Теперь нам ничего не остаётся, как отправить открытые письма на имя Президента как гаранта наших конституционных прав, которые были попраны, и генерального прокурора республики", – резюмирует предприниматель.

А вот билборды "One+One Almaty" соответствовали всем требуемым характеристикам. "Начиная с сентября по ноябрь 2016 года, по распоряжению управления архитектуры города, наша компания демонтировала билборды формата 3х6 м и в начале декабря установила конструкции 3,14х2,3", – рассказала Татьяна Турдиева. Кем произведён демонтаж, учитывая полное соответствие всем требованиям, непонятно, недоумевает она.


Один из шести спиленных билбордов "One+One Almaty" находился в районе пересечения проспекта Достык с улицей Хаджимукана

Один из шести спиленных билбордов One+One Almaty находился в районе пересечения проспекта Достык с улицей Хаджи Мукана / Фото из архива компании


НПП РК "Атамекен" и вовсе считает принятое в 2015 году решение маслихата противоречащим многим вышестоящим нормативным актам.

В частности, в статье 17-2 закона РК "О рекламе" говорится, что "местным исполнительным органам запрещается принимать нормативные правовые акты по вопросам регулирования наружной (визуальной) рекламы", – рассказали в НПП РК Informburo.kz.

Более того, Минюст провёл юридическую экспертизу вышеназванного решения, по итогам которой направил письмо в Департамент юстиции Алматы о необходимости принятия мер по приведению решения маслихата в соответствие законодательству РК. Однако алматинский департамент юстиции до настоящего времени не принял необходимых мер, отмечают в "Атамекене".

По информации НПП РК, обсуждаемое решение местного представительного органа – административный барьер для бизнеса, который существенно ухудшает положение предпринимателей, осуществляющих свою деятельность в сфере рекламы, а именно – приводит к дополнительным затратам (демонтаж рекламных объектов, не соответствующих новым требованиям, закупка и установка новых рекламных объектов и т.д.), а также нарушает требования действующего законодательства.

По информации НПП РК "Атамекен", для защиты своих прав и законных интересов рекламные компании обратились в суд с иском о признании указанного решения маслихата незаконным, однако решением Специализированного межрайонного экономического суда Алматы от 22.04.2016 года было отказано в удовлетворении требований предпринимателей. Постановлением апелляционной инстанции от 29.06.2016 года решение суда первой инстанции оставлено без изменения. Тем не менее в декабре прошлого года рекламными компаниями подана кассационная жалоба в Верховный суд.

Уже в 2017 году НПП РК в очередной раз направила обращение в Министерство нацэкономики относительно необходимости устранения нарушений законодательства, ограничивающего участие государства в предпринимательской деятельности и необходимости приватизации ТОО "Алматыжарнама", однако ответа ещё не поступило, подчеркнули в "Атамекене".

Напомним, год назад аким Алматы Бауыржан Байбек назвал рынок рекламы на билбордах теневым, обвинив предпринимателей в сокрытии дохода, и привёл в пример Москву, где "буквально за год все билборды убрали и навели порядок".

Новости партнеров