Прямой эфир Новости спорта

Обновление политической системы: как прошёл год после старта нового Казахстана

Иллюстрация: depositphoto.com
Иллюстрация: depositphoto.com
Как трансформировалось политическое поле страны, и чего стоит ожидать в будущем?

Год назад президент Касым-Жомарт Токаев выступил с Посланием народу "Новый Казахстан: Путь обновления и модернизации", в котором дал старт фундаментальной трансформации политической системы страны. Как проявила себя программа политических реформ за этот год? Насколько, как показало время, она оказалась своевременной и созвучной настроениям и запросам общества? Какой этап государственного строительства уже пройден и чего ещё стоит ожидать? 


Послание президента народу Казахстана. Полный текст с удобным содержанием 


Серик Акылбай, член Национального курултая при президенте РК, председатель РОО "Казахстанский союз юристов", рассуждая об актуальности и своевременности реформ, упоминает предшествующие этому события и кризисы. 

"После январских событий, пандемии и экономического кризиса в стране ощущался определённый упадок. Послание дало толчок дальнейшему развитию государства. Все начали мечтать о новом, справедливом Казахстане, где верховенствует закон", – сказал он.

В частности, после суперпрезидентства народ ожидал запрета близким родственникам главы государства занимать важные государственные и руководящие в квазигосударственных организациях посты. Более того, Касым-Жомарт Токаев тогда высказался о необходимости передачи части функций президента парламенту. 

Арман Токтушаков, эксперт Института мировой экономики и политики (ИМЭП), оценивает реформы по следам Послания как логическое продолжение предыдущих, реализуемых с 2019 года (снижение регистрационного барьера для создания партий, появление графы "против всех", снижение порога для прохождения партий в мажилис, выборы сельских акимов). 

"Январские события в определённой степени показали: в обществе есть запрос на изменения в сторону демократизации политической системы Казахстана. Послание и последующие инициативы ответили на этот запрос. Новые реформы приобрели более масштабный характер. Первое, они направлены на укрепление основных политических институтов и отход от излишней концентрации президентских полномочий. Второе, политическая система становится более открытой и сбалансированной. Третье, реформы запустили процесс обновления всех институтов власти", – пояснил Арман Токтушаков. 

Он приводит в пример президентские выборы, выборы в сенат в середине января этого года (где граждане напрямую не принимали участие, они проходили через косвенных выборщиков – депутатов маслихатов), нынешние выборы и последующую отставку правительства и его новый состав. Таким образом, обновления ожидают все институты власти и все её ветви.   

"Мы избрали президента на одноразовый семилетний срок. Появился Конституционный суд – высший орган, который не подчиняется ни одной из ветвей власти, не принадлежит судебной системе, не является структурой, подчиняющейся президенту. Это автономный орган, судьи в котором назначаются на восемь лет – тогда как президент избирается на семь, депутаты мажилиса – на пять, депутаты сената – на шесть. Конституционный суд может рассматривать на предмет соответствия Конституции любые вопросы, касающиеся деятельности правительства, парламента, президента, и в случае несоответствия принимать решение независимо от воли и желаний всех ветвей власти", –  пояснил Серик Акылбай.  

Эксперты напоминают, что такой институт уже существовал в Казахстане (в 1992-1995 годах) и показал свою эффективность: был сдерживающим фактором для развития суперпрезидентской власти

По их оценке, сейчас Казахстан находится на стадии завершения реформирования политической системы. Важную роль в этом играют выборы в мажилис и маслихаты районного и областного звена. "Народ напрямую избирает всех депутатов районных маслихатов, 50% – областных, 30% – депутатов мажилиса и реально будет участвовать в управлении государством через тех, кого изберёт, а в случае, если почувствует, что их избранники не работают либо не могут осуществить их чаяния, имеет право их отозвать", – подчеркнул Серик Акылбай.

"Мы переходим на новую модель формирования мажилиса и маслихатов: если раньше у нас была пропорциональная система, то теперь пропорционально-мажоритарная. Это позволит представлять лучшие интересы различных групп населения. Немаловажно и то, что теперь у граждан появилась возможность самим быть избранными в представительные органы через одномандатные округа. Раньше было необходимо состоять в партии, – поясняет Арман Токтушаков. – Был снижен регистрационный барьер для создания партии в два раза, в 2022-м норму снизили ещё в четыре раза. В результате впервые за долгое время появились две новые партии, которые сейчас непосредственно принимают участие в выборах".

Что дальше

"Революционных перемен у нас нет, но эволюционные ощущаются хорошо", – сказал Серик Акылбай. Он полагает, что задачи по правовому обеспечению политических реформ полностью выполнены, а сейчас происходит экономическая реформа. "Президент поставил важный акцент, что недра и земля принадлежат народу Казахстана. На основе этого сейчас, возможно, будут пересмотрены все контракты по предоставлению в аренду наших земель, по передаче в управление наших активов. Наблюдается возвращение значительного количества капитала, выведенного ранее за границу, и активов, незаконно приобретённых известными лицами. Работа ведётся непрерывно, процесс будет продолжительным", – рассуждает он и считает, что сложнее всего сейчас обеспечить кадровый потенциал.

"Определённый резерв имеется, но тем не менее не везде и не все должностные лица активно и надлежаще выполняют те требования, которые поставил президент. В начале даже чувствовался некоторый саботаж, правда, в последнее время он ощущается всё меньше и меньше. Народ поверил – это я прочувствовал лично, когда выезжал в регионы для разъяснения законодательства о выборах. Сейчас все в целом настроены оптимистично, ждут и надеются на лучшее", – резюмирует он.  

Послание носит масштабный фундаментальный характер, очень важный с точки зрения государственного и общественного развития. 

"Если акцентировать внимание на том, что это даёт казахстанцам, – это прежде всего больше политических прав: обращение напрямую в Конституционный суд, право быть избранным в местные и высшие представительные органы. Политические реформы не будут стоять на месте и получат дальнейшее развитие", – подводит итог Арман Токтушаков.

Новости партнеров