За время фестиваля показали десять конкурсных лент, а также несколько отличных внеконкурсных картин о которых informburo.kz писал. Среди них "Такси" Панахи, "Дипан "Одиара и документальный фильм "Эми". Впрочем, в этом году и слабая конкурсная программа, и красные дорожки с недоехавшими до нас звёздами, и бои прессы за пригласительные на церемонию открытия и закрытия, и каждодневные вечерние мероприятия с бурными возлияниями и разговорами о кино были, скорее, второстепенными элементами.
Центром внимания XI кинофестиваля "Евразия" стала деловая площадка "Eurasia Spotlight", в рамках которой прошли мастер-классы, круглые столы и панельные дискуссии. Много говорили о проблемах киноиндустрии в Казахстане, о её будущем, в том числе и о готовящемся законе о кино, которого у нас до сих пор нет. Одной из самых захватывающих встреч стал круглый стол "Кинопроизводство Казахстана: альтернативные пути финансирования, маркетинга и дистрибуции фильмов". Правда, экшн случился не потому, что участники нашли во время заседания альтернативные источники финансирования и проката или договорились о чём-то важном. А наверное, потому, что впервые за одним столом встретились те, кто сегодня представляет современное казахское кино во всём его многообразии.
Любое хорошее кино всегда построено на конфликте, и организаторы этого круглого стола – продюсер Анна Качко и бывший управляющий директор "Казхфильма" Ильяс Ахмет - видимо, это учли. Посадив вместе тех, кто ранее никогда не встречался и, возможно, даже не знал о существовании друг друга – представителей вечно конфликтующих сторон: авторского и коммерческого кино.
На встречу пригласили всех заметных режиссёров Казахстана нового поколения (каждый из которых по-своему успешен). Это один из самых ярких представителей авторского кино - Адильхан Ержанов ("Хозяева", "Риэлтор"), режиссёр, известный своими социальными картинами Азиз Заиров ("Быть или не быть", "Я - маленький принц"), а также те, кто сумел своими картинами побить кассовые рекорды – режиссёр комедии "Свадьба на троих" Аскар Бисембин и автор нашумевшей "Келинки Сабины" - шоумэн Нуртас Адамбай. Модерировали встречу журналист Тулеген Байтукенов и популярный блогер Карим Кадырбаев.
Авторские фильмы VS коммерческое кино
Короткий спич лидера "Партизанского кино" Адильхана Ержанова, в котором он рассказал о своих представлениях о современном казахском кинематографе, о том, каким он видит честное кино и систему проката для авторских фильмов, и почему важно снимать кино для думающих людей, вызвал бурную реакцию коллег.
"Почему я должен снимать фильмы, которые должны кого-то учить, заставлять их думать и так далее? - возмутился Нуртас. - Мне никто не платит за то, чтобы я воспитывал и обучал! Я хочу делать кино, которое нравится людям, чтобы они пришли, посмотрели мою комедию и хорошо отдохнули"!
"Я бы не стал разграничивать коммерческое и авторское кино уж слишком так строго, - был не согласен с Адильханом и Аскар Бисембин. - В мировом кинематографе достаточно примеров, когда хорошее авторское кино било кассовые рекорды. У меня не повернется язык сказать, что картина "Храброе сердце", получившая пять "Оскаров" и больше миллиарда долларов в прокате, или "Список Шиндлера", получивший восемь "Оскаров" лишены авторского взгляда. Или являются некоммерческими картинами - каждая из них показала кассовый рекорд".
"Самым кассовым русским режиссёром считается в итоге не Гайдай, а Тарковский", - дополнил спикера Тулеген Байтукенов. Дальнейшая дискуссия была острой, разошлись режиссёры почти по всем пунктам. "Я считаю, что честное кино это кино, за которое зритель голосует честно - своими деньгами", - сказал Аскар Бисембин.
"Адильхан, вот вы говорите, что бюджета у картины "Шлагбаум" не было, а продюсер картины, мой друг, говорил, что некоторые деньги были заложены, - не унимался Нуртас. - Снималось это всё на хорошую камеру. И потом: что значит, бюджета не было? Просто команда не взяла денег за свою работу. А вы знаете, что оператор, который снимал этот фильм, работает на моих проектах? Может быть, у них вообще есть шанс работать у вас бесплатно только потому, что мы - режиссёры коммерческого кино, снимаем свои проекты и платим им деньги, и они на них могут кормить свои семьи"?
"Я прошу, чтобы вы сейчас не нападали на Адильхана, он же говорит совершенно о другом, - вдруг вступился за представителей авторского кино кинокритик Олег Борецкий. - Он говорит, что у казахского кинематографа сейчас есть три направления: это идеологическое кино, авторское и жанровое, коммерческое. Он говорит, делайте коммерческое, но честное кино".
"Всё-таки развлекаловка - это пошлое слово", - обиделся Аскар Бисембин. "Я бы тоже не согласился с тем, что наше кино просто развлекает, - поддержал коллегу Нуртас Адамбаев. - Нельзя говорить, что вот мы снимаем настоящее кино, а вот у вас чистой воды entertainment. Мы тоже вкладываем в своё кино смысл. Если кто-то его не видит - это, конечно, их проблема и наша: значит, мы не смогли донести мысль ясно. Со многими вещами, которые сказал Адильхан я согласен. Но коробит, когда люди начинают говорить, что ваше кино неправильное, а вот наше кино правильное и со смыслом".
"Мне нравятся авторские фильмы, но я иногда от них устаю. Поэтому, бывает, смотрю картины про зомби и то, как люди выживают в экстремальных ситуациях. Я люблю и боевики, и блокбастеры", - сказал режиссёр Азиз Заиров, выразив мнение многих, кто сидел этой аудитории.
Нуртас Адамбаев VS Адильхан Ержанов
Диалог двух казахских режиссёров из параллельных вселенных был похож на шоу, что-то вроде публичных политических дебатов в Америке.
"У Министерства культуры есть свои задачи. И если "Казахфильм" кому-то отказывает, наверное, это его прерогатива? - вопрошал Нуртас. - Почему вам должны давать деньги, а другим нет? Наверное, это их право отбирать проекты согласно поставленным задачам?".
"Конечно, это их право, - согласился было Адильхан. - Их право вообще устроить культурный геноцид, и вместо того, чтобы дать денег талантливым молодым ребятам на дебюты, они могут снимать неподъёмные, большие проекты, которые никто не посмотрит, их право - уничтожить кинематограф".
В зале раздались аплодисменты.
"Я хотел бы обратить ваше внимание на то, что все режиссёры, которые сидят здесь, самодостаточны, - пытался охладить пыл оппонентов Тулеген Байтукенов. - Они успешны каждый в своей нише и при этом независимы. Они не получают никаких денег от государства на свои проекты. Азиз просил у "Казахфильма", но не допросился, Нуртас давным-давно просил, но в итоге заработал сам. Адильхан уже ничего не просит, Аскар вообще ничего не просил".
"Ну почему же? Я ходил на "Казахфильм", только мне дали 47 секунд на то, чтобы я рассказал свою идею, выслушали и сказали "спасибо!", - сказал Аскар Бисембин. "Я хочу отметить для аудитории , что конфликт, который вы сейчас наблюдаете между нашими спикерами, скорее концептуальный и культурологический. Об этом всегда спорили и будут спорить", - сказал Тулеген Байтукенов.
Альтернативные пути финансирования
Собственно, по самой теме дискуссии "Кинопроизводство Казахстана: альтернативные пути финансирования, маркетинга и дистрибуции фильмов" сказано было немного.
Адильхан, чьи фильмы спонсировал сначала "Казахфильм", потом выделял гранты "Сорос", рассказал про филиппинский опыт.По его мнению есть чему поучиться. Государство вместо того чтобы устраивать фестивали, разделило 2 миллиона долларов на 20 молодых режиссёров. В итоге оттуда выросли такие мастера как Мендоза. Сейчас Адильхан ушёл в "партизанское кино" не требующее бюджета.
"Мне повезло: мои друзья, с которыми мы общаемся много лет, вдруг стали богатыми и дали мне денег на мой первый фильм, - поделился Аскар Бисембин. Все деньги мы вернули. Но все должны понимать, что инвестиции в кино - это всегда большой риск".
У Нуртаса Адамбаева формула кинобюджета еще проще: "Проведи 50 банкетов и сними своё кино".
Азиз Заиров рассказал, что он ходил 4 года в "Казахфильм" в попытке найти финансирование, но в итоге, бюджет первого фильма "Быть или не быть" в 1 миллион тенге ему собрали пользователи Фэйсбука. Сейчас он ищет 200 тысяч долларов для нового фильма "Девушка и море". Это история о девушке с ограниченными возможностями, мечтающей выйти замуж. Пока поддержала только Турецкая ассоциация туризма, которая пригласила их в Турцию на съёмки к морю.
Много в этот день говорили и об экономике, и о том, что по кино кризис ударит в первую очередь. "Мы не должны опускать руки, нужно просто включать мозг и работать, ведь стали же успешными такие малобюджетные фильмы как "Полтергейст" или "Ведьма из Блэр", значит, выход есть", - сказал Аскар Бисембин.
"Где взять четыре штуки баксов?"
Свои краски внесло выступление студентки, обучающейся по специальности "режиссура". Она спросила у старших коллег, где взять 4000 долларов для того, чтобы снять работу, и как состояться дебютанту?
"В прошлом году я брал интервью у известного российского продюсера Сергея Сельянова (он продюсировал все фильмы Балабанова), - поделился своими мыслями журналист Тулеген Байтукенов. - Когда я спросил у него, как молодому режиссеру найти себе хорошего продюсера, он сказал: "Снимите хорошую короткометражку, и я вас сам найду".
"Мой преподаватель говорил, что красная дорожка, которая есть на любом кинофестивале, красная от крови тех, кто туда не дошёл. Поэтому нужно стараться, пытаться, - сказал Аскар Бисембин. - Студент – это человек, который учится сам. Никто вам не запрещает читать книги, учить язык, смотреть хорошее кино и пробовать снять свой фильм".
"Напишите бизнес-план, идите к бизнесмену – скажите, дайте мне четыре штуки баксов, получите столько-то", - простодушно заявил Нуртас Адамбай.
"Попробуйте собрать деньги на специализированных ресурсах для краундфандинга, таких как indiegogo.com, kickstarter.com", - посоветовала продюсер фильма "Свадьба на троих" Баян Еримбет. Она также рассказала, что желает увидеть в новом законе о кино введение субсидий для производителей, налоговые послабления и прозрачную систему кинопроката, которая позволит контролировать прокатчиков.
Казахстанские кинопремьеры
На успехе своих прошлых картин кинематографисты не остановились. Адильхан Ержанов сейчас снимает фильм "Чума в ауле Каратас". Историю молодого инициативного акима, борющегося с инертным населением, наверняка, ждёт успех на фестивалях. 15 октября на экраны выйдет мелодрама Аскара Бисембина"Адель".
"Для нас это новый жанр, - делится Аскар. - Мы очень волнуемся. Когда ты выступаешь с комедией, ты выходишь заряженным, как будто получил оружие. А после просмотра мелодрамы ты всегда безоружен. Что касается кассы, то у нас нет никаких иллюзий и ожиданий: мы прекрасно знаем, что комедия собирает больше. Если на комедию ходят семьями и большими компаниями, то на мелодраму – парами".
Впрочем, Бисембин создал себе "подушку безопасности" – саундтреки к фильму и клипы в поддержку фильма выпустят Дильназ Ахмадиева и Кайрат Нуртас. Автор "Келинки Сабины" Нуртас Адамбаев поделился тем, что снял продолжение своего первого фильма, а также новую картину - "Побег из аула: Операция "Махаббат".
P.S.
В завершение всего хочется использовать слова, сказанные Нуртасом Адамбаевым во время дискуссии: "Я не знаю, куда движется наше кино - назад или вперед, но оно шевелится". Да, шевелится. И это радует.
Победители XI кинофестиваля "Евразия" станут известны сегодня вечером.
-
1🎉 Группа Orda, ансамбль "Яшлык" и V$XV Prince. Как интересно провести выходные 23 и 24 ноября в Астане и Алматы
- 5729
- 1
- 6
-
2⚠️ Доброе утро! Предлагаем обзор главных новостей за 20 ноября
- 2540
- 0
- 5
-
3🍇 В модном винограде без косточек казахстанские специалисты не нашли вредных бактерий
- 2652
- 3
- 23
-
4🤔 Борьба с покупкой водительских прав: автошколы отказываются передавать частной компании данные о выпускниках
- 2351
- 2
- 28
-
5👀 В Казахстане редко назначают домашний арест, несмотря на большие расходы на содержание в СИЗО
- 2231
- 2
- 10
-
6👨⚖️👨⚖️👨⚖️🟢Суд Алматы отправил руководителя таможенной лаборатории в колонию за взятки
- 2223
- 0
- 25
-
7🎫✈️ Станут ли невозвратные билеты возвратными и зачем субсидировать авиарейсы – глава КГА
- 2292
- 0
- 12
-
8😱 Одного из богатейших людей мира обвинили во взяточничестве. Акции его компаний обвалились
- 2344
- 3
- 15
-
9🟢 Улице в Астане присвоили имя общественного деятеля
- 2272
- 2
- 48
-
10🚛🏗 Торговля и логистика в Центральной Азии: новые коридоры, продукты и D2C-модель
- 2262
- 0
- 6