Мастер-классы, круглые столы, бизнес-площадка для кинематографистов, ищущих поддержку от западных фондов, максимум профессионалов и минимум селебрити, - такой "Евразия" ещё не была.

- Сменилось руководство кинофестиваля "Евразия", и тут же начались разговоры, что всё теперь будет по-другому. Говорили, что в этом году к нам приедет чуть ли не Спилберг?

- Я его действительно приглашал. И он был даже заинтересован приехать бесплатно, как это принято во всем мире, но, к сожалению, приглашение к нему попало поздно, когда его график на осень уже был сформирован, поэтому он пообещал приехать в следующий раз. При этом он  просил нас выслать ему как можно более обширную информацию по работавшей когда-то в Алма-Ате Центральной объединённой киностудии художественных фильмов (ЦОКС). Её организовали у нас в городе в годы войны на базе эвакуированных киностудий "Ленфильм" и "Мосфильм", тогда у нас творили такие великие мастера, как Сергей Эйзенштейн, Дзига Вертов и другие. Мы решили, что лучше всего Спилбергу о нашем ЦОКС расскажет книга известного киноведа Гульнары Абикеевой. Мы уже её передали через Дэвида Францони - моего друга, который и со Спилбергом очень дружен. К слову, Дэвид - известный сценарист, написавший сценарий к фильму "Гладиатор" Ридли Скотта.

- А почему же мы раньше Спилберга не пригласили?

Под моим руководством фестиваль проходит в первый раз, и договор о моем участии в проекте был подписан только в августе. Естественно, я не мог никому рассылать официальные приглашения. Я мог только вести частные переговоры, о том, что, наверное, мы вас пригласим в сентябре на фестиваль. Сейчас все документы подписаны, график большинства звёзд уже распланирован, а с актёрами и режиссёрами такого класса нужно вести переговоры заблаговременно. То же самое получилось и с Хью Джекманом. Он тоже был готов приехать, но пообещал это сделать на следующий год.

- И что, Хью Джекман тоже бесплатно обещал приехать?

- Если приедет, то обязательно бесплатно! Мы решили примкнуть к международному фестивальному движению, которое считает, что гонорары для селебрити неприемлемы. С этого года кинофестиваль "Евразия" придерживается этой политики. Для нас самих это большой эксперимент, но  я уже объявил, что приглашать звёзд за деньги мы не будем. Пока я работаю директором кинофестиваля, ни одной копейки за визит знаменитостей мы не заплатим. И это, считаю, очень хорошее сито, которое отсеивает людей, которые к нам едут заработать, от тех, кому действительно интересен Казахстан и кто на самом деле хотел бы открыть для себя нашу страну и наш кинематограф. Понимаете, ведь любовь за деньги не купишь. К тому же в такой нелёгкой экономической ситуации мы просто не имеем права тратить деньги налогоплательщиков на то, чтобы какие-то люди, пусть даже известные, прошли по красной дорожке и получили по 100, 150 или 200 тысяч  долларов. Мы лучше потратим эти средства на производство и продвижение наших фильмов. Мы  пригласим реальных продюсеров и представителей зарубежных кинофондов, которые заинтересованы в копродукции с нами. Мы наладим связи с европейскими, азиатскими, американскими, австралийскими кинематографистами.

- Вы считаете, что им совместное производство с нами интересно?

- Безусловно. Я вообще считаю, что копродукция сейчас очень актуальна для Казахстана, это один из путей поддерживать изначально убыточную отрасль. У нас ведь рынок очень маленький - всего 17 миллионов человек, и для продвижения картин нам нужны другие рынки. К примеру, китайский. В рамках кинофестиваля мы покажем новую картину знаменитого французского режиссёра Жан Жака Анно "Тотем волка". Эта китайская картина, снятая на китайские деньги, но французским режиссёром, собрала в прокате Поднебесной  около 100 миллионов долларов! Представляете, какой потенциал? Сейчас это второй в мире по величине рынок проката после Америки! Не ровен час и он будет первым, и нам важно выйти на него сейчас, наработать связи. Ещё раз повторюсь, что главной задачей нашего фестиваля будет помощь в развитии нашей киноиндустрии. Поэтому мероприятий, похожих на корпоративы, мы проводить не будем. Надеюсь, нам удастся построить репутацию такого фестиваля, куда бы звёздам было самим интересно приезжать.

- Кто войдет в этом году в жюри кинофестиваля "Евразия"?

- Жюри, как обычно, будет состоять из авторитетных людей, успешно работающих в кинематографе. Председателем жюри станет один из триумфаторов Каннского кинофестиваля прошлого года, обладатель сразу нескольких премий "Сезар" за фильм "Тимбукту", французский режиссер Абдеррахман Сиссако. Он не только примет участие в работе жюри, но и даст мастер-класс для молодых кинематографистов. С казахстанской стороны мы пригласили в жюри известного режиссёра Акана Сатаева. Кстати, в рамках "Евразии" пройдёт мировая премьера его нового фильма "Хакер". У нас это фильм открытия, который мы покажем вне конкурса. Также в жюри приглашена британская актриса Джастин Уоделл и основатель Пусанского кинофестиваля Ким Дон-хо.

- Интересный состав…

- Да, особенно я хотел обратить ваше внимание на г-на Кима Дон-хо. Его детище - Пусанский кинофестиваль, который проводится в Южной Корее, основан практически в одно и то же время с нашей "Евразией". И за это время фестиваль стал одним из самых значительных на азиатском континенте: практически все громкие премьеры в Азии проходят там. Я хотел бы, чтобы наша "Евразия" смогла со временем посоперничать с Пусаном. Но для этого необходим ряд условий, в том числе, чтобы наш фестиваль стал юридическим лицом, и дирекция "Евразии" могла работать не только перед запуском очередного сезона, а круглогодично, как это делается на фестивалях мира. Сейчас система организации нашего фестиваля такова, что каждый год организаторам нужно участвовать в тендере на его проведение. И лишь после того как тендер выигран, начинается какая-то активная работа, это неудобно. К примеру, невозможно проводить долговременные переговоры.

- Изменится ли политика в отношении отбора конкурсных фильмов?

- Мы стараемся обновить программу, но, разумеется, сохраняем добрые традиции, которые этот форум наработал за 10 лет. С самого начала фестиваль позиционировался как мост между западной и восточной культурами, который бы мог создать единое культурное пространство для кинематографистов Азии и Европы. В этом году мы решили вновь обратиться к этой теме. А чтобы придать такому абстрактному понятию как взаимодействие культур вполне реальную форму, мы выбрали в качестве связующей нити Великий Шёлковый путь. По определению ЮНЕСКО, он пролегал через 53 страны, и каждая из них могла представить свою картину в конкурсе "Евразии" этого года. Председатель нашей отборочной комиссии – знаменитый российский киновед и лучший отборщик в СНГ Кирилл Разлогов - вместе с отборщицей Еленой Ларионовой, помогавшей ему отсматривать картины, выбрали 10 превосходных картин, каждая из которых заслуживает, на мой взгляд, гран-при. Тем и интереснее – посмотрим, кто победит.

- Будут ли представлены в рамках кинофестиваля премьеры? Или это фильмы, участвовавшие раннее в других фестивалях?

- Безусловно, мы хотим в будущем добиться такого статуса, чтобы  в конкурс отбирать лишь премьеры, но будучи реалистами, мы пока от этого отказались. Иначе нам бы  пришлось приглашать заведомо слабые картины. Что касается громких премьер, то они обязательно будут. К примеру, евразийская премьера нового  фильма Ермека Турсунова "Жат" пройдёт у нас. Мировая премьера пройдёт раньше в Торонто.

- В этом году у вас появились новые секции вне конкурса – детское кино, документальное, фестиваль короткометражных фильмов. Для чего?

- Хотим охватить как можно большую аудиторию. Лично я против того, чтобы в программу фестиваля попадали только авторские фильмы, открывающие, как любят говорить киноведы, новый киноязык и ставящие перед зрителем актуальные вопросы бытия. Такие фильмы нужны и важны, но не хочется превращать Евразию в узкоспециализированный фестиваль, пропагандирующий один жанр - к примеру, арт-хаус. Само слово "Евразия" настолько обширное, что нам ставить очень жёсткие рамки было бы грех. Сегодня в мире тысячи фестивалей – и приключенческих картин, и фильмов ужасов и детского кино. Поэтому появление новых секций считаю правильным. Тем более что наш фестиваль начинается в уикенд, и фильмы можно будет посмотреть всей семьёй. Также в рамках "Евразии" пройдёт фестиваль для молодых кинематографистов "Созвездие Шакена", в рамках которого будут представлены картины из Центральной Азии и Казахстана.

- В этом году сделан особый акцент на образовательной программе, расскажите, пожалуйста, подробнее.

- Для курирования этой программы мы пригласили  ректора Казахского национального университета искусств (КазНУИ) Айман Мусаходжаеву. Людей с дипломом по киноспециальностям сейчас много. Это и выпускники Академии искусств им. Жургенова, университета "Туран" и КазНУИ, частных киношкол. Государственное финансирование кино сокращается, а количество специалистов растёт. Мы хотим, чтобы выйдя завтра за пределы своего вуза, наши выпускники оказались конкурентоспособны. Для них мы организовали серию мастер-классов с реальными кинематографистами, которые привезут свои работы, поделятся своим опытом. Это не только режиссёры, но и продюсеры, представители фондов поддерживающих молодых кинодеятелей. Нужно понимать, что Феллини и Тарковскими становятся не все. Но каждый, кто отучился по киноспециальности, должен уметь найти себя в процессе кинопроизводства.

- У вас состоится питчинг проектов для действующих кинематографистов.

- И не только! Параллельно пройдут круглые столы, которые будут сфокусированы на серьёзной теме, готовящемся сейчас законопроекте о кино. Мы постараемся затронуть все аспекты кинопроизводства – это и финансирование проектов, и копродукция, и прокат. Хотим обсудить ряд мер, которые помогут нашему Правительству облегчить развитие кинобизнеса в нашей стране. Чтобы государство не просто вкладывало деньги  убыточную отрасль, а сделало её прибыльной, создало комфортные условия для привлечения инвестиций в эту структуру  – как из-за рубежа, так и со стороны частных лиц.

- А кто будет в числе спикеров?

- Мы пригласили и представителей Министерства культуры, и членов Парламента из комитета по социально-культурному развитию, работающих сейчас над законом о кино, ведь мы хотим обсудить создание с их помощью так называемых кинокомиссий. Во всех благополучных странах, где кино развивается, они работают при местных органах власти. По сути это помощь съёмочным группам, приехавшим снимать в нашу страну или в наш город. Это и консультация, и логистика, налоговые преференции. Поделиться опытом приедет председатель одной из таких комиссий – г-н Ох из Южной Кореи. Также примет участие в дискуссии один из архитекторов подобного закона в Израиле.

- В этом году "Евразия" сменила площадку. Почему?

- Я несколько раз был на "Евразии". Меня не устроило качество проекции на экран, небольшие душные залы. В этом году нашим партнёром стала сеть кинотеатров Kinopark. Фестивальный центр будет организован  в торговом центре "Есентай", также нам будут предоставлены залы в кинотеатре "Сары-Арка" и в торговом центре "Глобус". Кстати, в этом году нововведение: мы будем вести онлайн-продажу билетов.

- Кинофестиваль сменил и логотип, теперь он в стиле минимализма.

- Ребрендинг, конечно, не был необходимым условием, но для нас это просто символ того, что фестиваль "Евразия" будет в этом году другим, новым. И потом, я ведь сам архитектор по первому образованию, люблю чистые, ясные формы Этот логотип, на мой взгляд, отражает мировоззрение номадов – аскетизм, минимализм, ничего лишнего.

- Почему вы согласились стать директором кинофестиваля?

- Предложение было неожиданным, но я согласился, ведь мне всегда интересно пробовать что-то новое. Тем более что я не новичок в фестивальном движении, посетил огромное количество фестивалей от Канн до маленьких фестивалей в небольших городах. Я приобрёл опыт, который мне вдруг захотелось применить. Надеюсь, всё получится так, как мы задумали.

Если вы нашли ошибку в тексте, выделите ее мышью и нажмите Ctrl+Enter