На этот вопрос пытались ответить участники панельной дискуссии "Казахстанское телевидение: Кино и сериалы", организованной на деловой площадке XI кинофестиваля "Евразия".

"Eurasia SpotLight" - это первая площадка, где профессионалы  киноиндустрии могут встретиться, обсудить животрепещущие вопросы и обменяться опытом. Она существовала и ранее, но только в этом году расширила границы: к примеру, пригласила для дискуссии и обсуждения острых проблем производства казахстанских сериалов представителей частных и государственных телеканалов, а также независимые продакшн-студии.

1. В казахстанском ТВ-эфире "Доктор Хаус" проигрывает индийским и турецким сериалам

"Вкусовые пристрастия казахстанцев в отношении сериалов любопытны, - говорит управляющий директор Алматинского филиала АО Агентства "Хабар" Светлана Федорова. - К примеру, лучшие образцы американской сериальной индустрии не пользуются у наших телезрителей особой популярностью. Мы показывали "Доктор Хаус" на своём канале, и он продемонстрировал очень низкие показатели, гораздо ниже, чем другие телевизионные фильмы".

"Американскими сериалами, как правило, увлекается наша продвинутая молодёжь, которая вообще телевизор не смотрит, и их вкусы не всегда совпадают со вкусами остальных казахстанцев, - добавил модератор дискуссии Ильяс Ахмет. - Возможно, мы могли бы адаптировать лучшие иностранные сериалы и выпускать на их основе собственные успешные продукты".

2. В Казахстане снимают десятки сериалов – от ситкомов до индустриальных эпопей

"Производство многосерийных фильмов мы начали с 2010 года, и за это время произвели 25 сериалов, - отметила управляющий директор "Хабар" Светлана Федорова. - Сегодня снимаем в самых разных жанрах, включая и биографические сериалы, пользующиеся большим интересом ("Бауржан Момышулы"Акана Сатаева). Правда, снимаем такие проекты раз в год, ведь это очень дорого и сложно".


Трейлер исторического сериала "Бауржан Момышулы"


"Телеканал "Казахстан" с 2009 по 2015 годы выпустил 50 сериалов, - говорит представитель канала, продюсер Сауле Жиреншина. - Сейчас мы снимаем не только мелодрамы, драмы и ситкомы, у нас есть документальная линейка, а также масштабные индустриально-инновационные сериалы, в которых рассказывается о достижениях Казахстана в этой области".

Среди частных каналов – в лидерах по количеству сериалов "31 канал", только в новом сезоне выпускающий около десятка новых проектов. Генеральный директор телеканала КТК Канат Сахариянов отметил, что сейчас КТК хоть и снимает собственные сериалы, но только небольшие - в 3-4 серии, и то больше для имиджа, чтобы показать, что "мы это умеем – дайте нам денег, и мы снимем", - говорит он.

3. Несмотря на количество отечественных сериалов, их всё же снимается недостаточно

По словам генерального директора "31 канала" Багдата Коджахметова, для настоящего развития индустрии необходимо снимать существенно больше. "В России, которая переживает кризис, сняли в общей сложности около 15 тысяч часов сериалов, наши же цифры в сравнении с ними катастрофически малы, - говорит Багдат Коджахметов. - К примеру, "31 канал" (один из лидеров по производству сериальной продукции среди частных каналов) снял за это время 40 часов сериалов. Если наши 40 часов умножить на 5 или 6, по числу каналов, способных снимать сериалы и делающих это, то всё равно мало, особенно, если учесть, что население Казахстана в 10 раз  меньше российского".


Трейлер нового сезона сериала"Нархоз" на "31 канале"


По мнению представителя "31 канала", мотивирующим фактором для увеличения количества сериалов могут стать соответствующие постановления Правительства. К примеру, перед тем, как в Турции случился бум сериалов, было постановление правительства, согласно которому на ТВ было запрещено транслировать иностранный контент. В итоге расцвела целая индустрия.

4. Рекламные бюджеты, рассчитанные на ТВ-размещение, в том числе в казахстанских сериалах, достаются России

"У нашего государства многовекторная политика, мы это всё понимаем, - говорит глава "31 канала" Багдат Коджахметов. - Но рынок не защищён. У нас спокойно вещают некоторые иностранные каналы и размещают рекламу в полном объёме, в то время как во всём остальном мире это невозможно. К примеру, если иностранный канал - тот же Discovery - хочет вещать в России и при этом размещать местную рекламу, он будет обязан разместить в своём эфире 80% программ, произведенных  россиянами. У нас же вещает кто хочет. При этом поедая наши бюджеты, а ведь рекламный рынок у нас небольшой: всего 120 миллионов долларов в год. И из них 30% уходит на российские телеканалы".

5. Не все казахстанские сериалы могут конкурировать с иностранными

"Сериалы отечественного производства пока не дают качества, сейчас они не могут конкурировать с российскими, турецкими или индийскими", - отмечает генеральный директор КТК Канат Сахариянов.


Тизер 3-го сезона сериала "Сен келерсің" на "31 канале"


Жаловались представители этой индустрии и на отсутствие профессиональных кадров. "Нормальных сценаристов у нас нет, хороших молодых актёров тоже нет. Это единицы, большинство из них без образования, и часто это выпускники каких-то "левых" курсов, - заявил продюсер "Коркемфильм" Ильхам Джалилов. - Поэтому нам приходится брать просто людей с симпатичной, грубо говоря, мордашкой, дополнительно работать с ними". По словам Джалилова они открывают миру новые лица, а те потом просят вместо благодарности завышенные гонорары. "Чтобы вы знали, смена у одного актёра стоит 500-800 долларов, а таких в картине должно быть с десяток", - говорит он.

"А вы пробовали сценаристам платить не 300 долларов за серию, а больше? - возразил ему известный журналист Тулеген Байтукенов. - Уверяю вас, как только вы это сделаете, к вам придут хорошие сценаристы, и таких на рынке много. Что касается актёров - тоже есть ремарка, мы знаем немало тех, чьи звёзды зажгла компания Акана Сатаева, а кого открыли вы?".


Фильм о съемках сериала "Ағайынды"


6. Наши сериалы – дорогие. "Но дешевле невозможно", - говорят производители.

Представители телеканалов жаловались на дороговизну произведённых в Казахстане сериалов и дисбаланс между стоимостью производства и рекламными возможностями, которые открывают эти сериалы. По словам генерального директора "31 канала" Багдата Коджахметов, один эпизод сериала обходится каналу примерно в два миллиона тенге. "При учёте, что в стандартном 24 минутном сериале три рекламных блока по 5-6 минут, нам надо 10 раз показать "Нархоз", чтобы отбить его себестоимость. Для сравнения: показ индийского сериала стоит 300 долларов. У него и рейтинги выше, и за него ещё и спонсор платит".


Трейлер первого сезона сериала "Нархоз" на "31 канале"


"Дешевле снимать просто невозможно, - не соглашается управляющий директор "Sataifilm" Анна Чакиртова. - В прошлом году наша компания не сняла ни один сериал. Деньги, которые нам могли предложить телеканалы, были недостаточными для организации качественного проекта, - делится она. - Подбор локаций, реквизит, декорации - всё это очень дорого. Мы стараемся сделать такой продукт, который даст рейтинги, и поэтому привлекаем профессионалов. К тому же, у нас высокие требования ко всем элементам кинопроизводства, вплоть до деталей реквизита. Важно, чтобы зритель нам верил: если не было в те времена пластмассовых пуговиц, значит, их не должно быть в кадре. Для сериала "Бауржан Момышулы" мы не только использовали бюджет, выделенный каналом, но привлекали и спонсорские деньги. И даже вложили собственные средства".

"Никто вам денег не обещал. Их не будет, поэтому надо умерять аппетиты, - отрезал генеральный директор телеканала КТК Канат Сахариянов, - нужно уметь договариваться с локациями, с актёрами, сценаристами и прочими участниками производства так, чтобы вам было выгодно работать. Иначе мы будем работать с теми, кто согласен на эти условия, хоть со студентами, как вы говорите".


Клип к саундтреку телесериала "Астана - любовь моя"


7. Рейтинги – не главное?

"Государственные каналы вкладывают в производство сериалов большие деньги – по 30 тысяч долларов за серию, но даже не спрашивают с производителей рейтинги. Мы - частные каналы, делаем всё за свой счёт, поэтому не можем себе это позволить", - выразил свое мнение, генеральный директор КТК Канат Сахариянов.

"Позвольте не согласиться, - возразила управляющий директор "Sataifilm" Анна Чакиртова. - Государственные каналы также ориентируются на рейтинги, и выплата последнего транша производителю зависит именно от них. Если рейтинги неудовлетворительные, то деньги удерживаются. Но поскольку мы работаем с сильными режиссерами, с рейтингами у нас, как правило, всё в порядке".

P.S.

Судя по накалу страстей, кипевших в зале, тема сериалов в Казахстане очень актуальна. Люди снимают и хотят снимать ещё лучше. И кто знает, может когда-нибудь у нас возникнет настоящая индустрия, которая сумеет произвести конкуретноспособный продукт, который будут смотреть не только у нас, но и в других странах.

Если вы нашли ошибку в тексте, выделите ее мышью и нажмите Ctrl+Enter