
В этом году подборка фильмов в программе "Особый взгляд" кинофестиваля получилась, пожалуй, даже удачнее, чем в основном конкурсе. Среди участников - сплошь любимцы кинофестивалей и "люди со сложными фамилиями", как шутят кинокритики. Большинство из них - лучшие современные режиссёры азиатского кино, ведь, как известно, именно Азия поставляет сегодня на рынок тонкое, интересное кино, способное продемонстрировать миру авторский взгляд.
Каждый второй участник "Особого взгляда" этого года в Каннах не новичок: японка Наоми Кавасе получала "Золотую камеру" и несколько раз номинировалась на "Золотую пальмовую ветвь", а таиландский режиссер Апичатпонг Вирасетакула всё же получил эту высокую награду. Филиппинца Бриллианте Мендозу уже награждали в Каннах за лучшую режиссуру.
И хотя в этом году критика единодушно отдала пальму первенства в этой программе таиландцу Апичатпонгу Вирасетакулу, лично мой фаворит - это фильм Бриллианте Мендозы под названием "Ловушка". Лента показывает, как тайфуны и цунами разрушают Филиппины и превращают человеческие судьбы в ничто. Это простой, мрачный, но очень искренний фильм о беспомощности человека перед природной стихией и поисках Бога. Картина снята безо всякого рода фестивальных изысков – нет здесь никакого насилия, шокирующих сексуальных сцен, актов дефекации (зато такая сцена есть в новом фильме Апичатпонга Вирасетакулы). Это рассказ о том, как обычные филиппинцы переживают последствия трагедии. Один человек потерял всю семью и теперь каждый день просит у океана забрать его, но океан не берёт... Второй – благочестивый и набожный филиппинец – сначала вдруг находит в песке фигурку Иисуса и бережно относит её домой, считая особым знаком свыше, а после очередной драмы закапывает её там, где нашёл.