Прямой эфир Новости спорта

Борода, дедолларизация, девальвация. Чем запомнились председатели Нацбанка

Коллаж Informburo.kz
Коллаж Informburo.kz
Галымжан Пирматов стал 11-м председателем Нацбанка. Вспоминаем, чем запомнились его предшественники на этом важном посту.

Мы решили напомнить самые яркие моменты из деятельности главных банкиров страны, при этом сделав упор на курс тенге к доллару, который как эстафету принимал и передавал своему преемнику глава центрального банка. При этом ключевым здесь является не столько стоимость валюты в обменных пунктах, сколько умение доводить до населения обоснованность принимаемых действий.

Портреты председателей Нацбанка в Музее тенге / Фото Informburo.kz

Тяжеловесы по сроку пребывания на посту главы Нацбанка

По сроку пребывания на посту главного банкира страны безусловное лидерство принадлежит Григорию Марченко. Он единственный, кто смог войти в эту реку дважды (с октября 1999-го по январь 2004 года и с января 2009-го по октябрь 2013 года). Его суммарный стаж в качестве председателя Национального банка РК составляет девять лет и один месяц.

"Серебро" в этом рейтинге принадлежит Анвару Сайденову (пять лет и три месяца), "бронза" – Данияру Акишеву (три года и четыре месяца).

Ерболат Досаев по сроку пребывания в этом кресле занимает четвёртое место (три года).

Все остальные руководители пребывали на этом посту около двух лет.

По возрасту самым молодым председателем Нацбанка был Ораз Жандосов, которому на момент назначения было 34 года, самым возрастным – Даулет Сембаев (ему было 58 лет). Нынешнему главному банкиру Галымжану Пирманову 49 лет.

Ораз Жандосов, Галымжан Пирманов, Даулет Сембаев / Инфографика Informburo.kz

Тенге зародился под грифом "совершенно секретно"

После обретения независимости центральные банки бывших советских республик де-юре получили суверенитет, а де-факто зависели от Центрального банка России. После прекращения всех межфилиальных оборотов расчёты начали проводиться через единственный канал – корреспондентский счёт Нацбанка Казахстана в Москве.

Около 200 казахстанских банков были маленькими, ни у одного из них не было филиальной сети в Москве или других союзных республиках. В Нацбанке не хватало даже элементарных машин для подсчёта банкнот, но пришлось в экстремальных условиях проводить все платежи, необходимые как для получения заработных плат, так и социальных выплат населению.

Государственная казна была пуста. В те годы Нацбанк только начал финансировать золотодобычу и закупать золото и серебро.

Именно в таких условиях Национальным банком руководил Галым Байназаров (1992-1993 годы), который в условиях совершенной секретности принял участие в введении тенге. Излишний ажиотаж мог бы помешать её зарождению. Причём наша страна ввела национальную валюту последней на постсоветском пространстве.

Галым Байназаров / Фото с сайта Kazpravda.kz

Тенге были введены в обращение 15 ноября 1993 года по курсу 1 тенге за 500 "деревянных" рублей.

Россия ввела рубль в июле 1993 года, известив об этом нашу страну за три дня до этого события. В результате в нашу страну хлынул поток денег старого образца издания 1961 года, что повлекло стремительный 50-кратный рост цен на товары и услуги и обесценение вкладов.

Первому главе Нацбанка пришлось выстраивать работу в экстремальных условиях. В интервью СМИ он рассказывал о том, как лично участвовал в транспортировке 30 тонн серебра на не приспособленном для этого самолёте. Металл с горем пополам всё-таки продали на лондонской бирже, и часть вырученных средств была направлена на создание предприятия по выпуску ценных бумаг и подготовку к выпуску тенге.

Необходимость в поддержании наличности при неразвитой банковской системе привела к коллизиям. Байназарова подозревали в совершении коррупционного преступления. Но он смог доказать свою невиновность, о чём свидетельствует его последующая долгая карьера в политических и финансовых институтах. 

И пока Галым Байназарович объяснялся с правоохранительными органами, его преемником на посту главы Нацбанка стал Даулет Сембаев (1993-й – январь 1996 года).

Даулет Сембаев / Фото Серика Ковланбаева

При нём тенге обесценился более чем в 11 раз, это было обусловлено сложными условиями 90-х.

Несмотря на такие результаты, Даулет Сембаев по праву считается самым эффективным главой Национального банка Казахстана. 

Патриарху отечественной финансовой системы пришлось не только с нуля создавать её, но и быть антикризисным менеджером, а также на ходу подбирать специалистов, которые впоследствии стали министрами, крупными банкирами, предпринимателями, общественными деятелями.

Причём сам Даулет Хамитович был инженером-металлургом. К слову, в Советском Союзе практически не готовили экономистов-рыночников, и в начале 90-х важно было искать не закостенелых специалистов-плановиков, а инициативных и решительных.

При Даулете Сембаеве зародилась двухуровневая банковская система с установлением Нацбанка в качестве верхнего уровня банковской системы.

В это время Нацбанк начал работу по проведению банковского надзора, основанного на международных принципах и стандартах. Был определён минимальный уставной фонд банков второго уровня сначала на уровне 500 тысяч долларов, а затем – 1,5 млрд долларов.


Читайте также: Если мне скажут, что я не доработал, я от стыда умру. Правила жизни Даулета Сембаева


Сембаев участвовал в разработке концепции перехода Казахстана на национальную валюту и обеспечивал её ввод в обращение, был разработчиком пенсионной реформы в Казахстане.

Председательство Ораза Жандосова (январь 1996-го – февраль 1998 года) ничем не примечательно. После реформаторских нововведений Сембаева ему оставалось лишь поддерживать начатую работу.

Ораз Жандосов / Фото Informburo.kz

Экономику успешно кредитовали коммерческие банки, в то время как главный банк страны продолжал приводить казахстанскую финансовую систему в соответствие с требованиями Базельского комитета по банковскому надзору.

Кроме того, регулятор предпринимал максимальные усилия для достижения устойчивости национальной валюты и удержания инфляции. Последняя, кстати, снизилась с рекордных 60,3% в 1995-м до 1,9% в 1998 году.

При Жандосове тенге по отношению к доллару обесценился на 26%.

Его преемник Кадыржан Дамитов (февраль 1998-го – октябрь 1999 года) вошёл в историю страны как глава Нацбанка, впервые заявивший о девальвации тенге.

Кадыржан Дамитов / Фото с сайта Bnews.kz

На тот период она была продиктована ситуацией с российской валютой, когда рубль резко обесценился с 6,43 до 20 рублей за доллар. По отношению к тенге он стал в четыре раза дешевле, что привело к резкому росту импорта и оттоку валюты.

Девальвация объяснялась также падением цены на нефть и гонконгским кризисом. Так власти намеревались поддержать объём казахстанского экспорта и прекратить вливать деньги в поддержание курса тенге.

4 апреля 1999 года в эфире национального телеканала премьер-министр Казахстана Нурлан Балгимбаев и глава Нацбанка объявили о переходе к свободному колебанию обменного курса тенге. Тогда слово "девальвация" мало кому было знакомо, но с его последствиями пришлось столкнуться всем, ведь

цена за один доллар вмиг взлетела с 88 до 150-160 тенге.

В августе обменный курс остановился на уровне 130-135 тенге за доллар.

В 1999 году государство приняло беспрецедентные меры защиты вкладов. Те, кто после девальвации 1999 года ещё полгода держали свои депозиты в банках, смогли снять их и обменять по старому курсу. Была также предусмотрена господдержка пенсионных фондов и юридических лиц.


Читайте также: История трёх девальваций: тенге подешевел к доллару в 80 раз


Вторая девальвация произошла в Казахстане 4 февраля 2009 года, когда национальная валюта, торговавшаяся в пределах 120 тенге за доллар, ослабла сразу на четверть, достигнув отметки в 150 тенге.

Этот шаг история приписывает Григорию Марченко, который только в январе занял пост главы Нацбанка. (Как отмечалось выше, он единственный из всех председателей, кто занимал это кресло дважды: с октября 1999-го по январь 2004 года и с января 2009-го по октябрь 2013 года).

Григорий Марченко / Фото с сайта Azattyq-ruhy.kz

Главный банкир страны объяснил девальвацию трёхкратным снижением цен на нефть, которая занимала более половины всего экспорта Казахстана, девальвацией валют государств-партнёров и необходимостью сохранения золотовалютных резервов страны. Тогда прозвучали данные, что с 2008 года для поддержания обменного курса Нацбанк потратил 6 млрд долларов.

Справедливости ради отметим, что за время пребывания Марченко на посту главы Нацбанка с 2003 года наблюдалось и укрепление тенге до 120 тенге. Стабилизации курса способствовали не только меры регулятора, но и непродолжительный рост цен на углеводородное сырье.

В целом Григорий Александрович характеризуется в профессиональных кругах как специалист высокого класса, но в народе он ассоциируется с проведёнными девальвациями, ему припоминают "антинародные" реформы, инициатором которых он являлся.

При нём был увеличен пенсионный возраст для женщин с 58 до 63 лет, что обосновывалось нарастающим дефицитом средств и сопровождалось фразами в кулуарах парламента: "Никто не виноват, что у нас так долго живут".

Главный банкир страны был ярым противником частных обменных пунктов и настаивал на том, чтобы операциями по обмену валюты занимались только банки. Парламентский корпус отклонил это предложение. В итоге Нацбанк пошёл другим путём: регулятор на законодательном уровне получил возможность устанавливать для обменников максимальную разницу между курсом покупки и продажи валют.


Читайте также: Григорий Марченко: "Сложно развиваться в союзе, когда доминирует большая страна"


Эпатажный финансист дважды выполнял обещания сбрить бороду, когда накопления казахстанцев на депозитах достигли сначала одного миллиарда долларов, а потом и двух.

Кроме того, Марченко выдвигал инициативу о создании Единого процессингового центра, который должен был объединить все банкоматы и POS-терминалы. Но эта идея так и не нашла своего воплощения на практике.

Между двумя сроками Григория Марченко, с января 2004-го по март 2009 года, кресло главы Нацбанка занимал Анвар Сайденов.

Анвар Сайденов / Фото Никиты Спивака

Он единственный председатель банка-регулятора, при котором тенге по отношению к доллару укрепился на 20%.

С первых же дней после назначения он говорил об ужесточении денежной политики и сдерживании инфляции, для чего требовалось увеличение ставки рефинансирования. За полгода, с июня до декабря 2008 года, рост цен удалось снизить с 20,1 до 9,5%.


Читайте также: Анвар Сайденов предсказал Казахстану "ледниковый период", а Ораз Жандосов жалеет, что не ушёл в политику


При Анваре Сайденове парламентарии часто высказывались об опасности "голландской болезни" (ей подвержены экономики государств, сильно зависимых от экспорта полезных ископаемых).

Доступность дешёвых денег, привлекаемых из-за рубежа, усугубила долговую нагрузку страны. В самом же банковском секторе выросла избыточная ликвидность, а также доля плохих кредитов. Усложнение доступа к дешёвым финансам усугубило ситуацию как в финансовом, так и в строительном секторах, что потребовало срочного принятия антикризисных мер со стороны Нацбанка и правительства.

Пребывание Сайденова в должности главы Нацбанка запомнилось скандальным выпуском банкнот серии "Байтерек". На купюрах номиналами 2000 и 5000 тенге в слове "банкi" была пропущена последняя буква, но ошибку заметили слишком поздно, и главе Нацбанка пришлось ввести в обращение "неправильные" банкноты.

Позже всё это объясняли сбоем компьютерной программы на банкнотной фабрике, но осадок у казахстанцев остался, ходили истории о том, что эта ошибка едва не стала причиной отмены сделок и потерей времени у банкоматов, отказывающихся принимать нестандартные купюры.

Кайрат Келимбетов, который занимал пост главы Нацбанка с 1 октября 2013-го по 2 ноября 2015 года, долго был в центре шаржей и мемов после "чёрного вторника", когда в феврале 2014 года в Казахстане было объявлено о третьей в истории страны девальвации тенге, и курс доллара к тенге вырос со 155,5 до 185 тенге.

Кайрат Келимбетов / Фото Informburo.kz

Комичность истории – в заверениях Келимбетова о том, что о девальвации он сам узнал накануне ночью.

Между тем ранее Келимбетов (и сам Нацбанк в официальных пресс-релизах) не раз заверял, что он не допустит резких колебаний валют и что поводов для девальвации нет.

Среди причин девальвации главной звучало ослабление российской валюты с 5 до 3 тенге за рубль, когда многие казахстанцы отправились в Россию скупать автомобили, продукты и предметы быта.


Читайте также: Келимбетов о повышении минимальной гарантированной пенсии: Денег в тумбочке больше нет


Нацбанк объяснял также необходимость этих мер созданием предпосылок для удержания цен, проблемами с платёжным балансом страны из-за импорта потребительских товаров, высокими девальвационными ожиданиями, которые вызвали спекуляции на валютном рынке.

В 2015 году главный банкир страны объявил о новой денежно-кредитной политике, основанной на инфляционном таргетировании и свободном плавающем обменном курсе.

Из-за противоречий в заявлениях главы Нацбанка доверие к данному институту со стороны общественности упало. Если за время председательства Кайрата Келимбетова тенге к доллару вырос на 146%, при Данияре Акишеве (2 ноября 2015-го – 26 февраля 2019 года) тенге продолжил терять свои позиции, постоянно пробивая исторический максимум и достигнув показателя в 344,7 тенге за доллар (рост на 156%).

Данияр Акишев / Фото Informburo.kz

Тем не менее население уже более спокойно реагировало на эти сводки новостей.

При Кайрате Келимбетове Нацбанк начал финансировать квазигосударственный сектор, хотя эта роль нигде не прописывалась. В 2015 году регулятор приобрел 10% акций НК "КазМунайГаз" и разместил в "Казкоммерцбанке" долгосрочный депозит на сумму 250 млрд тенге по ставке в 5,5% годовых, что было вдвое ниже рыночных ставок.


Читайте также: Коммерческим банкам не хватает "длинной" тенговой ликвидности – Нацбанк


Объявив о политике инфляционного таргетирования и свободно плавающего курса тенге, Келимбетов не смог перейти к ней на практике. Новую монетарную политику пришлось внедрять Данияру Акишеву. Он осуществил переход на риск-ориентированный надзор с принятием комплексной программы повышения финансовой устойчивости банковского сектора. В результате массовой чистки за два года пять банков (Казинвестбанк, Delta Bank, Qazaq Banki, Эксимбанк Казахстан, Банк Астаны) завершили свою работу.

Впервые за семь лет были повышены требования к обменникам с увеличением размера уставного капитала обменных пунктов.

Одновременно с этим в мае 2017 года была запущена программа Национального банка РК по продаже слитков аффинированного золота, и с ноября 2018 года небанковские обменные пункты получили право продавать золотые мини-слитки.

В отличие от своих предшественников Данияр Акишев более сдержанно выступал в СМИ и продолжил политику по дедолларизации экономики. Такая задача была обозначена в послании главы государства, которое прозвучало сразу после назначения главы Нацбанка.

В результате в 2016 году Нацбанк повысил предельный уровень ставок по депозитам до 14% годовых в тенге, снизив их в иностранной валюте: сначала до 2%, затем – до 1,5 и 1%.

Кроме того, появилась возможность открытия сберегательного вклада в тенге на два года по ставке 13,5% годовых с суммой гарантирования 15 млн тенге.

Банкам запретили выдавать ипотечные займы в иностранной валюте физическим лицам, не имеющим доход в данной валюте в течение шести месяцев.

Для того чтобы повысить возможность казахстанцев по улучшению жилищных условий в 2018 году была разработана и запущена новая ипотечная программа "7-20-25".

Акишеву удалось принять меры по снижению инфляции (по итогам 2018 года она составила 5,3 против 7,1% в 2017 году). Он запомнился и подписанием указа, отменяющего подписи председателей Национального банка на валюте.

Ерболат Досаев (26 февраля 2019-го – 31 января 2022 года) продолжил политику своего предшественника. Правда, по его словам, он узнал о предполагаемом назначении в качестве главы Нацбанка за час до выдвижения кандидатуры.

Ерболат Досаев / Фото Informburo.kz

Но, видимо, ему не привыкать быстро адаптироваться в любых ситуациях. Финансист по образованию, с 2004 по 2006 год Досаев даже был министром здравоохранения. Тогда вся общественность всколыхнулась после массового заражения детей ВИЧ. После того случая Ерболата Аскарбековича уже не назначали вне финансового сектора (он был и министром национальной экономики, и руководителем холдинга "Байтерек").

Сразу после назначения, на встрече с журналистами, Ерболат Досаев подчеркнул, что Нацбанк должен создать необходимые условия для удешевления фондирования банков второго уровня. Но при этом прямого вливания денег в программы не будет.

В качестве главы Нацбанка он осуществил переезд центрального аппарата в столицу.

Впервые в истории страны Досаев полностью проверил деятельность 14 крупнейших банков, проверка не выявила рисков для вкладчиков.

В 2020 году Нацбанк передал функции по регулированию финансового рынка в Агентство по регулированию и развитию финансового рынка.

Досаев заявлял, что до конца 2022 года регулятор выработает итоговое решение о необходимости внедрения цифрового тенге. Но теперь, скорее всего, это предстоит сделать Галымжану Пирматову.


Читайте также:


Новости партнеров