Прямой эфир Новости спорта

Анвар Сайденов предсказал Казахстану "ледниковый период", а Ораз Жандосов жалеет, что не ушёл в политику

В Алматы встретились бывшие руководители Нацбанка Казахстана и рассказали, о чем жалеют, и почему не бывает бывших председателей.

Сегодня в Алматы начал свою работу саммит CFO Idea Exchange and Networking Event. Главной его темой стал финансовый кризис в РК. Сразу четверо присутствовавших на мероприятии экс-председателей Нацбанка ответили на вопрос Informburo.kz: что ждёт казахстанскую экономику. Также каждый из четвёрки – Келимбетов, Сайденов, Дамитов, Жандосов – рассказали, о каких действиях на посту главы Нацбанка они теперь сожалеют.

Анвар Сайденов, возглавлявший Нацбанк с 2004 по 2009 годы, нарисовал не самую радужную картину будущего, сказав, что Казахстан ждёт "ледниковый период". Такой геологической метафорой он обрисовал приближающийся кризис.

"Мне нравится высказывание одного знаменитого американского спортсмена, который сказал, что сложно делать предсказания, особенно о будущем, - сказал Анвар Сайденов. - Поэтому сложно сказать, как будет развиваться экономическая ситуация, с учётом того, что я, скорее, пессимист, чем оптимист. Я считаю, что глобальные кризисные явления только приближаются. "Ледниковый период" ещё впереди. С одной стороны, это не очень хорошо, с другой, кризис – это время возможностей. Не надо смотреть исключительно на курс. Возможности будут, хотя турбулентность ещё впереди".


Анвар Сайденов

Фото Никиты Спивака
Анвар Сайденов

Ответ на вопрос о сожалениях вызвал аплодисменты в зале своей хитроумностью.

"Конечно, я жалею, потому что любой руководитель всегда жалеет о каких-то кадровых, а каких-то стратегических решениях. Но, конечно, бывших председателей Нацбанка не бывает, поэтому я вам этого не скажу", - под общий смех сказал Сайденов.

Ораз Жандосов, возглавлявший Нацбанк с 1994 по 1998 годы, предложил конкретные шаги, которые не сделают казахстанцев богаче, но зато они будут уверены в своей бедности.

"У меня есть рецепт, касающийся нашей нацвалюты, - сказал Ораз Жандосов. - На самом деле мы до конца не устранили элемент волатильности, связанный с потоками нефтяных налогов. Понятно, что сейчас они не такие большие. Не устраняя этот фактор фундаментально, ожидать предсказуемости курса даже при режиме свободного плавания и инфляционного таргетирования достаточно сложно. Мой радикальный рецепт – это вообще забыть о нефтяных налогах, как о средстве бюджетного расходования внутри страны. Курс останется в номинальном выражении на нижнем экономическом уровне. Остальной нефтяной экспорт у нас хоть и маленький, но достаточно диверсифицированный. А куда мы будем использовать текущие нефтяные налоги, если цены вернутся, и их будет не 4,5 миллиарда? Я вижу два варианта: расширить программку "Болашак", это нам даст человеческий потенциал. Только учить не юристов и финансистов, а инженеров, агротехников, врачей. И Имангали Нургалиевичу (Тасмагамбетову - Авт.), времена нынче нестабильные, будем покупать вооружение в России, Китае или США. Жизнь покажет. И что будет? Мы будем ощущать себя беднее, но гораздо предсказуемее".


Фото Никиты Спивака

Ораз Жандосов
Фото Никиты Спивака

Жалеет Ораз Жандосов об одном: что не ушёл в политику.

"Надо было мне раньше согласиться уйти в Правительство из Нацбанка – может, удалось бы предотвратить ряд несправедливых девальваций", - сказал Ораз Жандосов. 

Кадыржан Дамитов, возглавлявший Нацбанк с 1998 по 1999 годы, считает, что нельзя характеризовать экономику только курсом валюты. Он оптимистично смотрит на развитие казахстанского производства.

"Если коротко отвечать, то я думаю, вопросом курса нельзя решать какие-либо проблемы, – говорит Кадыржан Дамитов. – И в 1998 году об этом говорилось. Да, Национальный банк отвечает за обменный курс, он должен обеспечивать некую стабильность финансовой системы. Если меняются макроэконмоические условия, то центральный банк страны должен на это реагировать. Правительство со своей стороны тоже должно делать большую работу. Вот мы на курс иногда смотрим только от того, как складывается внешнеторговая конъюнктура, цены растут наши экспортные, курс должен укрепляться. Но надо понимать, как работает наша экономика. Насколько экономика конкурентоспособна, как меняются нормы корпоративного управления в наших компаниях. Если убрать курсовую составляющую, посмотреть, насколько выросла эффективность предприятий, которые работали 20 лет назад и сейчас, то получим неоднозначную и не очень приглядную картину. То есть курс – это важнейшая составляющая. Но если взять экономику страны, то производственные процессы наших предприятий идут в тренде с мировыми. Постоянно совершенствуется производство, снижаются издержки производства на единицу продукции. Тогда понятно, что прогресс в стране всегда будет. Тем более что радикальных мер таких не было".


Кадыржан Дамитов

Фото Никиты Спивака
Кадыржан Дамитов

Что касается сожалений, то Дамитов ответил кратко:

"Понятно, что Нацбанк - большая организация, какие-то решения не всегда принимались так быстро, как хотелось бы".

Кайрат Келимбетов, возглавлявший Нацбанк с 2013 по 2015 годы, лишь недавно покинул кресло председателя Нацбанка. Именно при нём произошла последняя девальвация тенге.

"Я считаю, что программа, которую Президент определил, "100 конкретных шагов по реализации пяти институциональных реформ " - это серьёзная заявка на структурные реформы, - говорит Кайрат Келимбетов. - Это реформы, которые происходят прямо сейчас и которые должны облегчить жизнь всем. Надо понимать, что реальность изменилась, она уже, скорее всего, даже если цены будут возвращаться, не изменится. Всё это говорит о том, что нужно смотреть вперёд. Поэтому правление Нацбанка продолжает работу. Процесс инфляционного таргетирования во многих странах болезненно проходил, но, по планам Правительства, в среднесрочной перспективе мы снизим инфляцию до 4%".


Кайрат Келимбетов

Фото Никиты Спивака
Кайрат Келимбетов

Говоря о сожалениях, Келимбетов прибегнул к сравнениям из мира спорта.

"Один хоккеист сказал: "Я стараюсь оказаться не там, где шайба сейчас, а где она будет в следующий момент", - говорит Кайрат Келимбетов. - Сегодня играется сама игра. Либо мы участвуем, либо мы будем зрителями на этом поле. Философы говорят, что лучше не вспоминать какие-то ошибки, так легче жить. Недостатки, конечно, были. Сейчас более совершенные коммуникационные стратегии. Сейчас мир очень сильно изменился, есть информационные технологии, очень быстро идёт реакция на решения государственного фонда".

Саммит CFO Idea Exchange and Networking Event ежегодно проходит в Казахстане и считается одним из самых значимых событий для финансового рынка страны. На саммите, как правило, обсуждают перспективы развития финансовой системы РК, последние изменения, тренды, инновации, а также актуальные вопросы экономики страны. 

Поделиться:

Новости партнеров