Турбовинтовой самолёт Bombardier пролетает над степями к северо-востоку от побережья Каспийского моря. Однообразные пейзажи разбавляют только промышленные объекты – трубопроводы и предприятия, действующие и ещё строящиеся. Здесь, в западном Казахстане, сосредоточена нефтегазовая отрасль, которая до сих пор играет важную роль в экономике страны.
Наш чартерный самолёт из Атырау приземлился на аэродроме Тенгиз – это самый быстрый путь из областного центра к одноимённому месторождению. С 1993 года на Тенгизе работает одна из крупнейших компаний нефтегазовой отрасли – "Тенгизшевройл". Спустя 25 лет после создания казахстанско-американского совместного предприятия здесь нарастили добычу с 7 млн тонн нефти в 1997 году до почти 29 млн в 2017-м.
И эти объёмы планируют увеличить. Для этого на Тенгизе реализуют "Проект будущего расширения – Проект управления устьевым давлением", который чаще называют сокращённо – ПБР-ПУУД. Журналистам Informburo.kz удалось попасть на месторождение и лично увидеть одну из крупнейших промышленных строек Казахстана.
История Тенгиза
Само Тенгизское месторождение открыли ещё в 1979 году. Нефть в первой скважине пошла из пласта на глубине чуть более четырёх километров, что сделало Тенгиз одним из самых глубоких в мире. После этого начались буровые работы, а в 1986-м – строительство заводских комплексов. В 1991-м Тенгизский нефтегазовый комплекс был запущен.
История Тенгиза в его нынешнем виде стартовала 6 апреля 1993 года. Тогда в Алматы Президент Казахстана Нурсултан Назарбаев и глава американской нефтяной компании "Шеврон" Кеннет Дерр подписали соглашение об образовании совместного казахстанско-американского предприятия. Созданное СП назвали "Тенгизшевройл".
Сейчас в нём больше участников: 50% держит "Шеврон", "КазМунайГаз" – 20%, "ЭксонМобил Казахстан Венчурс Инк." – 25% и российская "ЛукАрко" – ещё 5%. Вместе эти компании владеют одним из крупнейших в мире нефтяных месторождений. Общие разведанные запасы Тенгизского коллектора составляют 3,2 млрд тонн, а извлекаемые запасы – от 890 млн до 1,37 млрд тонн. В 2017 году компания "Тенгизшевройл" сообщила о добыче 3 млрд баррелей нефти за время работы с 1993 года. Это примерно равняется 375 млн тонн.
Темпы добычи на предприятии наращивали постепенным увеличением мощностей и модернизацией. В 1997-м осуществили проект "Расширение узких мест" и довели годовую добычу нефти до 7 млн тонн. В том же году начались работы по проектам "Пятая нитка" и "Программа-12", которые были завершены в 2001-м и подняли добычу до 12 млн тонн. В 2008 году были запущены завод второго поколения и комплекс обратной закачки газа (ЗВП/ЗСГ). Благодаря этому показатели достигли 25 млн тонн добычи в год.
Нынешний же этап – "Проект будущего расширения" – фактически стартовал летом 2016-го. Тогда партнёры ТШО приняли окончательное решение по финансированию проекта ПБР-ПУУД.
Как конструктор "Лего"
Нынешний проект предполагает строительство завода третьего поколения и объектов закачки сырого газа. Особенность этих производств в том, что теперь газ будет полностью закачиваться обратно в нефтегазовые пласты – это поможет поддерживать там нужное для работы месторождения давление.
Новый производственный комплекс собирают по модулям – как конструктор. Для этого на строительную площадку привозят готовые части, большинство из которых изготавливают в Казахстане, Италии и Южной Корее.
На производственной площадке "Ерсай" в Мангистауской области делают "сборные модульные эстакады". Каждая из них имеет длину около 70 метров и высоту в 20 метров. Доставляют модули на стройплощадку по Каспию к терминалу на полуострове Прорва и далее по суше на Тенгиз.
В Италии изготавливают модули газотурбинных генераторов, а в Южной Корее производят сборные технологические модульные блоки. Их доставляют через Чёрное и Балтийское моря по системе внутренних водных путей России к Каспийскому морю, и далее к терминалу на Прорве. Как сообщили в ТШО, первые грузы из Италии и Кореи уже отгрузили для доставки на месторождение. Модули с "Ерсая" уже стоят на стройплощадке.
Здесь же ожидают установки стабилизаторы сырой нефти. Они предназначены для отделения нефти от воды, газа и серы для последующей отправки на переработку.
Для установки всех этих тяжёлых модулей был собран специальный кран Sarens грузоподъёмностью порядка 3,4 тысячи тонн. Для монтажа его самого понадобились ещё семь вспомогательных кранов.
Параметры крана позволяют строителям устанавливать модули целиком, что заметно ускоряет темп работ. Сейчас на месте предприятий заливают бетон и устраивают фундамент. Параллельно с этим на Тенгизе расширяют сеть автомобильных дорог и строят промысловые сооружения и трубопроводы, чтобы загрузить производственные мощности уже действующих заводов.
В целом проект планируют завершить к 2022 году. Благодаря этому объёмы добычи должны вырасти до 39 млн тонн в год.
Почему это важно для экономики?
Всего на проекте расширения задействованы более 42 тысяч казахстанцев, что составляет 92% всего персонала проекта в Казахстане. По мере развития ПБР это количество перевалит за 50 тысяч. Если учитывать сменщиков-вахтовиков, которых тоже будет около 50 тысяч, общая цифра составит около 100 тысяч человек.
Привлекают к проекту расширения и казахстанские компании, которые оказывают услуги по проектированию, закупке и изготовлению модулей. Как сообщили в ТШО, предварительный отбор прошли более двух тысяч компаний, с 300 из них уже заключены контракты. В целом же с начала проекта расходы на казахстанское содержание составили около 4 млрд долларов.
И это вполне коррелирует с цифрами общих выплат ТШО Казахстану за годы работы – около 129 млрд долларов. Сюда входят и зарплаты казахстанским сотрудникам, и дивиденды, и налоги. Последних, к слову, в 2017 году компания заплатила 1,7 трлн тенге или почти 20% всех налоговых поступлений в стране, что фактически сделало "Тенгизшевройл" крупнейшим налогоплательщиком Казахстана. По мере наращивания добычи эти цифры будут расти, если, конечно, цены на углеводороды не будут падать.
-
1🎉 Группа Orda, ансамбль "Яшлык" и V$XV Prince. Как интересно провести выходные 23 и 24 ноября в Астане и Алматы
- 5729
- 1
- 6
-
2⚠️ Доброе утро! Предлагаем обзор главных новостей за 20 ноября
- 2540
- 0
- 5
-
3🍇 В модном винограде без косточек казахстанские специалисты не нашли вредных бактерий
- 2652
- 3
- 23
-
4🤔 Борьба с покупкой водительских прав: автошколы отказываются передавать частной компании данные о выпускниках
- 2351
- 2
- 28
-
5👀 В Казахстане редко назначают домашний арест, несмотря на большие расходы на содержание в СИЗО
- 2231
- 2
- 10
-
6👨⚖️👨⚖️👨⚖️🟢Суд Алматы отправил руководителя таможенной лаборатории в колонию за взятки
- 2223
- 0
- 25
-
7🎫✈️ Станут ли невозвратные билеты возвратными и зачем субсидировать авиарейсы – глава КГА
- 2292
- 0
- 12
-
8😱 Одного из богатейших людей мира обвинили во взяточничестве. Акции его компаний обвалились
- 2344
- 3
- 15
-
9🟢 Улице в Астане присвоили имя общественного деятеля
- 2272
- 2
- 48
-
10🚛🏗 Торговля и логистика в Центральной Азии: новые коридоры, продукты и D2C-модель
- 2262
- 0
- 6