Прямой эфир Новости спорта

Миллион тенге за гражданство: с какими трудностями сталкиваются кандасы

Коллаж Informburo.kz
Коллаж Informburo.kz
Мошенничество, бюрократизм и языковой барьер – какие препятствия стоят на пути получения гражданства, разбирался корреспондент Informburo.kz

Президент Касым-Жомарт Токаев на состоявшемся 14 июля заседании правительства выразил поддержку кандасам.

"Мы полностью поддерживаем соотечественников, вернувшихся на историческую родину. Но нельзя ограничиваться только Мангистауским регионом. Возможно заселение в другие области, в том числе в регионы с развитым производством. Мы готовы создать необходимые условия", – подчеркнул Касым-Жомарт Токаев.

Глава государства выразил надежду, что кандасы будут работать во всех сферах, в том числе на госслужбе.

"Надеюсь, они внесут свой вклад в создание нового Казахстана", – отметил Токаев.

Кандасы – это этнические казахи, которые ранее проживали за рубежом и вернулись на свою историческую родину. Раньше их называли оралманами, но в 2019 году Касым-Жомарт Токаев поручил отказаться от этого термина. Тогда он высказал мнение, что для народа, который знает семь поколений своих предков, слово "кандас" ("соплеменник") подходит больше, нежели "оралман" ("возвращенец"). 

С какими проблемами сталкиваются кандасы в Казахстане? Сколько их? Что мешает их полноценной интеграции в казахстанское общество? 

По данным Министерства труда и соцзащиты, всего с 1991 года в Казахстан из-за границы вернулись около 1 млн 95 тысяч этнических казахов. В этом году статус кандаса уже получили более семи тысяч человек. Из них 70,2% – это выходцы из Узбекистана, 10,4% – Китая, 7,4% – Туркменистана и 3,2% – Монголии. 

Препятствие первое – мошенники

Гульнар Альмурадова вместе с мужем и двумя детьми переехала из Узбекистана в Казахстан в 2004 году. Через год ей удалось получить гражданство, а вот её муж этого ждал целых 15 лет. 

Оказывается, при переезде он потерял документы и долгое время не мог их восстановить. Они не знали, куда обращаться, и в итоге наткнулись на мошенников. Те обещали за деньги решить вопрос с документами. "Вам делать ничего не надо будет, бегать не надо. Мы справимся сами", – убеждали они семью Гульнар Альмурадовой, а потом исчезли с деньгами. 

В такую же ситуацию попали и родственники Лены Хуанбек. В 1992 году они переехали в село Пржевальское Карагандинской области из Монголии. Сразу по приезде им выдали дом и предоставили работу. Но через некоторое время её отец и старший брат потеряли документы. Провозились с ними они около 30 лет. Всё это время их отправляли то в один орган, то в другой, и на каждом шагу встречались так называемые посредники. 


Читайте также: Получить или продлить статус кандаса теперь можно онлайн


Подобных историй в среде кандасов много. Гульмира Нурбаева, управляющий директор департамента поддержки кандасов НАО "Фонд Отандастар", рассказала, что мошенники просят за такие услуги обычно от 400 тысяч до 1 млн тенге. 

Некоторые из них действительно помогают с оформлением всех справок и бумаг, но бывает и так, что берут деньги, паспорта и удостоверения личности, а потом пропадают бесследно. 

Тогда человек остаётся практически в чужой стране без средств к существованию и, главное, без документов. Приходится обращаться в посольства той страны, откуда он приехал, и посылать запросы. Сбор документов в таких случаях может занимать годы. 


Читайте также: Кандасы в Казахстане. Итоги тридцати лет воссоединения


"Фонд Отандастар", созданный при Министерстве иностранных дел в 2018 году, помогает переселенцам решить эти проблемы. Семьям Гульнар и Лены помогли именно здесь. Всего же за всё время работы фонд обработал более 17 тысяч обращений. 

Фонд создал для прибывших из-за рубежа этнических казахов пошаговый алгоритм, как нужно действовать, чтобы получить гражданство и региональную квоту в кратчайшие сроки. Казалось бы, в мире цифровых технологий это не должно быть большой проблемой, но не всё так просто. 

Волокита с документами

Оформление документов – настоящий квест для переезжающих в Казахстан. Причём сталкиваются с проблемами не только кандасы, но и те, кто даже не претендует на гражданство.

Гульмира Нурбаева рассказала о переселенцах из Украины, которые собирались оформить ВНЖ. Люди образованные, грамотные, но одолеть бюрократическую машину им никак не удавалось. Режим безвизового пребывания уже завершался, а проблема с документами никак не решалась. Если бы они не успели подать документы в срок, их ждали бы штраф и депортация. 

"В итоге их родственница написала в Facebook пост, который дошёл до журналистов, а потом уже и до нашего фонда. У нас получилось помочь им собрать все недостающие документы буквально в течение дня. Украинцы вздохнули с облегчением. Был, видимо, большой поток в миграционной. Сотрудники не смогли дать каждому консультацию. Мы, кстати, тоже поднимали этот вопрос, что необходимо увеличить штат миграционных служб", – отметила Гульмира Нурбаева. 

Эксперт рекомендует кандасам получать консультацию о необходимых документах ещё до приезда в Казахстан. К сожалению, многие из них приезжают в нашу страну, совершенно не зная, что делать и как нужно подавать документы на гражданство. Часто они не могут подтвердить свою национальную идентичность и, соответственно, получить статус кандаса. 

Языковой барьер 

Сотрудники "Фонда Отандастар" часто сами заполняют за кандасов все документы и даже ходят вместе с ними в миграционные отделения. А всё потому, что существует проблема с языком. Это, наверное, одна из самых распространённых трудностей, встречающихся на пути переселенцев. 

Хорошо, если семья приехала из Узбекистана или Кыргызстана и знакома с кириллицей. У них не возникают сложностей, хотя они часто и задаются вопросом "Почему к нам постоянно обращаются на русском?". 

Другое дело – кандасы из Китая, Ирана, Афганистана. Все их документы на другой письменности: латинице, арабской, персидской или даже иероглифах. 

"У нас путают их имена, записывают неправильно. Мы им даже иногда говорим: “Выучите немного слов на русском. Изучите кириллицу”. Для них кириллица – это что-то непонятное. Поэтому у них и не получается оформить документы с первого раза и они обращаются к услугам посредников-мошенников", – рассказала Гульмира Нурбаева. 

Заманить на север

Сейчас кандасов обеспечивают медицинской помощью, местами в школах и дошкольных организациях, социальной защитой. Помимо этого им могут предоставить в безвозмездное землепользование участки для ведения личного подсобного хозяйства или дачного строительства. 

Статус кандаса даёт право получить региональную квоту. Она предполагает денежную компенсацию на аренду жилья в течение года – от 15 до 30 МРП и подъёмные на переезд – 70 МРП. Если считать на семью из четырёх человек, получается около 1,2 млн тенге.  

Те, кто включён в региональную квоту, имеют также право на получение потребительского кредита и ипотечного займа на строительство жилья. Но подать документы на эту квоту можно не везде. В Казахстане её распределяют только между пятью областями – Северо-Казахстанской, Восточно-Казахстанской, Акмолинской, Костанайской и Павлодарской. Всего каждый год её получают примерно 1500 человек. 

С каждым годом эта цифра уменьшается и скоро может сойти на нет, полагает Гульмира Нурбаева. Дело в том, что не все горят желанием переехать на север, хотя там есть и работа, и жильё, и хорошие сельскохозяйственные угодья. Поэтому, по её мнению, местные органы должны пересмотреть свою работу и найти пути к привлечению кандасов в северные области. 

По данным "Фонда Отандастар", сейчас большинство переселенцев живут в Алматинской, Туркестанской и Мангистауской областях. Менее всего – в Костанайской, ЗКО и СКО.


Читайте также:


Была ли эта статья для вас полезной?
0

  Если вы нашли ошибку в тексте, выделите её мышью и нажмите Ctrl+Enter

  Если вы нашли ошибку в тексте на смартфоне, выделите её и нажмите на кнопку "Сообщить об ошибке"

Новости партнеров