В последнем послании президента, как и во всех предыдущих, я ждала каких-то кардинальных перемен в здравоохранении. А именно новостей по повышению заработной платы всем врачам, и не на 20, а на 50 или 100%. Но надежды не оправдались.

Во многих развитых странах неотъемлемое условие хорошего уровня медицины - высокие заработные платы медработников. Однако эта проблема в нашем государстве – здоровье нации, как мы убеждаемся, не один из самых главных приоритетов.


Читайте также:

В одном из последних неофициальных анализов, проведенных в Казахстане, когда специалисты изучили данные из 350 медицинских организаций, собранные по всей республике, и ответы 3276 врачей, выяснилось, что средняя зарплата врача составляет 139 тысяч тенге. Соотношение врачебной заработной платы к средней заработной плате по республике 0,9:1, в то время как в развитых странах это соотношение равно 3:1. Отечественные врачи на свою зарплату могут купить 2,4 потребительской корзины (куда включены расходы на продукты питания, услуги связи, лекарства, транспорт), в то время как зарубежные их коллеги позволяют себе 16,4 корзины по ценам страны, в которой проживают.

Я хочу привести три аргумента, почему врачам в Казахстане нужно платить высокие зарплаты, и каким образом низкая оплата труда сказывается на здоровье нации в целом.

Аргумент первый. Доктор – это специалист, который решает вопросы жизни и смерти человека. Многим людям вне медицинской сферы может казаться, что врачевание – это просто применение знаний об анатомии и физиологии человека и болезнях и готовые протоколы, которым надо следовать, чтобы лечить людей. Но это не так. Практика медицины не основана только на рутинных знаниях, по большей части всё зависит от решений конкретного специалиста, что превращает медицину в наименее объективную сферу услуг. Врач – это тот же судья, правда, от решения такого судьи зависит физическое здоровье, психологическое состояние, соблюдение прав и экономическое благосостояние человека.

Например, к врачу поступает пациент с жалобами на постоянные головные боли. Причин у неё могут быть десятки. Врач может просто прописать таблетки, не вдаваясь в подробности состояния пациента. Но также врач может потратить свое время на поиски глубинных причин головных болей. Может быть, проблема пациента совсем не в физическом здоровье, а в ментальном, и доктор – человек, который может различить всё это и объяснить пациенту. Даже лекарства от головных болей могут прописываться разные: от легкодоступных до дорогих. Какие решения примет врач, будет зависеть от его моральных ценностей, что может быть пропорционально социальному статусу пациента.

Врачи – это такие же люди с базовыми потребностями на обеспеченную жизнь для себя и родных, с желаниями справедливого и достойного вознаграждения за умственный и физический труд, с эгоистичными мотивами быть успешными, богатыми, уважаемыми в обществе. Как бы не клялись доктора со всего света бескорыстно служить обществу, удовлетворение собственных потребностей у врачей как и у других людей идёт на первом плане.

В связи с пониманием человечной сущности врачей во многих странах врачам не оставляют возможности принимать решения по принципу «выгодно или невыгодно». Врача должны беспокоить исключительно пациенты, их здоровье, их болезни и способы лечения. Например, в США, в стране, в которой медицина одна из лучших в мире, а врачи получают высокие заработные платы, могут продолжительно обсуждать то, как пациент будет принимать дома лекарства и есть ли у него люди, которые будут ухаживать за ним после выписки. У нас проблемы пациентов дома в расчёт не берутся. Но это еще не все проблемы. У нас в стране допускаются случаи, когда пациента могут не положить в больницу, потому что этот человек со своей болезнью экономически невыгоден ни врачу, ни больнице. Врач может оказать лучшую помощь тому человеку, кто больше заплатит. Или врач может прописать дорогие для пациента лекарства, так как врачу фармкомпания оплатила поездку для повышения квалификации, на которую у него не хватало денег.

Аргумент второй. На врача учится как минимум от 7 до 10 лет. Это долгие, сложные, изнуряющие, не всегда веселые годы, в течение которых студент живет на деньги родителей, не имея возможности дополнительно зарабатывать из-за загруженного расписания. Проходит от 7 до 10 лет до того, как студент начнет зарабатывать собственные деньги, и его/её трудовая книжка начнется заполняться.

Бухгалтер или программист, закончив университет за 4 года, могут сразу приступить к работе и начать зарабатывать задолго до того, пока студент медфакультета закончит учёбу. То есть это не только потерянное время, но и потерянные деньги. Но это не единственные жертвы медицинского студента. Это также потерянные отношения с друзьями, родственниками и одноклассниками из-за пропущенных дней рождения, свадеб, похорон, встреч выпускников. Это потерянные возможности разносторонне развивать себя: читать книги, смотреть фильмы, путешествовать. А самая большая жертва студентов медицинского - это проблемы физического и психологического здоровья, которое не на шутку может пошатнуться за годы обучения. Остеохондрозы и грыжи позвоночника, геморрой, язва желудка, хронические стрессы, а за ними и депрессии – всё это нередко встречаются среди студентов-медиков. Все эти сложности в состоянии из молодых, полных энергии и энтузиазма людей сделать злых и недовольных, разочаровавшихся в профессии – врачей, которые могут подвергать риску здоровье людей, потому что те риски, которые берет на себя будущий специалист-медик, не компенсируются даже после окончания обучения.

Аргумент третий. Работа доктора морально и физически истощает. Врачам приходится контактировать за день с десятками больных людей, которые не всегда вежливы. Это переживания за то, что у одного пациента не снижается давление, у второго газы никак не отойдут после операции, а третий грозится писать в министерство из-за того, что медсестра немного опоздала с отключением капельницы. У казахстанских врачей нет времени думать о том, чтобы у пациента был человек для ухода, или проводить беседу о вреде курения с пациентом, у которого высокое давление.

Казахстанские врачи заняты заполнением историй пациентов в максимально неудобных компьютерных программах. Целые дни врачи могут проводить как офисные клерки за компьютером, не имея возможности даже пообщаться с пациентами. Остальное время они должны быть экономистами и бухгалтерами, чтобы следить за выполнением своего плана (конечно, речь идет о деньгах), чтобы у них не забрали премию или не сократили ставку. Еще казахстанским врачам нужно успевать быть преподавателями: в любой момент могут прицепить студентов или резидентов и приказать учить их. За это к тому же далеко не всегда доплачивают. Большинство врачей делают это бескорыстно, потому что они понимают, что медицина умрет, если не учить молодую смену. Еще казахстанским врачам нужно быть юристами, чтобы уметь за себя постоять как перед начальством, так и перед судом, потому что деньги на защиту от исков недовольных пациентов или их родственников никто не выдает. А еще надо успевать быть учёным, психологом, ну и, в конце концов, врачом.

Никакая специальность в Казахстане не требует стольких жертв, сил, энергии и нервов и при этом так не обесценена в материальном смысле, как специальность врача. Неудивительно, что в стране медицина на низком уровне. В любом справедливом обществе понимают жертвы врача, а вместе с ней и его потребности. Также в справедливом обществе понимают связь между качеством медицинских услуг, а следовательно, здоровья нации и достойной оплатой труда врача, но только не у нас.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.

Если вы нашли ошибку в тексте, выделите ее мышью и нажмите Ctrl+Enter