5 октября Президент Казахстана Нурсултан Назарбаев выступил с Посланием народу. Основной акцент в нём был сделан на человеке и качестве его жизни. Однако спектр инициатив был гораздо шире: глава государства затронул не только повышение зарплат, но и развитие промышленности, реализацию госпрограмм и необходимость реформирования нескольких госструктур. Почему нынешнее Послание важно и почему оно было презентовано именно сейчас? Informburo.kz поговорил об этом с экспертами.

Второе за год

Многие обратили внимание, что Послание стало вторым за год – первое было опубликовано ещё 10 января. Однако такое происходит не впервые: Президент выступал с двумя Посланиями и в 2012, и в 2014 годах. В ноябре 2014-го, к слову, Нурсултан Назарбаев анонсировал программу инфраструктурного развития "Нұрлы жол".

Кроме того, весной были анонсированы "Пять социальных инициатив". Поэтому фактически это третье выступление главы государства с новыми поручениями в 2018 году.

"Массовая публика мало знает, как готовится Послание. Те, кто хоть как-то близок к принятию решений, знают, что свои варианты готовят сразу несколько госорганов, которые имеют свои аналитические команды, но также обращаются к основной массе сотрудников и, конечно же, к независимым экспертам за идеями, вплоть до самых нестандартных. Зачастую нестандартное не проходит, требуется 3-4 года, чтобы стать стандартным. А обычные идеи уже затасканы, разве что меняются акценты, суммы, исполнители", – написал на своей странице в Facebook экономист, владелец компании CSI Group Олжас Худайбергенов.


Читайте также:
Послание Президента – 2018: кратко о том, что нужно знать

Эксперт подчеркнул, что Послание – это коллективный документ, появляющийся на основе нескольких вариантов, которые, в свою очередь, предполагают идеи от нескольких десятков людей. Также Худайбергенов обратил внимание, что Послание сильно влияет на бюджетное планирование.

"И потому Послание лучше делать до принятия бюджета в ноябре – потому правильнее, если и в будущем Послания будут выходить в октябре, иначе, когда (Послание. – Авт.) выходит в декабре-феврале, это сильно перекраивает бюджетные планы, останавливая их исполнение на месяц-два", – подчеркнул экономист.

С уклоном на общество

Октябрьское Послание Президента несёт в себе чёткий социальный уклон. По мнению экономиста, директора Центра прикладных исследований "Талап" Рахима Ошакбаева, это может быть связано с желанием повысить доходы казахстанцев.

"Есть факт, что реальные доходы населения падают уже два года подряд – в 2016 и 2017 годах. Самовосприятие населения, насколько я понимаю, то есть уровень его благосостояния, оставляет желать лучшего. Поэтому я полагаю, что акценты на расширение социальной поддержки уязвимых слоёв населения, повышение зарплат и в целом меры, которые позволили бы повысить реальные доходы, исключительно востребованы", – отметил Ошакбаев.


Фото informburo.kz

Схожее мнение выразил и финансовый консультант Расул Рысмамбетов. Эксперт предположил, что результаты в экономике по итогам 2018 года могут быть несколько ниже ожиданий. Поэтому потребовалось второе Послание в году.

"Кроме того, ситуация осенью действительно изменилась с весны. Есть сложности в налоговом администрировании и сборе средств. Следует отметить, что, на мой взгляд, Послание – это инструмент реакции Администрации Президента на складывающуюся ситуацию. Поэтому текст Послания свидетельствует о том, что АП видит проблемы с качеством образования, медицинских услуг, экологии и пытается устами Президента донести до нас, что государство думает о гражданах", – отметил Рысмамбетов.

Собеседник Informburo.kz подчеркнул, что с волатильными ценами на экспортные товары Казахстан теряет преимущество сырьевого кошелька. Поэтому единственным доступным и наиболее правильным источником добавленной стоимости является человек и человеческий капитал.

"Социалка" в приоритете

Действительно, первыми пунктами в выступлении Нурсултана Назарбаева идёт социальная сфера. Упор здесь сделан на качество жизни, где ключевым станет повышение доходов граждан. В обзоре основных моментов Послания Informburo.kz уже писал об этом повышении. Если коротко, то с 1 января 2019 года минимальная заработная плата вырастет с 28 до 42 тысяч тенге. Также должна увеличиться оплата труда у части медиков, учителей, полицейских.

Вузы должны заняться повышением качества обучения и уделять больше внимания трудоустройству выпускников. Политику укрупнения вузов продолжат, а по примеру Назарбаев Университета создадут новый вуз с техническим уклоном.

Но главным новшеством и инициативой можно считать планы по увеличению в стране расходов на образование, науку и здравоохранение до 10% от ВВП в течение пяти лет.

"Прорывным решением является увеличение расходов на образование, науку и здравоохранение до 10% от ВВП в течение пяти лет. В прошлом году из государственного бюджета на образование, науку и здравоохранение было выделено порядка 3 трлн тенге, или 5,7% ВВП. То есть к 2023 году расходы госбюджета должны дополнительно вырасти на 5 трлн и превысить 8 трлн тенге", – сказал экономист Рахим Ошакбаев в разговоре с журналистом Informburo.kz.


Инфографика центра прикладных исследований "Талап"

Пока эффект от повышения минимальной зарплаты на экономику просчитать сложно. Эксперт Института мировой экономики и политики Сергей Домнин отмечает, что расчётов такого влияния не проводилось.

"Однако если принять за основу тезис, что в Казахстане инфляция издержек, то логично, что рост минимальной зарплаты должен привести к ускорению инфляции. Это подтверждают и материалы российских исследователей, которые отмечают связь между ростом МРОТ и средними по экономике зарплатами из-за эффекта "перетекания". В краткосрочном периоде динамика зарплат в бюджетном секторе влияет на динамику в частном. В конечном итоге растут издержки на фонд оплаты труда, и этот рост переходит в цены на потребительские товары", – отметил эксперт.

При этом опыт Украины, где чистый рост МЗП за последние пять лет был трёхкратным, а инфляция росла в среднем на 16% в год, показывает: при высокой инфляции влиянием МЗП на индекс потребительских цен можно пренебречь. Кроме того, рост минимальной зарплаты происходил вслед за ростом инфляции, а не предшествовал ему.

"Надеюсь, что разработчики предложения о повышении минимальной заработной платы достаточно глубоко проработали проблему и учли все основные плюсы и минусы этого решения, а также консультировались с НПП "Атамекен" и просчитали, как эффекты от этой инициативы повлияют на прибыльность частных компаний, в том числе малого и среднего бизнеса", – подчеркнул Сергей Домнин.

"7-20-25" и нехватка заявок

В Послании Президент также обратил внимание Кабмина и акимов на слабое участие казахстанцев в ипотечной программе "7-20-25". Спустя два месяца после старта было подано всего около 2 тысяч заявок.

По мнению экономиста Рахима Ошакбаева, есть несколько причин относительно невысокой популярности этой программы у населения. Одна из них может быть связана с системой очередей на социальное жильё. В Казахстане так называемых очередников сейчас около 220 тысяч. И, возможно, для них ожидание квартир от государства на льготных условиях выглядит привлекательнее, чем получение ипотеки. Ещё одна возможная причина – это необходимость делать взнос в 20% от стоимости жилья.

"Скорее всего, вот эта категория нуждающихся в жилье не обладает такими возможностями. Это серьёзный ограничивающий фактор", – отметил Рахим Ошакбаев.


Читайте также:
Кто получит миллион на первоначальный взнос по "7-20-25", будут решать акиматы

В своём выступлении Нурсултан Назарбаев поручил акимам активнее заниматься субсидированием первоначального взноса. В качестве примера он назвал Астану, где акимат реализует похожую программу.

Уже в понедельник, 8 октября, в ипотечной организации "Баспана", которая работает оператором "7-20-25", заявили, что бюджетники смогут получить жилищные сертификаты для уменьшения первоначального взноса. Средний номинал одного такого сертификата составит 1 млн тенге. Всего же на стимулирование населения для участия в ипотечной программе акиматы выделят не менее 50 млрд тенге, то есть сертификаты смогут получить порядка 50 тысяч человек.

Налоговая амнистия и реформа СЭР

Ещё одна важная часть Послания была посвящена налогам. Нурсултан Назарбаев предложил увеличить уголовную ответственность по налоговым нарушениям до 50 тысяч МРП, а также поручил реорганизовать Службу экономических расследований, передав её функции в Комитет финансового мониторинга Министерства финансов. Основной задачей обновлённого органа станет борьба с теневой экономикой, объём которой Кабмин должен за три года снизить как минимум на 40%.

Кроме того, 1 января 2019-го должна начаться налоговая амнистия для малого и среднего бизнеса: ему спишут пени и штрафы при условии уплаты основной суммы налога. По мнению политолога Уразгали Сельтеева, пока сложно сказать, насколько эти меры будут эффективны. Однако сам факт их выдвижения показывает две важные проблемы.

"Либо уже наблюдается значительный спад деловой активности, либо увеличиваются такие риски. Кстати, в июле текущего года было зафиксировано 20 крупных предприятий, находящихся на стадии ликвидации. На развитие бизнеса, особенно в сфере МСБ, однозначно влияют резкие колебания тенге. Очевидно, что растёт пессимизм и недоверие к национальной валюте. Гаснут или снижают обороты те предприятия, которые чаще проводят долларовые операции и зависят от импорта в своей работе", – отметил Сельтеев.


Фото informburo.kz

По мнению политолога, очевидно, что стали острее ощущаться недоимки в бюджете и потери от теневых потоков. Поэтому, скорее всего, призыв к сокращению теневой экономики как минимум на 40% имеет приблизительные расчёты и обоснования.

"То есть налоговая амнистия и усиление защиты предпринимателей от давления и преследований, с одной стороны, являются стимулирующими мерами к развитию бизнеса, с другой – это дополнительный инструмент по сбору "подвисших" налогов. В ряду стимуляторов также находятся те 600 миллиардов тенге, которые выделит Нацбанк для кредитования приоритетных производственных секторов и МСБ", – считает Уразгали Сельтеев.

Реформирование Службы экономических расследований, по мнению собеседника Informburo.kz, не несёт принципиальных изменений. Вероятно, предложение передать функции СЭР именно в Комитет по финансовому мониторингу исходило от нового министра финансов Алихана Смаилова. Его предшественник Бахыт Султанов предлагал вывести службу из Комитета государственных доходов в самостоятельную структуру.

"В любом случае она будет находиться в составе Минфина. Важнее то, что перед новым министром финансов поставлены чёткие приоритеты – увеличить динамику сбора налогов и активизировать нейтрализацию теневых потоков", – добавил Сельтеев.

Регионы будут развивать по "схеме"

Ещё один важный момент, который Президент упомянул в Послании, – это разработка "Прогнозной схемы территориально-пространственного развития страны до 2030 года", которая станет новой картой управляемой урбанизации страны.

На её основе Правительство сможет разработать новую Программу развития регионов до 2025 года, а также внесёт поправки в уже действующие госпрограммы "Нұрлы жол" и "Нұрлы жер". Их, напомним, тоже продлят до 2025 года.

"Эта программа (территориального развития. – Авт.) может стать стратегической и ключевой для казахстанской экономики на следующее десятилетие. Такого рода программы определяют конкретные варианты развития отраслей, регионов. Насколько я понимаю, на уровне регионов будут сформулированы основные потребности и точки роста", – говорит главный научный сотрудник Казахстанского института стратегических исследований Вячеслав Додонов.


Фото informburo.kz

В ней может найти отражение и проблема моногородов, которые сейчас переживают кризис из-за оттока населения и экономического застоя.

"Моногорода – это хроническая проблема во всех странах постсоветского пространства. То, что было эффективно в условиях единого хозяйственного комплекса СССР, стало зачастую неэффективно после распада экономических связей, изменения конъюнктуры. Некоторые города строили для разработки месторождений узкоспециальных, которые нужны были, например, для союзной электронной промышленности. Сейчас необходимости в таких материалах и разработках нет, а город стоит, и делать с ним что-то надо", – отмечает эксперт КИСИ.

По мнению Вячеслава Додонова, для каждого моногорода нужно искать своё решение. Где-то может помочь близкое расположение к мегаполису, а где-то перезапуск экономики. Однако в случае с узкоспециализированными населёнными пунктами ситуация сложнее, и здесь нужно стараться придать оттоку жителей более цивилизованную форму.

"По-хорошему, в пространственной схеме эти вопросы должны учитываться – оптимизация структуры населённых пунктов. Нужно проанализировать, какие населённые пункты жизнеспособны, а какие нет, и что с этим делать. (…) Урбанизация идёт и будет продолжаться. Поток населения будет идти в три наших мегаполиса", – добавил собеседник Informburo.kz.

Помогут ли промышленности деньги Правительства и банков?

Развитие промышленности, как и раньше, остаётся в приоритете. В Послании народу Нурсултан Назарбаев вновь обратил внимание на поддержку экспортёров в обрабатывающем секторе. На эти цели в течение следующих трёх лет Правительство выделит дополнительно 500 млрд тенге. Кроме того, Национальный банк предоставит долгосрочную тенговую ликвидность на не менее 600 млрд тенге для доступного кредитования проектов.

Но будут ли эффективны эти меры? Директор по развитию компании ARUM Capital Константин Жуковский считает, что ранее действовавшие меры смогли дать обрабатывающей отрасли стимул для роста.

"В 2016 году именно благодаря стимулированию сектору удалось удержать рост, и это на фоне падения реальных доходов и экономического спада. Да, цифра небольшая – за 2016 год объёмы выпуска выросли лишь на 0,7%, но в 2015-м этот показатель был ещё меньше – 0,2%. А если сравнить с состоянием в сырьевом секторе, в котором отмечалось трёхлетнее падение выпуска, то ситуация выглядит не такой уж пессимистичной", – отмечает эксперт.


Читайте также:
Нурсултан Назарбаев выступил с Посланием народу Казахстана

По словам Жуковского, в 2016 году производство простимулировали как раз с помощью вливаний в основной капитал. И благодаря этому предприятия обрабатывающего сектора смогли поддержать у себя рост производства. В 2016 году общий размер инвестиций составил 834 млрд тенге, что на 8% больше, чем в 2015-м.

"При росте цен на сырьё и постепенной стабилизации процессов в экономике можно ждать более существенного эффекта от инвестиций в обрабатывающую промышленность", – подчеркнул эксперт.

В свою очередь, эксперт Института мировой экономики и политики Сергей Домнин отметил, что выделение дополнительных средств на поддержку несырьевого сектора говорит сразу о нескольких тенденциях.

"Во-первых, о том, что в Правительстве и Администрации Президента сохранили приверженность тем принципам и методам стимулирования экономики, которые были выработаны ещё в середине 2000-х: субсидирование ставки, прямые инвестиции в проект государственного института развития", – подчеркнул собеседник Informburo.kz.

Также, считает Домнин, эти инструменты, по-видимому, считаются властями наиболее эффективными, и альтернативы им нет.

"Хотя эффективность этих мер – дискуссионный вопрос. Правительство доказывает, что благодаря таким мерам поддержки бизнеса сохраняются рабочие места, растёт производство на старых предприятиях и открываются новые. Если посмотреть на ситуацию с другой стороны, то господдержка, оказываемая в таком формате, стимулирует и не самые эффективные проекты и в целом позволяет оттягивать структурные реформы", – добавил эксперт ИМЭП.

Кроме того, Сергей Домнин обратил внимание, что, например, "Дорожная карта бизнеса" изначально была больше антикризисной программой, чем программой развития. Меры ДКБ – субсидирование ставки по кредитам и лизингу, государственные гранты, частичное гарантирование в приоритетных секторах – это специальные инструменты, которые не могут применяться постоянно, пока не решена задача снижения стоимости денег в среднем по экономике.

Новый фонд для индустрии

На государственной поддержке и дешёвых кредитах помощь промышленности в Послании не заканчивается. Для реализации прорывных проектов Президент страны предложил подумать над созданием Фонда прямых инвестиций в несырьевой сектор, который должен работать на принципах соинвестирования с частным бизнесом. Выделить на него планируют до 300 млрд тенге.


Фото informburo.kz

Главный научный сотрудник КИСИ Вячеслав Додонов отмечает, что такой инструмент развития промышленности в Казахстане раньше не применялся, но в мире уже успешно используется.

"Его назначение в том, чтобы точечно развивать отрасли, которые государство считает для себя важными. Государство, например, считает, что ему нужно развивать машиностроение или инновации. В эти отрасли можно направить средства фонда и под них привлекать частные инвестиции", – сказал Додонов.

Условия соинвестирования в фонде пока неизвестны, но объём в почти 2 млрд долларов позволит вкладываться в крупные проекты.

"Проблема нашей обрабатывающей промышленности в том, что у нас нет реально крупных производств. Нужны масштабные проекты, и они требуют больших средств. Фонд может в этом помочь", – подчеркнул эксперт.

За чей счёт инициативы?

Всего, по словам Нурсултана Назарбаева, финансовый вес инициатив превышает 1,5 трлн тенге. Однако средства эти должны принести эффект ещё больший и повысить уровень жизни казахстанцев.

Сразу после Послания, в тот же день, в Правительстве прошло расширенное заседание. На нём министры отчитывались о том, как планируют реализовать поручения главы государства. Министр финансов Алихан Смаилов сообщил, что возможности бюджета на обеспечение поручений главы государства уже просчитаны и оптимизации других расходов и ранее принятых обязательств государства не потребуется. Всего в течение предстоящих трёх лет на Послание выделят 1,226 трлн тенге.

Уже во вторник, 9 октября, на заседании Кабмина министр национальной экономики Тимур Сулейменов представил Общенациональный план по исполнению Послания. Всего там предусмотрено 100 мероприятий по решению шести основных задач.

"Своевременное исполнение Общенационального плана позволит обеспечить эффективную реализацию поручений, данных главой государства в Послании, направленных на улучшение благосостояния народа, и заложит основу для обеспечения социально-экономической стабильности в стране", – сказал министр нацэкономики Тимур Сулейменов.

После представления план был принят Кабмином единогласно.

Если вы нашли ошибку в тексте, выделите ее мышью и нажмите Ctrl+Enter