Прямой эфир Новости спорта

Новые технологии делают нас глупее?

Есть мнение, что интернет и развитие технологий негативно повлияли на наши привычки, интеллект, психику и память. На деле получается, что все не так однозначно.

Человека окружает огромное количество устройств и сервисов, благодаря которым держать в голове сразу много информации больше нет нужды. И это беспокоит многих. Упреками, что смартфон заменил книгу, вооружаются родители – 47% процентов американцев, согласно прошлогоднему исследованию Common Sense Media и SurveyMonkey считают своих несовершеннолетних детей зависимыми от смартфонов, что грозит развитием номофобии.

В среднем молодые люди тратят на телефоны 5 часов в сутки, проверяя состояние гаджета более 85 раз.

Социологи-алармисты утверждают, что скроллинг и свайпинг заменили долгое, вдумчивое чтение, и "ленточное" мышление сказывается на нашей способности запоминать и хранить информацию, а также выделять значимое. Говорят, мозг воспринимает доступность любых данных в любое время как “допинг”, без которого мы потеряем возможность усваивать знания.

Читайте также: Технологии, которые 10 лет назад считались выдумкой

То, что 30 лет назад казалось фантастикой, стало рутинной частью быта. Технологии пришли и прочно укоренились во всех сферах жизни: коммуникации, маркетинг, медицина, спорт, искусство, и это пугает (лучше сказать – раздражает) людей, которые технологиями пользуются и не в силах от них отказаться. Но так ли страшен чёрт?

Что такое технологии?

Пылесос – технология, автомобиль – тоже. Благодаря первому люди экономят время, которое раньше занимала уборка, второй помогает преодолевать расстояния или недоступные раньше, или потреблявшие невероятное количество времени. Все технологии по сути сводятся к увеличению продуктивности тех или иных действий с меньшими затратами труда и/или времени.

Сами по себе технологии в 19-м и начале 20-го веках предсказать было несложно: лошадь медленно едет из одного города в другой – нужно быстрее. Поэтому изобретут приспособление, которое заменит лошадь. Но за вторую половину 20-го века человечество, кажется, шагнуло на 150 лет вперед, изменились даже задачи фантастики и футурологии. "Предсказывать нужно не машины" – говорил популярный фантаст Питер Уоттс, дебютировавший в начале нулевых. – "А пробки на дорогах".

Читайте также: Что такое "умные" города и как они повышают качество жизни граждан?

Технологии изменили быт молниеносно в масштабах истории, но так органично для отдельного человека, что мы редко задумываемся о том, что тридцать лет назад нельзя было написать кому-то "на почту" и получить ответ практически мгновенно, не было Netflix, Facebook и Google, а для того, чтобы подружиться с человеком, нужно было общаться, а не кликать в "Добавить в друзья".

Первый компьютер весил 4,5 тонны и занимал целую комнату, смартфон – устройство куда мощнее и эффективнее, по сути компьютер с рудиментарными способностями телефона – помещается у вас в кармане. Мы можем мгновенно (всё дешевле и дешевле) связаться с человеком в любой точке земного шара, получаем больше фоновых знаний, но вместе с тем часто перегружаем мозг бесполезной, а то и вредной информацией.

Как технологии изменили медиа?

"В китайской провинции взорвался газопровод" – эта новость если и дошла бы до нас, то спустя неделю или даже месяц. Или на следующий год. Теперь – мгновенно. Мы смотрим на свою газплиту и думаем: а она не взорвётся? Медиа этим пользуются – они нуждаются в читателях – даже тогда, когда ни в одном Китае не взрывается ни один газопровод. Так появляются фейкньюз и прочие токсичные отходы интернета, которые с годами всё сложнее отделить от правды.

Читайте также: Журналистикой будущего будут заниматься роботы. Но людям в ней тоже найдётся место

Оксфордский словарь в 2017-м назвал fake news словом года. Это одна из главных проблем последних лет. Самое страшное в том, что под этим термином можно понимать что угодно: от ошибки корреспондента до откровенного вранья, от военной пропаганды и целенаправленной дезинформации до тонкой мистификации, формирующей мировоззрение общества. И опять двойное дно: общество и государство почти в каждой стране как бы против распространения фейков (кроме Северной Кореи), но каждый понимает борьбу по-разному. Кто-то, например, борется с фейками, создавая фейки.

Второе рождение термин пережил в 2017-м, когда Трамп назвал fake news публикации о том, что Россия могла быть причастна к подтасовке результатов на выборах, а существует это слово давно – больше 120 лет.

Читайте также: Facebook потерял 100 млрд долларов из-за утечки данных. Что знает о вас самая большая социальная сеть?

Мир технологий – это мир постправды. Неважно, кто виноват, а кто прав – целью производителей любого контента становится производство контента, а не донесение какой-либо информации. Неважно о чём, главное говори, а не то скажут другие. К примеру, один из топ-менеджеров медиа из числа казахстанской "большой тройки" – Tengrinews.kz, Nur.kz и Zakon.kz – в личной беседе ответил на вопрос о целесообразности производства контента сомнительного качества так: "Это интересно людям, старина. Если не мы, это будет делать кто-то другой".

Как технологии меняют привычки и коммуникации?

Говорят, аутентичность общества, – то, что Беньямин называл "аурой" – безвозвратно утрачена. Интерес к скорости, а точнее даже ускорению времени, коммуникаций, доставки информации, по словам доцента кафедры теоретической социологии и эпистемологии ИОН РАНХиГС Дениса Сивкова, исчезает едва ли не мгновенно. Получая новую скорость, мы теряем возможность оценить изменения, сравнить её со "старой". Как только человек обрёл возможность говорить с кем угодно на любом расстоянии или достать любую информацию о чём бы то ни было несколькими движениями пальца по экрану, ему стало казаться, что этого мало.

Гаджеты заменяют людям людей, помогая не чувствовать себя одинокими, находясь в одиночестве, чем изолируют человека от общества. Снижается способность концентрироваться, страдает долговременная память и прочее, прочее – интернет забит статьями об опасностях интернета для детей и взрослых.

Стандартная картина: компания друзей за столиком в кафе, каждый в своём смартфоне. Или так: вы долго общаетесь с человеком в мессенджере, даже дружите, делитесь чем-то интимным, личным, а встречая его "в реале" несмело протягиваете руку и говорите: "Здравствуйте". Оставаясь частью ядра личности, сетевая аватара человека по сути – нечто от него отдельное.

Технологии развиваются так быстро, что стирается возможность передачи, преемственности опыта. Отец или мать больше ничему не могут научить ребенка. Достигая возраста встраивания в социальность (в нулевых первый мобильник появлялся у человека в средней школе, в 10-х планшет с постоянным доступом на YouTube есть практически у каждого детсадовца), ребёнок становится частью нового социального опыта и это родителям приходится его догонять. Поднимите руку, кто не учил маму пользоваться WhatsApp.

Развитие технологий – это однозначно плохо?

Нет. Важно понимать, что вместе с "пробками на дорогах", технологии создают и новые автострады в коммуникациях. Так, например, объекты цифрового серфинга стали предметом обсуждений, заменив кино и книги. Люди не перестали говорить друг с другом: они теперь говорят о другом и по-другому. Привычки и принципы взаимодействия людей не исчезают, но видоизменяются, подчас до неузнаваемости.

Читайте также: Работать не по специальности нормально. Жизнь меняется быстрее, чем мы успеваем получить образование

Любой технический или технологический объект (по Арнольду Гелену) – это своего рода протез, нечто компенсирующее собственную человеческую недостаточность, а человек недостаточен, не завершен в "заводских настройках". У нас нет клыков, мы не можем бегать так быстро, как бегает леопард, наши взаимоотношения не регламентированы природой. По крайней мере, мы считаем, что формула "рождение – охота – размножение – смерть" не про нас или не совсем про нас. Человек – единственное на земле животное, способное думать о том, чего нет. Исходя из этого и социальные институты, и технические объекты (которые до этого были идеями) в равной степени становятся инструментами компенсации человеческой "природной" (здесь в кавычках) недостаточности и помогают человеку развиваться.

Социальные сети и сетевое эго

Технологии, а в частности социальные сети, создают новую архитектуру приватности. Мы выбираем, что смотреть и что показывать в социальных сетях, а гаджет иногда помогает нам создать или оградить личное пространство. Возвращаясь к "сетевому представительству" человека: чтобы понять проблему или решить, нужно пропустить её через себя. И это психотерапевтическое "пропускание" в сети дается человеку куда лучше, чем оффлайн. Агрессия, душевный эксгибиционизм или плакатная борьба с чем-либо помогают человеку выговориться, реализовать себя и стать спокойнее и увереннее в себе в реальной жизни.

Экономика и деньги

Происходит замена труда человека на работу машин – люди меньше работают, увеличивается степень свободы человека, появляется разнообразие в работе и возможность выбора деятельности. Большинство населения в развитых странах стало работать в сфере услуг (в том числе сложных: информационных и финансовых), а не в промышленности и сельском хозяйстве. Повысился уровень образования, открываются учебные заведения.

Читайте также: На кого идти учиться, чтобы прилично зарабатывать в Казахстане? Монологи успешных людей

Технологии отражаются и на том, как мы получаем и тратим деньги. Согласно исследованиям, человек тратит больше, если платит с карточки; эмоциональная ценность "живых" денег постепенно исчезает. Почти все физические объекты – бумажные деньги, письма – уходят в онлайн. То есть не исчезают, но видоизменяются, как и старые типы коммуникаций.

Знакомства и секс

К примеру, никто больше не знакомится на улице. В эпоху Tinder (и харрасмента) это выглядит неуместной архаикой. Изменились и сексуальные предпочтения и само понимание секса, так как эта тема почти выведена из разряда социальных табу (а ещё есть порно – пока вы дочитали до этого места, в мире сняли несколько фильмов для взрослых). И всё это кажется нам нормальной частью ускоряющейся жизни, мы, как уже было сказано выше, не способны сравнить.

Другие сферы

Развитие технологий видоизменяет мир маркетинга (самое очевидное: анализ личных данных и, как следствие, персональная реклама – привет, Трамп!). Меняют медицину, где стали возможны сложные операции на мозге или сердце, трансплантация и создание искусственных органов и даже редактирование генома (а ещё ИИ диагностирует когнитивные расстройства). Меняют спорт и творчество (приведу в пример музеи современного искусства с VR/AR-технологиями), встраиваются в быт и конструируют его. Можно разогреть еду без микроволновки? Очевидно. Но зачем?

Хайдеггер, споря и с левыми, и с правыми социологами, говорит: техника сама по себе не может быть губительной, нет никакого демонизма техники, но есть тайна её существа, смысл и замысел создания. Она создана, чтобы изменить человека и не отчуждается от природы человека, и не подчиняет его себе, но становится органической частью этой природы.

Как технологии влияют на память?

Первая попытка отрефлексировать влияние поисковиков на нашу способность запоминать и обрабатывать информацию была предпринята в 2008 году. Журналист Николас Карр задался вопросом "Делает ли Google нас глупее?", и это эссе с неутешительными выводами получило большой резонанс в обществе. А исследование под названием "Влияние Google на память: когда информация всегда доступна", результаты которого были опубликованы в 2011, говорит о том, что "доступность" информации действительно влияет на способность запоминать.

Читайте также: Google хранит гигабайты ваших данных. Как проверить, что именно он о вас знает?

Суть вот в чём: испытуемых разделили на две группы и предложили каждой из них запомнить одинаковое количество информации. Одной из групп при этом сообщили, что они смогут подсмотреть эту же информацию в интернете, второй предложили полагаться только на память.

Эксперимент показал, что вторая группа запомнила предложенную информацию куда лучше. Это назвали "Эффект Google", и заключается он в том, что человек, знающий, что в любой момент может вернуться к информации, перекладывает ответственность за её хранение на внешний источник. Мало того, узнав, что помнить что-то больше не нужно, первая группа забывала о предмете эксперимента, мозг мгновенно помечал информацию как "ненужную".

Но самом деле и тут не произошло ничего нового – трансактивная память (коллективная память семьи, племени) существует примерно столько, сколько существует человек разумный. Эффект Google появился задолго до того, как придумали Google. Зная, что один член группы владеет информацией в той или иной сфере, другие члены группы предпочитали эту информацию не запоминать, чтобы не забивать себе голову.

В 21-м веке информации стало в сотни, а то и тысячи раз больше и увеличившаяся когнитивная нагрузка мешает нам переводить получаемую информацию в знания, а из-за того, что когнитивные фильтры расшатаны, мы рискуем потерять или не понять что-то важное, но есть вероятность, что нужно просто перестать сражаться с новым временем и просто принять помощь машин как факт. Иначе получается, что если вам нужно будет добраться из точки А в точку Б за сотни километров, а из средств передвижений будут предложены внедорожник или осёл, вы ничтоже сумняшеся выберете осла.

Кстати: некоторые исследователи уверены, что мы видим цветные сны именно благодаря технологиям. В 2008 году в исследовании, проведенном, в Университете Данди в Шотландии обнаружили, что взрослые в возрасте старше 55 лет, которые выросли в семье с черно-белым телевизором, чаще всего видят черно-белые сны.

Алармисты говорят: чем меньше мы тренируем тело и мозг, отдавая часть решений и действий на откуп машинам, тем меньше развиваемся, а в конце концов и пальцем пошевелить не сможем без помощи поискового робота (Ok, Google! Как пошевелить пальцем?). Но если подумать, то феномен, называемый "ловушкой удовольствия" (когда мозг выбирает самый простой и не трудозатратный вариант действий, работающий как еда и секс) – это логичный когнитивный механизм.

Осёл или внедорожник?

Ведь пластичность – одно из главных свойств мозга и под влиянием технологий способы и методы потребления информации о реальности действительно деформируются, меняются. Но технологии сами по себе не лишают нас памяти, не подчиняют и не захватят мир (прости, Skynet), всё всегда будет зависеть только от каждого отдельно взятого человека. Кто-то способен анализировать действительность, делать правильные выводы и в условиях постоянно меняющейся реальности получать новые навыки (скорость принятия решений, скорость оценки информации на предмет полезности и пригодности), а кто-то – нет, вне зависимости от того, каким темпами развивается искусственный интеллект.

Поделиться:

  Если вы нашли ошибку в тексте, выделите её мышью и нажмите Ctrl+Enter

  Если вы нашли ошибку в тексте на смартфоне, выделите её и нажмите на кнопку "Сообщить об ошибке"

Новости партнеров