Перемен!

Мир медиа и вокруг медиа постоянно меняется. Меняются технологии, привычки потребления, меняются требования к журналистам, усиливается давление со стороны государства, бизнеса, пользователей. Добавьте сюда необходимость постоянно искать новые способы зарабатывания денег и поймете, что у тех СМИ, которые отказываются меняться, нет будущего. Впрочем, у СМИ в традиционном понимании будущего нет вовсе.

Журналистика в том виде, какой мы её знаем, как умение составлять тексты, или видеокадры, или давать информацию каким-то другим доступным человеческому восприятию способом – легко подвластна освоению искусственным интеллектом. “Журналистика – это творчество!” – говорят. Утверждают: “Роботы не справятся”. Но это не так. Роботы уже справляются, поэтому медиа нужно не только меняться вслед за меняющейся реальностью, но и предсказывать эти изменения.

Важно: все предположения в этом материале сделаны нами на основе уже имеющихся и, честно говоря, довольно скудных данных, а также исходя из анализа вектора развития медиа сегодня. Но это не математика, исходные данные не являются константой, так что, возможно, всё, что вы прочтете – полная чушь.

Персонализация, таргетинг, роботы

10 человек вбивают в поиске один и тот же запрос, например, "Зоопарк", и результаты выдачи будут у всех разные. Будут учтены предыдущие запросы, то, с какого устройства задается поиск, какие темы больше интересуют пользователя, на каком языке он больше читает и так далее. На дворе 2018-ый и лента в Facebook или Instagram у каждого своя – социальные сети при помощи специальных алгоритмов подбирают для пользователя тот контент и в той последовательности, которая ему подходит наилучшим образом, исходя из анализа его поведения.

Но пока персонализация касается только уже готового контента. Кирпичики уже есть, просто их складывают в разные фигурки. Следующий этап: производство готовых фигурок –индивидуально для каждого. У каждого будет свой, специально для него созданный медиаконтент. Вместо одной ленты для всех, медиа будут генерировать новостной поток для каждого. Есть даже версия, что Google будет в ответ на поисковый запрос давать только один ответ – но абсолютно точный, так как он лучше человека, делающего запрос, будет понимать, что именно тот ищет.



Всего этого СМИ не добиться, если они не научатся изучать свою аудиторию и соответствовать её ожиданиям. Таргетинг – суть медиабизнеса будущего. СМИ выживут только потому, что научатся таргетировать аудиторию точнее, чем социальные сети. СМИ научатся сообщать немного, то, что важно и тому, кому это действительно нужно. Тем самым средства массовой информации превратятся в средства персонального информирования.

31 октября в Алматы мы проводим медиаконференцию ЦЕХ, на которой обсудим, как современные медиа могут изучать свою аудиторию и максимально эффективно дистрибутировать свой контент. Помимо informburo.kz, выступят представители Nur.kz, Лайфхакера, Тинькофф-Журнала, американских изданий Texas Tribune и Denver Post. Приглашаем всех, кому интересна эта тема.
Подробности здесь. Купить билет тут.

Привычные нам ленты новостей будут делать роботы. Всё, что можно алгоритмизировать будет отдано на откуп искусственному интеллекту. Уже сейчас роботы пишут новостные заметки, посвящённые торгам на фондовой бирже или результатам спортивных матчей. Уже сейчас роботы отвечают на стандартные запросы и модерируют 80% комментариев. Роботы учатся гораздо быстрее не только человека – быстрее человечества. Они будут писать лонгриды, сценарии фильмов и сериалов, снимать, монтировать видео, делать фото и наговаривать аудиоподкасты. А что останется человеку?

Мультиплатформенность, информационная гигиена и фактчек

Есть такое выражение "Из каждого утюга". Оно носит пока ещё фигуральное значение. Но в скором времени (вы даже не представляете, насколько близко это будущее) так и будет – новости, информация будут настигать потребителя из каждого утюга. При этом никаких утюгов, конечно, уже не будет.

Потребитель хочет получать информацию где угодно, когда угодно и такую, какую ему угодно. И медиа пойдут за потребителем – пойдут дальше, чем сейчас. Задачей медиа будет настигнуть потребителя там, где ему удобно и откликнуться в любой момент, когда он захочет.

Поэтому отдельных, скажем, материнских платформ, на которых будет происходить потребление, уже не будет. Медиа должны превратиться не в площадки, а в кроссплатформенные и метаконтентные бренды. Читатель не будет заходить на сайт, не будет включить телевизор, не будет разворачивать газету. И бывший сайт, и бывший телеканал, и бывшая газета – все будут в одном месте и во всех местах одновременно. И они будут подстраиваться под каждую среду.



Потокового потребления больше не будет. Не будет и порционного потребления. Перестанет существовать видео по запросу. Всё, чем мы занимались последние годы, не проживёт и 50 лет. Медиа станут распределёнными, мультиканальными, распылёнными и сосредоточенными одновременно.

Объём информации постоянно и многократно возрастает. Человек уже начинает захлёбываться от обилия информации и, в конце концов, он начнёт искусственно ограничивать своё медиапотребление. Но поскольку человек слаб, ему будет нужна помощь. И выиграют те медиа, которые будут помогать своим потребителям ограничивать этот поток. Медиа научатся оценивать возможности каждого из нас по приёму информации в то или иное время. И будут давать информационный поток в дозированном виде, помогая потребителю соблюдать информационную гигиену.

Медиа должны будут делать отбор для каждого не только в соответствии с его интересами и предпочтениями, не только исходя из результатов проверки достоверности информации, не только ориентируясь на то, что действительно важно знать человеку, даже если он об этом не подозревает – но и оберегая потребителя.

Журналистика не умрёт. Она перестанет быть журналистикой в том виде, в каком существовала на протяжение пары веков. Искать, обрабатывать и излагать информацию – вот чем занимались журналисты во все времена. В будущем основной задачей масс-медиа будет не информирование, а отбор, а главное – проверка достоверности информации. Отобрать важное. Убрать ложное. Вот чем будут заниматься журналисты. Роботы или люди – не суть важно.

Фактчекинг – единственное, что не изменится в профессии и через пятьдесят, и через сто лет. Однако ответить на вопрос "Что такое достоверность" будет всё сложнее и сложнее, потому что даже сейчас аргументы вроде "есть фото и видео" уже почти ничего не значат.

Метапродукт

Журналистика всегда была текстоцентричной. В основе любого журналистского материала, даже если говорить о телевизионном репортаже или документальном фильме, лежит текст. Есть предположение, что через сто лет ситуация в корне изменится.

Журналисты будут мыслить образами, готовыми блоками, включающими в себя все виды упаковки и передачи информации, включая и те, которые нам сегодня неизвестны. И если сейчас текст до сих пор в авангарде, хотя бы потому, что огромное количество людей потребляют контент с помощью поисковых машин, которые технологически заточены на текст, то, положим, через сто лет, когда изменятся привычки и тип медиапотребления, в тексте необходимости уже не будет. Контентмедиа превратится в метапродукт.

Он будет создаваться не в готовом, не в окончательном виде. Потребитель будет получать информацию, которая не создана в "удобном ему формате и месте", а трансформируется в процессе потребления. Таким образом, медиа будут делать "болванки" историй, а потребитель доделывать их у себя в голове, то есть потреблять контекст потребления. Потребление медиапродуктов станет метапотреблением.



С чего начнётся история, как она будет называться, на какой странице или минуте наступит кульминация – всё это будет определять сам потребитель. Вероятнее всего, с помощью пресловутых роботов. Вообще, будет уже трудно понять – где решения, принятые человеческим разумом, а где – его помощником, ИИ. Поэтому скорее всего превращать метамедиа в медиа будет симбиоз человеческого и искусственного разума.

Начинались медиа как "одно для всех" – глашатай на площади зачитывал всем императорский указ. А завершится эта эволюционная цепочка полным преобразованием в совершенно новое явление. Именно метапотребление и ознаменует это перерождение.

Каждый из нас станет центром мироздания, вокруг которого будут крутиться медиа. И это сделает информационный пузырь ещё крепче, стенки этого пузыря станут железобетонными, и их уже нельзя будет проколоть, их надо будет разбивать кувалдой. А значит, медиа будут озабочены тем, как рассказать человеку то, чего он не хочет, убедить узнать то, с чем он не согласен, но в форме, которую он воспримет, которая ему понравится и не вызовет отторжения (и думать об этом нужно уже сейчас).

Материал основан на выступлении главного редактора informburo.kz Михаила Дорофеева на Форуме Лидеров Группы компаний "Верный Капитал" 5 октября 2018 года.

Читайте Informburo.kz там, где удобно:

Facebook | Instagram | Telegram

Если вы нашли ошибку в тексте, выделите ее мышью и нажмите Ctrl+Enter