Статистика Covid-19
в Казахстане:
Заразились:
176 973
Выздоровели:
159 486
Умерли:
2 472 (24.01.2021)
Коронавирусная
пневмония:
Заразились:
47 421
Выздоровели:
35 149
Умерли:
552 (24.01.2021)

Facebook потерял 100 млрд долларов из-за утечки данных. Что знает о вас самая большая социальная сеть?

Скандал с Cambridge Analytica подстегнул интерес к тому, что социальные сети знают о нашей жизни. Мы рассказываем, как сохранить анонимность в Facebook.

Крупнейшая в мире социальная сеть Facebook оказалась в центре международного политического скандала. Пользователи участвуют во флешмобе по удалению своей страницы #deletefacebook, который запустил один из разработчиков WhatsApp (этот мессенджер тоже принадлежит Марку Цукербергу) Брайан Актон. К акции протеста присоединился даже Илон Маск. За две недели рыночная капитализация компании снизилась примерно на 90 миллиардов долларов, это почти 20% от общей суммы. Падение стоимости акций Facebook началось после того, как The New York Times и The Guardian опубликовали расследование о незаконном использовании личных данных пользователей соцсети третьими лицами. Informburo.kz рассказывает, в чём конкретно обвиняют крупнейшую социальную сеть и Марка Цукерберга лично и какие данные вы отдаёте Facebook, хотя можете и ограничить их поступление.

В чём суть расследования?

Бывший сотрудник британской политико-консалтинговой фирмы Cambridge Analytica, специалист по анализу данных Кристофер Вайл рассказал, что ещё в 2014 году его компания получила личные данные более 50 млн пользователей Facebook, которые собирало приложение thisisyourdigitallife ("это ваша цифровая жизнь").

Обновление

Марк Цукерберг во время конференц-колла с журналистами заявил, что Cambridge Analytica могла получить доступ к данным 87 млн пользователей Facebook, а не к 50, как сообщалось ранее. Более того, по словам основателя соцсети, под угрозой неправомерного доступа до последнего времени и вовсе были данные большинства из 2 млрд пользователей Facebook.

Приложение thisisyourdigitallife разработал профессор Кембриджского университета Александр Коган. Программа предлагала небольшую сумму за участие в индивидуальном тестировании, его прошло чуть более 270 тысяч человек. У отвечающих на вопросы спрашивалось разрешение на использование их личных данных в научных целях. Но с помощью Facebook API приложение получало доступ к данным их друзей в соцсети, чьи настройки приватности это позволяли.

Пользуясь расплывчатыми формулировками правил доступа к информационной системе социальной сети, компания Cambridge Analytica заявила, что пользовательские условия Facebook были полностью соблюдены. На момент функционирования thisisyourdigitallife протоколы безопасности социальной сети действительно позволяли получать данные пользователей через их друзей для удобства рекламодателей.

Компания Cambridge Analytica основана миллиардером Робертом Мерсером. В 2011 году Мерсер вложил 10 млн долларов в новостной портал Breitbart News, а сооснователем стал один из главных стратегов Белого дома Стив Бэннон. За годы существования портал стал одним из самых крупных среди политических сайтов по числу подписчиков в "Фейсбуке" и "Твиттере". Считается, что тандем благодаря потенциалу в пиаре и обработке больших данных имеет возможности и амбиции менять политические взгляды в масштабах целой страны. Их подозревают в причастности к выходу Великобритании из ЕС.

Facebook в 2015 году узнал о том, что личные данные пользователей оказались у третьих лиц, но не сообщил об этом пострадавшим пользователям. Правила работы приложений были ужесточены, thisisyourdigitallife заблокировано, а представителям компании Cambridge Analytica выслано письмо с требованием удалить пользовательские данные.

В марте 2018 года выяснилось, что Cambridge Analytica и аффилированная с ней Strategic Communication Laboratories не удалили данные полностью и использовали их в политических целях как минимум дважды. В 2015 году Cambridge Analytica помогала в президентской кампании сенатору Теду Крузу, а в дальнейшем – Дональду Трампу. Полученный массив персональных данных помог этой компании разработать индивидуальные психологические профили, которые использовались для создания узкотаргетированных сообщений с целью склонить сомневающихся проголосовать за соответствующего кандидата.

Парламентский комитет Великобритании попросил Марка Цукерберга дать показания о том, как Facebook получает, хранит и защищает данные пользователей. С разрешения Верховного суда в офисах компании Cambridge Analytica в Лондоне прошли обыски. Генпрокурор штата Массачусетс Мара Хелей объявила о начале расследования в отношении Facebook и компании Cambridge Analytica. О начале собственного расследования инцидента объявила и Федеральная торговая комиссия. Сенатор Рон Уайден потребовал от Цукерберга назвать каждый случай за последние 10 лет, когда сторонняя компания нарушила правила конфиденциальности Facebook при сборе данных о пользователях. Иски против Facebook подали адвокаты Нью-Йорка и штата Массачусетс и инвесторы из Сан-Франциско. В рамках судопроизводства адвокаты запросили у соцсети информацию о том, какие оповещения получают пользователи об использовании их персональных данных

Некоторое время Марк Цукерберг хранил молчание, но 22 марта на своей странице в социальной сети признал допущенные ошибки и пообещал принять меры, чтобы подобного в дальнейшем не происходило. Основатель социальной сети Facebook заявил, что компания проанализирует все приложения, которые имеют доступ к информации пользователей. В интервью Vox.com основатель Facebook признал, что на решение проблем уйдёт несколько лет, а штат сотрудников, работающих над безопасностью соцсети, придётся увеличить вдвое.

Читайте также:
За что критикуют Facebook и как он развивается в Казахстане?

Зачем о нас собирают информацию?

Любой сервис, который предлагает бесплатные услуги, зарабатывает на своих пользователях. Самый распространённый способ заработка – это продажа рекламы, чего не скрывает Facebook. Прибыль социальной сети зависит от количества её аудитории и от того, как дорого можно продать рекламу.

Главным капиталом социальной сети становится аудитория и собранные о ней данные. Пользователи обменивают сведения о себе на удобства, предлагаемые социальной сетью – общение с друзьями, новости, познавательные каналы и развлечения.

Посещение различных страниц, лайки, репосты записей, – в общем, любое действие в сети может сказать многое о каждом. Не обязательно даже заполнять все колонки в анкете аккаунта. Алгоритмы социальной сети отслеживают и обрабатывают огромные массивы данных о своих пользователях и могут с высокой точностью предугадать примерный пол, возраст, любимую музыку, род деятельности, используемый транспорт, любимый вид досуга и часто посещаемые места. Сведения о предпочтениях и потребностях людей позволяют рекламодателям находить именно свою целевую аудиторию.


Скриншот Facebook


Чем релевантнее выдаваемая реклама, тем больше прибыли приносит каждый её просмотр рекламодателю. Последние полтора года реклама в Facebook дорожала, но при этом улучшались инструменты настройки целевой аудитории. Из-за скандала с данными цены значительно снизились, следом снизилась и эффективность.

Кроме того, сбор данных используется для формирования индивидуальной "умной" ленты для каждого пользователя – это один из способов удержать имеющуюся аудиторию и привлечь новую. Алгоритм новостной ленты отсеивает менее интересный контент и показывает дополнительный, содержащий в себе популярные статьи, видео и фотографии, которые могут понравиться именно данному пользователю.

"Умная" новостная лента делает максимально комфортным посещение сети. У пользователя больше мотивации задержаться в соцсети, листая новости и попутно просматривая дополнительную рекламу. Побочный эффект этой функции в том, что Facebook для каждого превращается в изолированный пузырь предпочтений.

Люди с разными интересами и из разных и слоёв общества могут видеть свой разный Facebook. Социальная сеть дробится на множество виртуальных деревень со своими общими проблемами и точками зрения. Если иметь личные индивидуальные портреты людей, входящих в такие группы, становится проще спрогнозировать их действия и мотивы в определённой ситуации. Это даёт неоспоримое преимущество в таргетинге рекламы, а в случае скандала с компанией Cambridge Analytica – политической рекламы. В отличие от телевизионной или печатной рекламы содержание объявлений в Facebook куда менее строго регулируется законодательством, а в некоторых странах – и вовсе бесконтрольно. На таких объявлениях нет пометки, что они преследуют политические цели, также неизвестны их источники финансирования.

Вопрос о регулировании подняла корреспондентка CNN Лори Сигал 21 марта во время встречи Марка Цукерберга с журналистами. Она спросила, не боится ли основатель Facebook регуляции со стороны государств, и Марк ответил: "Вообще-то я не уверен, что нас не должны регулировать. Я думаю, вопрос скорее в том, какой должна быть правильная регуляция, а не в том, должна ли она быть вообще". Впрочем, сам Цукерберг ещё не представляет, как должны выстраиваться отношения крупных социальных сетей и государства. В интервью Wired он более подробно объяснил, что для контроля контента в интернете необходимы не жесткие нормы, а "направляющие".

Совокупность отсутствия контроля, неясностей в правилах доступа к индивидуальной информации и удобство в контакте с большими массами пользователей позволили компании Cambridge Analytica продвинуться в области политической рекламы до уровня, когда появляется возможность влиять на убеждения и видение картины мира.

О технологии, разработанной Cambridge Analytica, политолог Руслан Жангазы рассказывает, что на основе собранной информации в соцсети можно не только спрогнозировать поведение, но и скорректировать его в нужном для заказчиков направлении. Например, сформировать политические предпочтения или определить электоральное поведение.

“Сильнейшим конкурентным преимуществом компании Cambridge Analytica является передовой высокоточный аналитический инструментарий, используемый как в маркетинговых, так и в политических целях. В частности, речь идет о симбиозе трёх методов: технология психографического профилирования, сбор и аналитика огромных массивов неструктурированных данных Big Data из соцсети и современные маркетинговые подходы в интернете, так называемая таргетированная реклама”, – рассказывает Руслан Жангазы.

Насколько эффективны методы Cambridge Analytica, судить довольно сложно. Считается, что в некоторых случаях можно гарантировать результат в 100%, но на сегодняшний день достоверно известно только про два факта работы этой компании. В 2015 году сенатор Тед Круз проиграл президентскую гонку даже при поддержке Cambridge Analytica, но уже через год Дональд Трамп был избран президентом, несмотря на то, что его оппонента Хиллари Клинтон поддерживали государственный аппарат и политическая элита США, а против самого Трампа иногда высказывались даже его сопартийцы.

Довольно сложно судить, насколько реально использовать манипулятивные технологии в Казахстане. На примере партии ДВК, которая существовала преимущественно в интернете, а теперь под запретом и признана экстремистской на всей территории Республики, становится ясно, что спецслужбы ведут работу в этой области. Впрочем, Руслан Жангазы считает, что в реалиях Казахстана довольно сложно влиять на общественное мнение при условии, что зачастую лоббировать чьи-то интересы намного проще, договариваясь на местах.

"Во-первых, около половины населения нашей страны всё еще проживает в аулах, где нет интернета вообще. А это означает, что современные технологии не смогут обеспечить так называемую репрезентативную выборку, то есть пропорциональную представленность всех социальных групп, в том числе в географическом разрезе. Это крайне важно, так как данная технология предполагает масштабирование результатов своих исследований на весь электорат.

Во-вторых, особенности политического процесса. Понимаете, у нас политический процесс, и его высшая стадия – электоральные процессы управляются административными методами, а не технологическими", – утверждает политолог.

Читайте также:
Игорь Минтусов: Кейс с утечками данных из Facebook повлияет на демократический процесс выборов

Что о нас известно и как мы это отдаём?

Официально Facebook использует базы данных для развития своего продукта и собирает абсолютно всё, что позволяют протоколы безопасности устройства и сами пользователи, давая разрешения при установке приложения на телефон либо при регистрации в социальной сети.

Социальная сеть может получить некоторую информацию, сопоставив данные, полученные от его контактов. Например, номер телефона можно узнать из записных книжек друзей, также Facebook может получить доступ к SMS и истории вызовов. В некоторых случаях приложению даже не нужно запрашивать разрешения на это.

Разработчик из Новой Зеландии Дилан Маккей неожиданно для себя обнаружил, что социальная сеть отслеживает историю вызовов и SMS, когда выгрузил со специальной страницы "Фейсбука" архив данных. Позже выяснилось, что на телефонах, работающих на ранних версиях платформы Android, система автоматически давала доступ к сообщениям и звонкам при запросе телефонной книги. Предположительно, в прошлом году компания Google устранила недочёт, но сколько разработчиков успели этим воспользоваться и какое количество людей обнародовало свои данные, неизвестно.

Где Facebook хранит информацию о вас, и что в ней есть интересного?

Чтобы скачать все данные о вас, которые собрал Facebook, нужно зайти в настройки. Автоматически откроется раздел "Общие" и внизу будет едва заметная кнопка "Скачать копию ваших данных на Facebook". От вас потребуется пароль и терпение, пока соцсеть соберёт информацию и выдаст ссылку на скачивание архива. Время ожидания зависит от вашей активности и количества выкладываемых фотографий в социальной сети.

Скачанный файл можно распаковать в любом архиваторе. Внутри будут несколько папок с вашими фотографиями, видео и сообщениями, но более структурированно можно посмотреть, открыв файл index.htm через любой браузер. Откроется страница, в которой по разделам в хронологическом порядке с момента регистрации в Facebook можно посмотреть всю информацию, которую социальная сеть получала от вас, а также все ваши действия, включая то, с каких устройств и под какими IP-адресами на тот момент вы пользовались соцсетью. Единственное, чего не хватает, – это данных о геолокации, но разработчики Facebook обещают, что в будущем такой раздел появится.

В разделе "Контактная информация" будут все ваши контакты, включая те, что уже давно удалены, а в некоторых случаях там же будут данные о звонках и сообщениях. В разделе "Друзья" будет список: ваших друзей; тех, кому вы отправили запрос о дружбе; чьи запросы отклонили; кто есть в подписчиках; те кого удалили из друзей. Напротив каждого имени ставится дата первого контакта.

Самые интересные разделы – это Ads, где хранятся данные о ваших рекламных предпочтениях и взаимодействиях с рекламодателями, и "Приложения" со списком программ, получивших доступ к вашей странице. Лучше данные разделы открывать непосредственно в социальной сети, чтобы можно было подкорректировать или полностью удалить.

Что о вас думает рекламодатель, и что с этим можно сделать?


Скриншот Facebook


Чтобы узнать, какими характеристиками вашей личности социальная сеть руководствуется, предлагая рекламу, нужно в настройках открыть раздел "Ваши рекламные предпочтения". Он разделён на 5 частей, при этом каждый раздел можно подкорректировать на свое усмотрение:

  1. Ваши интересы. Он состоит из 14 категорий, в которых перечисляются ваши рекламные предпочтения в соответствии с вашими вкусами в сфере развлечений, профессиональными и спортивными интересами, местами, где вы побывали, и то, чем вы там занимались. Также там есть данные о семейном положении, образовании, увлечениях и образе жизни. Обычно категории пополняются после того, как вы переходите по рекламным ссылкам, устанавливаете какое-либо приложение, ставите "нравится" или комментируете записи на тематических страницах.
  2. Рекламодатели, с которыми вы взаимодействовали. В разделе перечисляется, у каких рекламодателей есть ваша контактная информация, какая реклама, размещённая ими, вас заинтересовала и какие сайты, использующие технологии Facebook, вы посещали. При желании категории можно почистить, а к рекламе, на которую вы нажимали, есть возможность оставить комментарий.
  3. Ваши данные. В разделе перечисляются категории, по которым рекламодатели идентифицируют вашу личность. Список собирается, основываясь на информации, которую вы указали в профиле, различных взаимодействиях, используемых устройствах, приверженности к какой-либо точке зрения или технологии и так далее. В зачёт идёт даже месяц рождения. При необходимости пункты можно удалять.
  4. Настройки рекламы. В разделе можно указать, хотите ли вы, чтобы Facebook присылал вам рекламу в соответствии с вашими интересами как в соцсети, так и на других сайтах и в приложениях, которыми компания Facebook не владеет. Также можно настроить, будут ли видеть ваши друзья рекламу, на которую вы реагируете. Если отключить все пункты, реклама никуда не исчезнет, просто её тематика будет выбираться случайным образом.
  5. Скрыть темы рекламы. Раздел состоит всего из трех пунктов: это алкоголь, воспитание детей и домашние животные. Показ нежелательной тематики можно отключить на полгода, год и навсегда. Там же можно написать сообщение разработчикам, если хочется добавить в блокировку какую-либо тематику по своему усмотрению.

Доступ приложений к странице

Чтобы узнать, какие приложения, сайты и игры когда-либо получали доступ к вашей странице, нужно в "Настройках" открыть раздел "Приложения". Откроется список всех программ. В нём можно настроить, а также удалить каждое приложение по отдельности либо в левом нижнем углу в разделе "Приложения, сайты и игры" и выбрать пункт "Выключить".

Так вы отключите доступ к своему аккаунту для всех сторонних сайтов, программ и приложений, некоторые игры на Facebook перестанут запускаться, а их история очистится, также вы больше не сможете проходить аутентификацию через Facebook и социальные плагины, например, кнопки "Поделиться" или "Нравится" перестанут работать на всех сайтах.

Остаётся только шанс, что некоторая информация остаётся на серверах разработчиков приложений. Чтобы удалить остатки, необходимо обратиться с запросом к каждому разработчику лично, но для этого необходимо знать свой идентификатор.



Есть что-то ещё?

Телефонные номера можно найти и удалить на страницах "Управление приглашениями и импортированными контактами" и "Загрузка контактов и управление ими". В настройках мобильного приложения можно отключить по одной все категории информации, к которым вы не хотите давать приложению доступ: это может быть ваша биография, день рождения, члены семьи, религиозные взгляды, находитесь ли вы в сети, посты на вашей странице, ваши увлечения и интересы.

Стоит обезопасить свой профиль от фишинга данных через телефонный номер. Для этого в настройках конфиденциальности в пункте "Кто может вас найти с помощью указанного вами номера телефона?" поставить "Друзья".

Для пользователей персональных компьютеров некоторую информацию отфильтруют установленные блокировщики рекламы: к примеру, AdGuard, AdBlock, Adblock Plus. Для тех, кто пользуется браузером Mozilla Firefox, разработчик выпустил приложение для защиты от слежки "Facebook Container"

Специалисты советуют никогда не использовать социальную сеть для идентификации в различных сервисах, не нажимать кнопку "нравится" на странице какого-то конкретного продукта и не переходить по ссылкам непосредственно из социальной сети, а открывать необходимый сайт только через строку браузера.

Конечно же, самый радикальный способ – это присоединиться к флешмобу #DeleteFacebook, удалив страницу в социальной сети и больше никогда не возвращаться. Кстати, как показали результаты исследования из Австралии, уход из социальной сети вызывает снижение в организме кортизола, который называют гормоном стресса.

Есть ли смысл устанавливать все ограничения или удалять страницу?

В первую очередь стоит решить самому пользователю, насколько важны персональные данные о нём. Страницу можно удалить, но Facebook желающим отдохнуть от соцсети рекомендует не удалять профиль, а просто деактивировать – на случай, если захочется вернуться.

Марк Цукерберг на своей странице в пообещал, что система работы социальной сети будет серьёзно пересмотрена, но когда именно, не знает даже он сам. Это могут быть три, шесть месяцев или даже несколько лет. Над залатыванием дыр в системе безопасности Facebook трудятся около 14 тысяч человек, и штат этих людей вырастет вдвое. Вот несколько основных обещаний, которые дал Цукерберг:

  • Все приложения, имеющие или имевшие доступ к большому количеству личных данных пользователей, будут перепроверены.
  • Все приложения в будущем по умолчанию смогут получать только вашу почту, имя и фотографию.
  • Приложения лишатся доступа к вашим данным, если вы ими не пользовались 3 месяца.
  • Пользователи будут лучше понимать, что о них известно сторонним приложениям, с помощью специального указателя на главной странице Facebook.