Что такое "умный" город?

Представьте: вы достаёте смартфон, открываете специальное приложение и видите, к примеру, где в городе затруднено движение, можете узнать, есть ли на ближайшей велошеринговой стоянке свободные велосипеды или остались ли места на ближайшей платной парковке. Вы можете запросить зелёный сигнал светофора, находясь от него в нескольких километрах, вызвать полицию или скорую и проследить её маршрут, связаться с городской администрацией и проконтролировать процесс решения заявленной проблемы (например, яма на дороге, упавшее дерево или исчезнувший канализационный люк), будучи при этом постоянно подключённым к городскому Wi-Fi.

Дальше – больше: с помощью носимого медицинского гаджета или того же самого приложения город сможет контролировать состояние вашего здоровья, а ещё, возможно, такое приложение можно будет использовать для социального взаимодействия. Будь то онлайн-дейтинг, интернет вещейИнтернет вещей – это новый этап развития интернета, значительно расширяющий возможности сбора, анализа и распределения данных, которые человек может превратить в информацию, знания и, в конечном итоге, в мудрость. В этом смысле интернет вещей приобретает огромное значение. Промышленный интернет вещей (Industrial Internet of Things) – многоуровневая система, включающая в себя датчики и контроллеры, установленные на узлах и агрегатах промышленного объекта, средства передачи собираемых данных и их визуализации, мощные аналитические инструменты интерпретации получаемой информации и многие другие компоненты, совместные поездки или система баллов, от которой станет зависеть ваш статус в обществе (да, да, как в “Чёрном зеркале”).

Контроль за выбросами парниковых газов в атмосферу, участие горожан в программах утилизации мусора, установка солнечных батарей и использование их энергии в самых разных сферах жизни, служба доставки, в которой работают только дроны, – всё это звучит как фантастика. Однако большая половина решений для "умных" городов уже внедрена в крупнейших мировых мегаполисах.



"Умный" город – эффективная интеграция физических, цифровых и человеческих систем в искусственной среде ради устойчивого и благополучного будущего жителей, симбиоз гражданской сознательности и технологических инноваций. Это прежде всего философия, потому что техника сама по себе безлика и безвольна, и только человек принимает решение о том, заботиться ли об окружающей среде, помогать ли согражданам, пытаться ли сделать лучше пространство, которое его окружает.

Зачем нужны "умные" города?

Главная цель "умных" городов внедрение новых технологий во всех сферах человеческой жизни для того, чтобы сделать функционирование городской инфраструктуры более эффективным, а быт горожан комфортным и безопасным. Единая информационная сеть, связывающая всех жителей, поможет вам не потеряться или не потерять кого-то (ребёнка, престарелого родственника, подопечного с ограниченными возможностями), а также всегда быть в курсе изменений городской среды, взаимодействовать с правоохранительной системой, администрацией и другими горожанами.

Онлайн-платформа для удалённого образования сэкономит вам время (в будущем образование перестанет быть чем-то, что нужно только для развития навыков и знаний, которые могут пригодиться в работе), а развитие дорожно-транспортной инфраструктуры и системы управления репутацией помогут это время эффективнее использовать.

"Умные" города станут локомотивами регионального развития, распространения инноваций и повышения качества жизни на всей территории страны, – сказал Нурсултан Назарбаев в заявлении по ежегодному Посланию народу Казахстана. – Современные технологии дают эффективные решения проблем быстрорастущего мегаполиса. Нужно комплексно внедрять управление городской средой на основе концепции "Smart city" и развития компетенций людей, переселяющихся в город. В мире пришли к пониманию, что именно города конкурируют за инвесторов. Они выбирают не страну, а город, в котором комфортно жить и работать”.

Продолжая мысль Президента: "умный" город – это ещё и внутренний и внешний туризм. Кому не захочется побывать в едва ли не живом чуде инженерной мысли, пространстве, которое помогает жителям управлять собой.

Понятие “умный город” появилось в начале нулевых. Оно прежде всего включало в себя технологическое и инфраструктурное развитие. Так появились первые прорывные технологии, крупные центры обработки данных, "умные" датчики и автоматизированные электросети. Но затем акценты сместились. Исследователи поняли, что к любому нововведению необходимо относиться критически, с учётом того, в какой мере люди будут реально им пользоваться. Ведь даже наиболее нетривиальные способы использования систем наблюдения, датчиков и приложений могут не найти отклика у горожан и поэтому не оказывать на их жизнь сколько-нибудь заметного влияния.

Довольно много времени понадобилось урбанистам, чтобы понять: оптимальная модель “умного" города предусматривает не только внедрение технологических решений, но и активное участие горожан в их развитии. Нужно или вовлекать горожан, или контролировать. В последнем случае – добро пожаловать в антиутопию, а "умный" город сегодня – не просто муниципальное образование с хорошо развитой технологической инфраструктурой, но место, где жизнь человека обретает новое качество благодаря умным решениям. Новые способы коммуникации и связи, а также оцифрованные традиционные помогают людям использовать ресурсы и время более рационально и производительно.

Проще говоря, именно люди – главная технология для “умного" города.

В каких странах уже есть "умные" города, как это работает?

В мире более 50 городов, которые можно назвать соответствующими концепции smart city, среди них Барселона, Берлин, Гонконг, Дубай, Лондон, Мельбурн, Мехико, Москва, Нью-Йорк, Париж, Сан-Паулу, Сеул, Сингапур, Токио и Шанхай. Согласно исследованию McKinsey, в среднем 50% жителей этих городов старше 18 лет осведомлены о наличии технологических решений, а около 25% регулярно ими пользуются.

    • Онлайн-центр профориентации;
    • Персонализированное школьное обучение на основе анализа результатов;
    • Системы автоматизации коммерческих зданий;
    • Системы автоматизации общественных зданий;
    • Системы автоматизированного распределения энергии;
    • Динамические тарифы на электроэнергию;
    • "Умное" уличное освещение;
    • Телемедицина в режиме реального времени;
    • Определение мер по оздоровлению населения на основе анализа данных;
    • Инструменты экологического мониторинга;
    • Система мониторинга инфекционных заболеваний;
    • Инструменты контроля за соблюдением медицинских предписаний;
    • Носимые камеры;
    • Системы раннего оповещения о стихийных бедствиях;
    • Система управления действиями в чрезвычайных ситуациях и диспетчерской оптимизации;
    • Распознавание выстрелов из огнестрельного оружия;
    • Прогнозная аналитика в целях обеспечения безопасности;
    • Обновление карты криминогенной обстановки в режиме реального времени;
    • Интеллектуальные средства наблюдения и биометрические платформы;
    • Цифровые решения для организации работы с отходами, включая платёжные механизмы;
    • Мониторинг отходов;
    • Оптимизация сбора бытовых отходов;
    • "Умные" общественные прессы для мусора;
    • Обнаружение и контроль утечек;
    • Дистанционное управление качеством воды;
    • "Умная" ирригация;
    • Беспилотные автомобили;
    • Платный въезд в перегруженные транспортом районы;
    • Динамическая корректировка графика и маршрутов движения автобусов;
    • Интеллектуальные светофоры;
    • Объединение грузов;
    • Прогнозное обслуживание общественного транспорта;
    • "Умные" почтовые ящики;
    • Городские центры консолидации;
    • Роботизированная городская доставка;
    • Приложения для сдачи жилья в аренду;
    • Инструменты гражданской активности;
    • Электронные государственные услуги;
    • Электронная регистратура поликлиник;
    • Системы велопроката;
    • Каршеринг;
    • Онлайн-такси;
    • Приложения для парковки;
    • Присутствие города в социальных сетях;
    • Электронные системы оплаты проезда на общественном транспорте;
    • Интегрированные информационные решения для мультимодальных перевозок;
    • Информация об общественном транспорте в режиме реального времени;
    • Приложения для автомобильной навигации в режиме реального времени;
    • Приложения для заказа еды;
    • Приложения для социального взаимодействия;
    • Носимые устройства для здоровья и спорта;
    • Приложения для отслеживания расхода воды в режиме реального времени (с использованием умных счётчиков);
    • Онлайн-образование;
    • Приложения для совместных поездок;
    • "Умные" термостаты.

Большинство “умных" городов имеют представительства в социальных сетях, активно вовлекаясь в эту несомненно большую и важную часть жизни граждан. Так, только у одного аккаунта Нью-Йорского метрополитена почти миллион подписчиков в Twitter. Казахстан, между тем, практически не отстаёт – у акимата Алматы 191 тысяча фолловеров.

Российские Петербург и Казань, к примеру, можно отнести к городам с "умным" ЖКХ. Северная столица город с налаженной системой автоматизации сетей снабжения водой, теплом и электроэнергией. Кроме того, там реализованы хорошие наработки по управлению транспортом. Надо сказать, что транспортом занимаются не только в российских столицах (признанных, однако, самыми "умными" из городов РФ). Так, в начале сентября 2018 года стало известно о том, что в России появятся дорожные знаки, которые начнут самостоятельно изменять максимально разрешённую скорость движения.

При этом проекты "умного" города, реализуемые в российских городах, не носят комплексного характера и сводятся к модернизации отдельных систем. Для того чтобы оценить размах решений, превращающих обычный город в “умный”, нужно посмотреть на Запад.


Мельбурн

Мельбурн


Мельбурн, Австралия – мегаполис, открывающий мировой рейтинг интеллектуальных городов. Самый высокий уровень жизни и качество образования, оптимальные условия труда и развитая инфраструктура.

Один из социально значимых проектов, в разработке которого принимают участие местные инженеры, – улучшение условий для пешеходов. С помощью особых маячков на сервер через смартфоны передаётся информация о местоположении пешехода. Система ведёт круглосуточный подсчёт количества людей и измеряет плотность толпы, чтобы составить карту активности и регулировать поток людей в особо оживлённых местах.

Даже несмотря на то, что неподалёку от Женевы находится Большой адронный коллайдер, город получил 10 из 10 баллов за переработку отходов, а также за строительство "умных" домов. К 2020 году градоуправление Женевы планирует сократить выбросы диоксида углерода на четверть от текущего объёма.

Американский Сан-Франциско лидирует по скорости интернет-соединения. В Токио огромное количество престижных колледжей и университетов, а также развитая железнодорожная инфраструктура, объединяющая (внимание!) более 100 линий, по которым ездят 14 млрд людей ежегодно.


Токио

Токио

Городская база обмена данными в Копенгагене, помимо основной задачи – доступа к информации, имеет и побочную цель – сделать столицу ещё более экологически чистой. Специальные приложения призывают задуматься о последствиях выброса в атмосферу вредных веществ. Заявки на устранение перебоев с уличным освещением, которые подаются через нью-йоркскую систему NY311, по плану должны исполняться в течение 10 дней, для выбоин на дорогах соответствующий срок составляет 30 дней. В Москве, если мы ненадолго вернёмся в СНГ, 90% проблем, о которых сообщают жители, решается в течение восьми дней.

Первым “умным" городом в истории можно считать испанский курорт Сантандер. В 2011 году в рамках проекта SmartSantander в центральных кварталах этого городка установили 15 тысяч датчиков, обустроили трансляционную сеть и платформу для обработки информации. Датчики сообщали о загрязнённости воздуха, интенсивности движения, свободных местах на парковках, заполнении мусорных контейнеров и так далее. Всего осуществлялось с десяток высокотехнологичных проектов с бюджетом 60 млн евро. Получаемую информацию мэрия использовала для экономии уличного освещения, улучшения сбора отходов и разгрузки дорог.

Говоря про “умные" города, просто невозможно обойти вниманием Сингапур. Так, Билл Хатчинсон, известный эксперт в сфере урбанистики, предложил понятную классификацию "умных" городов: версии 1.0, 2.0 и 3.0 соответственно.

В версии 1.0 нет стратегии, автоматизация затронула отдельные, не связанные между собой компоненты. В версии 2.0 ведётся объединение и взаимосвязь ранее независимых инициатив и максимально большого числа разных источников информации. Версия 3.0 предполагает, что объединение всех компонентов завершено, а вся инфраструктура буквально пропитана интеллектуальными технологиями. Одним из немногих мегаполисов, поднявшихся на такой уровень, и стал Сингапур: весной этого года он возглавил двадцатку лучших "умных" городов, рейтинг которых составили совместными усилиями исследовательская компания Juniper Research и Intel.

Есть ли в Казахстане "умные" города или проекты "умных" городов?

В Алматы обустроены велодорожки и успешно внедрена велошеринговая система. Южная столица в перспективе станет городом прежде всего для пешеходов. Конечно, автомобилисты сейчас с этим не согласны. Но если рассматривать идею отдельно от проблем с исполнением, то можно представить себе, как это преобразит город.

Власти Астаны в 2017 году привлекли частные it-компании в роли инвесторов для реализации проекта “Безопасный город”. На установку 10 000 видеокамер, с помощью которых будут фиксироваться нарушения ПДД на дорогах Астаны, было выделено 8,4 млрд тенге (около 25 млн долларов). Система позволяет сократить количество ДТП и в целом увеличить культуру вождения в столице.

Этим летом сообщалось, что АО “Транстелеком” работает над интеллектуальной аналитической системой камер видеонаблюдения, которые будут распознавать лица прохожих, а в МИК разработали "эталонный" стандарт Smart сity. Документ, который включает в себя принципы взаимодействия регионов с центральными госорганами посредством it-проектов, архитектуру этого взаимодействия, а также методы сбора и обработки данных правительством.

Проект "умные" города даёт результаты не только в столицах. В Павлодарской области наблюдается тенденция роста успеваемости школьников.

Родители получили доступ к онлайн-журналам и дневникам, и за 2017-2018 учебный год успеваемость в регионе выросла с 77 до 80%.

В Шымкенте проект Smart city динамично реализуется по пяти направлениям: образование, здравоохранение, ЖКХ, транспорт и безопасность. В городе для 459 детских садов внедрена автоматизированная система приёма детей, также во всех школах внедрена система электронного журнала и дневника. Кроме того, в Шымкенте внедрена автоматизированная система отбора педагогического состава "T-hunter".

"В результате жалобы сократились на 90%, повысилось качество педагогического состава. Самое главное – устранены коррупционные риски", – отметил аким Шымкента Габидулла Абдрахимов.

Из последних новостей по внедрению "умных" технологических решений: с 15 сентября 2018 года к поликлинике в Казахстане можно прикрепиться онлайн, при том что идти в больницу для этого не нужно.




Резюмируя: Казахстан встраивается в глобальный тренд “умных" городов, и пусть происходит это небыстро, и общественность не всегда поддерживает инициативы (для этого необходима разъяснительная работа, которая тоже неустанно ведётся), но нельзя не отметить, что уже внедрён ряд эффективных инновационных решений, помогающих людям заботиться об окружающей среде и своём здоровье, а также, конечно, экономить время.

"Умные" города – это наше будущее. Прогрессивное, эффективное, понятное. Осознав это, строительству завтрашнего дня может (и должен) помочь каждый сознательный гражданин каждого города на земле.

Читайте Informburo.kz там, где удобно:

Facebook | Instagram | Telegram

Если вы нашли ошибку в тексте, выделите ее мышью и нажмите Ctrl+Enter