Его работы в исторических районах столицы – буквально на каждом шагу. Дворец "Жастар", торговый центр Sine Tempore, гостиница "Абай", концертный зал "Астана", более известный как "Конгресс-холл", а также шестнадцатиэтажное здание Академии государственного управления при Президенте Казахстана на старой площади, мимо которых жители и гости Астаны ходят каждый день – всё это дело рук Василия Тоскина.


Василий Тоскин показывает свои проекты

Василий Тоскин показывает свои проекты / Фото Informburo.kz

Главному архитектору Целинограда и Целиноградской области сейчас 70 лет, однако он по-прежнему бодр и активно участвует в проектировании зданий в Казахстане, правда, теперь уже всё больше руками своих учеников. Преподавательская деятельность не мешает и ему самому то и дело браться за чертежи. Сегодня это в основном заказы частного характера. В эксклюзивном интервью Informburo.kz Василий Тоскин рассказал о том как создавался город, который стал столицей, и каким бы он был, если бы этого не произошло.


Площадь Целинограда

Площадь Целинограда / Фото из архива В.Ф. Тоскина


Площадь Астаны (исторический центр города)

Площадь Астаны (исторический центр города) / Фото Informburo.kz

- С чего всё началось? Каким был ваш, так сказать, первый штрих на генплане Целинограда? Что это был за проект?

- Моя работа в Целинограде началась в 1971 году с проекта Дворца "Жастар", тогда он назывался Дворцом молодёжи. Основное строительство этого объекта пришлось на 1972 год. Здание это, конечно, уникальное и по сей день: зрительный зал в нём рассчитан на полторы тысячи мест, плюс есть ещё 900 мест на спортивной арене. Зал и арена разделены подъёмным занавесом. При необходимости его можно убрать. То есть эта площадка настолько многофункциональная, что на ней можно проводить любые мероприятия: от обыкновенного концерта до оперного спектакля.

Дворец "Жастар" стоит на восьми колоннах, здание как бы висит на них. Такая технология была использована из-за того, что геология под ним довольно сложная. Этот проект даже в итоге был удостоен Государственной премии СССР.

Параллельно я начал рисовать схему центра города, ведь специализация у меня – "Объёмная архитектура и градостроительство".


Здание "Двороца молодёжи" (1976 г.)

Здание Дворца молодёжи (1976 г.) / Фото из архива В.Ф. Тоскина


Здание "Дворца Жастар" (2017 г.)

Здание Дворца "Жастар" (2017 г.) / Фото Informburo.kz

- В одном из интервью вы сказали: "Столичная площадь идеальна по меркам человеческого масштаба". Что это значит? Дело только лишь в размере? Какова роль архитектуры в том, чтобы площадь была идеальной?

- Всё подчинено "человеческому масштабу". Вся классическая архитектура на этом построена – она должна быть соразмерна человеку. В доцелинные годы проектированием города занимался архитектор Дятлов, именно он заложил такие пропорции, и за это мы должны быть ему благодарны. Наша площадь в этом плане аналогична площади Флоренции и Красной площади в Москве. Вообще генплан Целинограда есть во всех учебниках по архитектуре.

Архитектура тоже имеет очень большое значение. Вот есть 16-этажка (здание Академиии государственной службы при Президенте РК. – Авт.) – это самый высокий объект на площади, ниже его бывший Дом советов, ныне акимат, потом ещё ниже – гостиница "Есиль" напротив. Из всего этого складывается определённая композиция.


Василий Тоскин показывает схематическое изображение старой площади Астаны

Василий Тоскин показывает схематическое изображение старой площади Астаны / Фото Informburo.kz

- Вы также говорили, что городская площадь – это "конденсатор", собирающий людей. По-прежнему так или что-то изменилось? Что привлекает людей на старой площади города сегодня?

- Мне жаль ту площадь. Жаль, что больше нет музыкальных фонтанов, которые были на ней. Эта площадь была не для парадов, а для людей. Она действительно служила определённым конденсатором, который собирал горожан. В жаркие дни людей привлекала прохлада от фонтанов – знаете, такое место притяжения. Сейчас конденсатора на площади пока нет. Кто-то решил, что там нужно проводить ярмарки. Да и вообще, функция города полностью поменялась, функция исторического центра, но, думаю, пройдёт какое-то время, и что-то такое появится на старой площади, что снова будет привлекать туда людей.


Фонтаны на площади им. Ленина (г. Целиноград)

Фонтаны на площади им. Ленина (г. Целиноград) / Фото из архива В.Ф. Тоскина


Ночной Целиноград. (Площадь им. Ленина)

Ночной Целиноград (Площадь им. Ленина) / Фото из архива В.Ф. Тоскина

- Не так давно стало известно о том, что под снос пойдёт здание бывшего Центрального универмага (ТЦ Sine Tempore). Эта новость стала поводом для дискуссий в социальных сетях. Некоторые комментаторы идею сноса поддержали, отмечая, что здание ЦУМа не шедевр архитектуры. И всё-таки, по-вашему, есть ли какая-то ценность этого объекта или это обычное строение, характерное для провинциального города советской эпохи?

- Здание ЦУМа проектировал мой друг Серик Исаевич Рустамбеков. Проект был великолепный, и он мог стать венцом (архитектурной мысли. – Авт.), но тогда не было таких возможностей, как сегодня, и в итоге пришлось поменять многие вещи. После переноса столицы здание ещё претерпело изменения. Понимаете, дело-то не в том, шедевр или не шедевр. Есть знаковые объекты, и эта знаковость куда важнее. Мне жалко, например, что снесли Дом обрядов, который, кстати, был назван лучшим национальным объектом. А сколько людей через него прошло, и для скольких он память? Память – вот что важно!


Здание "Дома обрядов" (ЗАГС Зеленограда)

Здание Дома обрядов (ЗАГС Целинограда) / Фото из архива В.Ф. Тоскина

- Вы как-то пытались отстоять Дом обрядов?

- Под трактор я не кидался. Что я ещё могу сказать? Я не буду это комментировать, скажу лишь, что каждый мой объект – это мой ребёнок. Есть всякие дипломатические, политические, экономические обстоятельства... Этот объект можно было сохранить. Надо хотя бы было сохранить витражи. Дом обрядов мне, конечно, жалко.


Витражи Дома обрядов

Витражи Дома обрядов / Фото из архива В.Ф. Тоскина

- Вернёмся к ЦУМу. Согласны ли вы с мнением, что сегодня здание ЦУМа не отвечает требованиям современной столицы Казахстана?

- Пришло время, когда с этим объектом что-то нужно делать. Он же в первую очередь должен удовлетворять собственника. При этом есть конкуренты – такие как "Хан Шатыр".


Слева Дворец Целинников (КЗ "Астана"), слева здание ЦУМа (Sine Tempore)

Слева Дворец целинников (Концертный зал "Астана"), справа здание ЦУМа (Sine Tempore) / Фото из архива В.Ф. Тоскина


Здание концертного зала "Астана" (бывш. "Конгресс-холл" и "Дворец целинников"

Здание концертного зала "Астана" (бывший "Конгресс-холл" и Дворец целинников / Фото Informburo.kz

- Какой выход из сложившейся ситуации вы видите?

- В этот проект заложена традиция торговли – думаю, её и нужно придерживаться дальше, но с учётом современных технологий. Очень важно продумать инфраструктуру, ведь кто захочет туда ехать, если негде припарковаться поблизости? Ну и самое главное – это хорошая коммерческая программа, надо же чем-то людей привлекать, не только тряпками, которые там продаются. Нужна фишка.

- Что вы имеете в виду? ЦУМ должен стать местом, где модно сфотографироваться и выложить снимок в социальные сети?

- Конечно! Но меня беспокоит другая сторона вопроса: всякое новое здание нужно вписать в структуру. Всяким новым зданием можно как улучшить, так и угробить пространство. Я не видел тех архитекторов, которые проектируют сейчас новый объект вместо ЦУМа. Понимаете, уходит традиция преемственности. Вот есть исторический центр, площадь, – я его проектировал. До меня его проектировали другие. Я с ними согласовывал, я с ними советовался и развивал их идеи. Сейчас ребята проектируют объект сами – они сами умные. Меня лишь волнует: угадают – не угадают. Проект должен не изломать структуру.


Здание ТЦ Sine Tempore (бывший ЦУМ)

Здание ТЦ Sine Tempore (бывший ЦУМ) / Фото Informburo.kz


Здание ТЦ Sine Tempore (бывший ЦУМ)

Здание ТЦ Sine Tempore (бывший ЦУМ) / Фото Informburo.k

- Вы проектировали многие здания в Целинограде 80-х годов. Когда город стал Астаной, их начали модернизировать. Новый облик получили 16-этажное здание Академии государственного управления при президенте РК на площади, Дворец школьников, Дворец молодёжи и т.д. Как вы оцениваете всё это осовременивание зданий, по которым Целиноград помнили его жители?

- Невежество! Абсолютное невежество! Говорю это исходя из того, что вижу. К примеру, мой объект, гостиница "Турист" ("Абай". - Авт.), который три года подряд признавался лучшим объектом из трёхсот гостиниц в СССР. А что с ним сделали? Где ресторанный комплекс? Нет его! Невежество и абсолютная безграмотность! Извините за эмоциональность. У нас же как – все знатоки в архитектуре и медицине. Все знают, как лечить и как строить, кроме самих архитекторов и медиков, у которых всегда есть вопросы. Да, я могу судиться, отстаивая мои проекты, годами, веками, но для этого нужны большие деньги.


Здание гостиницы "Турист" (г. Целиноград)

Здание гостиницы "Турист" (г. Целиноград) / Фото из архива В.Ф. Тоскина


Здание гостиницы "Абай" (быв. гостиница "Турист")

Здание гостиницы "Абай" (быв. гостиница "Турист") / Фото Informburo.kz

- А какой объект, на ваш взгляд, испортили больше всего?

- Гостиницу "Турист" изуродовали, и ещё мне за мой проспект Целинников бывший, ныне проспект Республики, стыдно. Из него "налипуху" сделали. Вот вы приведёте туристов туда и скажете: это улица целинного периода. Кто поверит? Она была нормальная, её нужно было только покрасить и больше ничего. В Германии, к примеру, так и сделали, а у нас эти рюши навешали. При этом облицовку сделали только на фасадах, со стороны дороги, а дворы остались. Вот во дворы и будем водить туристов, чтобы показать архитектуру целинного периода.


Проспект Целинников

Проспект Целинников / Фото из архива В.Ф. Тоскина


Проспект "Республики" (Астана 2017 г.)

Проспект Республики (2017 г.) / Фото Informburo.kz


Дом на проспекте "Республики" со стороны двора (Астана 2017 г.)

Дом на проспекте Республики со стороны двора (2017 г.) / Фото Informburo.kz

- Расскажите, каким был бы город, если бы не стал столицей? Я имею в виду, есть ли какие-то проекты, которые планировались, но до их реализации дело не дошло, так как статус и задачи города кардинально поменялись.

- Каким был бы город? Я думаю, хорошим. Он уже был хорошим, масштабным. Конечно, не такой активный, не такой могучий – у столицы совсем другой масштаб. У него была структура, было настроение, у этого города было лицо.


Макет проекта набережной Целинограда

Макет проекта набережной Целинограда / Фото из архива В.Ф. Тоскина


Макет аэропорта, кторый планировалось построить в Целинограде

Макет аэропорта, кторый планировалось построить в Целинограде / Фото из архива В.Ф. Тоскина

Не реализовалась набережная, именно в том виде, в котором она планировалась изначально. На берегу Есиля должны были быть построены террасные дома переменной этажности, самый верхний из которых – девятый этаж. Не реализовалось здание аэропорта. И сама площадь не реализовалась, правда, справедливости ради надо сказать, что площадь проектировалась уже не под Целиноград или Акмолу, а под Астану. Мы хотели понизить уровень площади перед "Конгресс-холлом" (Концертный зал "Астана". – Авт.). Появились бы своего рода ступеньки, чтобы спуститься на площадь, а сама площадь в то же время стала бы ареной. Но тогда на это не хватало ни средств, ни сил.


Проект реставрации центральной площади (1996 г.)

Проект реставрации центральной площади Астаны (1996 г.) / Из архива В.Ф. Тоскина

- Как вы оцениваете архитектурные решения в новой левобережной части Астаны?

- Хорошо оцениваю. Тут, видите, в чём дело: какие-то конкретные здания могут кому-то нравиться, кому-то не нравиться, но главное, что основа заложена правильно. Я считаю градостроительное решение удачным: есть Водно-Зелёный бульвар как ось, и всё, что строится, как бы крепится на этой оси.


Водно-зелёный бульвар

Водно-Зелёный бульвар / Фото Informburo.kz

- В чём, по-вашему, проблема загруженности улиц в Астане: слишком стремительный рост количества автомобилей или всё же непродуманное проектирование улиц?

- Есть, конечно, некоторые вопросы и к проектированию, но в первую очередь это наше невежество. Дорога, коммуникации требуют дисциплины – у нас её нет. Я объясню просто: когда планируют детей, люди думают; а когда покупают машины и сажают в них всех своих членов семьи и все одновременно выезжают, никто об этом не думает. Невозможно сделать такие дороги, чтобы всё население города село одновременно на машины и поехало. Нужно отрегулировать движение. Нужно вводить платные парковки. За то, что ты въехал в город, ты должен платить. В Берлине платят, в Вене, Риге, в Вильнюсе, везде, во всей Европе, почему у нас не платят? Сколько человек в доме, столько и одновременно выезжают. И не потому, что плохо работает общественный транспорт.


Автомобильная пробка на пр. "Республики" (Астана 2017 г.)

Автомобильная пробка на пр. Республики (Астана, 2017 г.) / Фото Informburo.kz

- И расширять улицы не надо?

- Не надо! Пример тому Москва: там, наоборот, в последнее время сужают проезжую часть в пользу пешеходных дорожек. Вопрос решается ужесточением дисциплины.


Василий Тоскин занимается со студентами

Василий Тоскин занимается со студентами / Фото Informburo.kz

Справка Informburo.kz

Тоскин Василий Филиппович родился 2 июля 1946 года в селе Воробьёвка Акмолинской области. В 1965-1970 годах обучался на архитектурном факультете Новосибирского инженерно-строительного института. После окончания, в 1970-1971 годах работал в институте ВНИПИ Нефть-Омск, Москва. С 1971 года живет в городе Астана (Целиноград, Акмола).

С 1971 по 1984 год работал руководителем группы, начальником отдела, главным архитектором ГПИ "Целингорсельпроект". С апреля 1984 года – главный архитектор города Целинограда. С 1985 по 2000 год – главный архитектор Целиноградской области.


Василий Тоскин

Василий Тоскин / Фото Informburo.kz

С 2001 по 2003 год – заместитель главного архитектора города Астана. С 1984 по 1987 – годы член правления Союза архитекторов Казахстана. С 1987 по 1991 год – член правления Союза архитекторов СССР. С 1995 по 2000 год – член государственной комиссии РК по передислокации столицы в город Акмола (Астана). С 2004 по 2010 год – советник председателя Комитета по делам строительства и архитектуры. Профессор Акмолинского аграрного университета им. Сейфуллина (28.09.2000 г.).


Здание Дворца школьников (проект В.Ф. Тоскина, бывш. здание Дворца пионеров.)

Здание Дворца школьников (проект В.Ф. Тоскина, бывшее здание Дворца пионеров) / Фото Informburo.kz

Заслуженный архитектор Казахстана (31.12.1982 г.). Почётный архитектор Казахстана (08.08.2004 г.). Награждён медалями: "Астана" (17.08.1998 г.), "20 лет Республики Казахстан" (10.10.2011 г.).

Если вы нашли ошибку в тексте, выделите ее мышью и нажмите Ctrl+Enter