Как кризис на белорусско-польской границе повлияет на ЕАЭС и Казахстан

Фото Sputnik.by
Фото Sputnik.by

С 8 ноября тысячи беженцев пытаются попасть из Беларуси в Польшу. Минск и Варшава обвиняют в скоплении мигрантов друг друга.

Казахстанский политолог Замир Каражанов ответил на вопросы Informburo.kz о том, почему и как беженцы оказались на белорусско-польской границе. Также эксперт объяснил, чем чреват нынешний кризис для Евразийского экономического союза, в который входит и Казахстан.

– Откуда на границе Беларуси и Польши появились мигранты и чего они хотят?

– Они приехали в Беларусь из других стран. В сентябре президент РБ Александр Лукашенко подписал указ, пересматривающий безвизовый режим. Этот документ  вступил в силу месяц спустя, то есть в октябре. Он упростил порядок въезда в страну иностранных граждан из ряда государств, среди них Ирак, Египет, Пакистан, которые отличаются высоким потенциалом в области миграции. Естественно, это способствовало притоку мигрантов. Тем более что Беларусь расположена у границ Евросоюза, куда стремятся попасть мигранты. Согласно указу, наряду с аэропортом Минска иностранцев без виз могли принять ещё ряд воздушных гаваней страны, что усилило приток мигрантов в страну.

Но есть и нюансы. Во-первых, пребывание иностранцев в Белоруссии ограничивается 30 днями, во-вторых, они должны иметь на руках визу Евросоюза. Проще говоря, Белоруссия рассматривала себя в качестве транзитной территории. Однако виза ЕС вызывает сомнения.

В Европе считают, что это нелегальные мигранты, у которых не было виз Евросоюза. В Минске настаивают, что эти люди направлялись в Европу легально.

Одновременно с этим Беларусь приостановила соглашение "между Республикой Беларусь и Европейским союзом о реадмиссии лиц, пребывающих без разрешения". Согласно этому документу, нелегальные мигранты, прибывшие в ЕС через Минск, должны были выдворяться из союза тем же путём, то есть через Беларусь. Теперь же, приостановив соглашение, Минск снимает с себя ответственность перед Евросоюзом за мигрантов.

– Из СМИ трудно понять, что там на самом деле происходит: сообщения из Варшавы и из Минска поступают абсолютно разные. Есть ли в этой ситуации объективные источники информации?

– В такой ситуации ни у кого нет объективных источников и информации. Чтобы они были, у сторон должна быть возможность проверить и представить наличие евровиз или их отсутствие у иностранных граждан. Сделать это могут только власти Беларуси. Пока же, в отсутствие доказательств, претензии ЕС строятся на утверждении еврочиновников.

– Как, по вашему мнению, будут развиваться события? Может ли дойти до вооружённого противостояния?

– Вероятность вооружённого конфликта на границе маловероятна, но напряжённая ситуация сохранится. Атмосфера не исключает провокаций, много людей, много взаимных упрёков, военных и так далее. Но доводить ситуацию до крайности никто не будет.


Читайте также:


Куда более сложная обстановка складывается вокруг самих мигрантов. По закону в течение 30 дней они должны покинуть страну. Во-первых, нелегальные мигранты редко самостоятельно покидают страну пребывания, во-вторых, депортация – дорогое удовольствие для любого государства. Возможно, потребуется многостороннее участие, в том числе международных организаций, чтобы решить судьбу этих людей. Проблема сложная, прежде всего для самой Беларуси.

В мировой практике проблему мигрантов решает та страна, на чьей территории они оказались. Кстати, именно по этой причине власти Польши и Литвы стали строить стену на границе. Чем меньше мигрантов просочится к ним, тем меньше у них будет проблем с ними.

– Какова позиция ООН по поводу этого кризиса?

– Для ООН миграционная проблема носит чувствительный характер. Организация по роду своей деятельности не вмешивается в политику, поэтому не будет разбираться, кто прав, а кто виноват. Главное для ООН – избежать гуманитарной катастрофы. Организация будет призывать вовлечённые в кризис стороны решать проблему, а не затягивать её. Во-первых, надо останавливать приток иностранных граждан в Беларусь, во-вторых, решать вопрос тех, кто уже находится на территории этого государства.

– Как ситуация отразится на ЕАЭС, в который входят Беларусь и Казахстан?

– Мигранты, которые прибыли в Беларусь стремятся попасть в Евросоюз, а не в страны ЕАЭС. Но исключать их проникновение в Россию не стоит. Границу между странами никто не ограждал колючей проволокой и при желании её не сложно пересечь. Тем более, что никто не скажет достоверно, с какой целью они покинули свою родину. По умолчанию, они направлялись в Евросоюз. Но среди мигрантов могут быть и те, кто скрывается от закона. Что касается их свободного перемещения в ЕАЭС, то они свободно прибыли только в Беларусь. Упрощённый порядок перемещения внутри ЕАЭС действует только для граждан союза. Перспектива так же легально и просто пересечь границу с каким-либо государством ЕАЭС у этих людей невысокая.

Другое дело, что миграционный кризис подорвёт доверие между Минском и его европейскими соседями. Пусть не сразу, но

это обстоятельство скажется как на Беларуси, так и на ЕАЭС в целом.

Прежде всего, это положение дел на белорусской границе – логистика и перевозки, транзит грузов в Европу и обратно. Не стоит забывать, что для ЕАЭС Евросоюз остаётся крупным торговым партнёром, на него приходится свыше 40% экспорта. 

Поэтому проблема общей границы ЕАЭС и ЕС, каковой является белорусская граница, носит актуальный характер для других государств Евразийского экономического союза. Дополнительные меры контроля не пойдут на пользу торговле.


Читайте также:


 

Новости партнёров