Прямой эфир Новости спорта

"Персонал должен владеть казахским и английским языками". Хостел с нуля

Иллюстрация Дины Ли специально для Informburo.kz
Иллюстрация Дины Ли специально для Informburo.kz
Informburo.kz рассказывает, как открыть хостел и каких ошибок следует избегать.

Хостелы – это по сути мини-гостиницы экономкласса, зачастую размещённые в квартирах. Здесь гостям предлагают стандартный пакет: спальное место, интернет, возможность воспользоваться кухней и прачечной.

Хостелы популярны у молодых и мобильных бэкпэкеров (рюкзачники), лёгких на подъём туристов, велосипедистов-кругосветников и спортсменов.

Рентабельность хостелов по доходности сопоставима со сдачей жилья в аренду или с общежитием. Informburo.kz выяснил, что потребуется для его открытия в Казахстане.

№1. Что такое хостел?

Хостел – это экономичный способ временно разместиться в чужом городе. Хорошее решение для малобюджетного туризма. Предоставляются номера/комнаты различной вместимости и санузлы, а также помещения (зоны, места) для общения гостей. Такое определение хостела обозначено в Национальном стандарте РК "Общие требования к хостелам".

Если начинающий хостельер хочет узнать всё о требованиях по этому виду бизнеса, он должен прочесть этот документ. Открыть хостел может как юридическое или физическое лицо, так и индивидуальный предприниматель. Он должен соблюдать при этом санитарно-гигиенические и противоэпидемиологические правила и нормы, требования охраны окружающей среды и пожарной безопасности.

№2. Что должно быть в современном хостеле?

Для удобства гостей должны быть:

  • точка Wi-Fi с хорошим покрытием и скоростью;
  • удобная мебель: кровати, диваны;
  • необходимые бытовые приборы: утюг, фен, стиральная машина;
  • кухня с оборудованием и утварью: чайник, кастрюли, чашки, плита.

Также вы можете организовать столовую или буфет. Кроме того, можно создать игровую зону: поставить несколько телевизоров с приставками, закупить настольные игры, сделать уголок с книгами и картами города.

Читайте также: Основные проблемы туристов в Казахстане назвал владелец хостела в Алматы

№3. Какие виды хостелов бывают?

По допустимому количеству гостей хостелы подразделяют на:

  • мини-хостелы (до 25 проживающих);
  • малые хостелы (от 25 до 50 проживающих);
  • большие хостелы (свыше 50 проживающих).

Большие хостелы могут позволить себе принимать гостей группами. Доход прямо зависит от количества гостей, а также от предоставления дополнительных услуг – это завтрак, экскурсия, стирка, глажка, трансфер.

№4. Какие основные требования предъявляют к хостелам?

Хостелы должны отвечать следующим требованиям:

  • oднa туалетная кабинка и oдин душ рассчитываются на количество до 15 постояльцев (то есть на 46 человек, например, потребуются ужe 4 туалета и 4 душeвыx или 4 совмещённых санузла);
  • санузел должен находиться вне комнат проживания;
  • выcoта потолка должна составлять не менеe 2,5 метра;
  • под oднo спальное место отводится площадь от 4 квадратных метров;
  • обязательны питьeвая вода, чайник и место для общения гостей.

Можно отказаться от места для приёма пищи, если в шаговой доступности есть кафе и столовые. Подробно всё прописано в Едином госфонде нормативных технических документов. Ознакомиться с ними можно здесь.

№5. Где можно открывать хостелы?

Хостелы нужны там, где есть популярные у туристов достопримечательности: природные, рукотворные, исторические и современные. Хостел можно открыть:

  • в собственном здании/помещении;
  • в арендованном.
Желательно, чтобы это было там, где есть развитая инфраструктура, либо рядом есть интересные для гостей объекты. Ещё вариант – сделать это рядом с аэропортом. Важно знать: в НПП "Атамекен" советуют выбирать площади в нежилых зданиях, так как сейчас Правительство рассматривает проект изменений и дополнений в Закон "О ЖКХ", которые запрещают организацию хостела в жилых многоквартирных домах.

Читайте также: Турист в Казахстане должен стать "священной коровой", заявили в Минкультуры

№6. Предостережения от действующего хостельера

Владелица хостела в Алматы Кымбат Адильханкызы говорит, что работать надо в режиме "24/7". Опасностей в этом деле, по её словам, много. Предостерегаться стоит:

  • мошенников и воров, которые намеренно подселяются к гостям, чтобы красть их вещи;

  • аферистов, которые заселяются, но не оплачивают проживание;

  • злоупотребляющих алкоголем клиентов и наркоманов, которые мешают другим постояльцам;

  • недобросовестных сотрудников, которые могут украсть имущество хостела или клиентов.

В хостеле должны быть видеокамеры и сигнализация, говорит Кымбат Адильханкызы. В помещениях надо развесить объявления "Ведётся видеонаблюдение".

Телефоны, планшеты или удостоверения личности предлагают некоторые гости вместо оплаты как залог, добавила наша собеседница, но уверяют, что позже принесут деньги. Денег не будет. Кымбат Адильханкызы рекомендует побеседовать с потенциальным клиентом, угостить его чаем со сладостями. После этого опытный хостельер точно определит, насколько адекватен находящийся перед ним человек. Если будут сомнения, лучше отказаться от заселения.

№7. Как завоевать доверие клиентов?

Гости в чужом городе выбирают хостелы по локации.

"Люди обращают внимание на отзывчивость персонала, поэтому стоит потратить пару минут, чтобы помочь гостю выстроить маршрут до нужного места, организовать питание, а вечером устроить для всех тематические посиделки. За дополнительную плату можно организовать трансфер, экскурсию. Если вы будете немного внимательнее к желаниями своих гостей, поверьте, они не раз ещё у вас остановятся и посоветуют ваш хостел друзьям и знакомым", – делится советами Кымбат Адильханкызы.

Персонал у нацеленного на успех хостельера должен владеть казахским и английским языками. В Казахстане хостелами часто пользуются командированные жители разных регионов, которым удобно говорить именно на казахском. А почти каждый иностранец, независимо от того, из какой страны он прибыл, говорит по-английски.

Очень важно! Чтобы хостел не пустовал даже зимой (падение спроса), можно заключить договоры:

  • с туристическими агентствами, они могут порекомендовать ваш хостел своим гостям;

  • с компаниями, которые постоянно проводят семинары, тренинги – как партнёры они могут размещать своих гостей у вас;

  • со спортивными комплексами, часто проводящими спортивные состязания (чемпионаты, соревнования), в которых участвуют много людей. К примеру, детей без сопровождения родителей берут далеко не все отели и гостиницы – для хостела это отличная возможность.

Следуя этим рекомендациям, можно распланировать заполняемость хостела по каждому месяцу в году.

№8. Сколько денег надо для старта и как привлечь клиентов?

Будущий успешный хостельер учтёт массу факторов – это аренда (если нет своей коммерческой недвижимости), площадь помещения, стоимость оборудования, кроватей, матрацев, число работников, расходы на рекламу. 10 млн тенге как минимум надо иметь тому, кто решился завести свой хостел. Так говорит начальник отдела сопровождения проектов Палаты предпринимателей в Алматы Маруп Аширов.

Путешественники находят и бронируют место для проживания через специальные сервисы, такие как Tripadviser.ru, Booking.com, Ostrovok.ru, Ru.hotels.com, Trivago.ru, Olx.kz, 2gis.kz и другие. Можно создать свой сайт и продвигать его. Но помните, что реклама должна соответствовать действительности – не нужно ставить красивые фото из других хостелов и отелей. Держите комнаты в чистоте, делайте генеральную уборку, ежедневно чистите кухню и душевую. Можно привлечь клининговую компанию.

№9. Какими госпрограммами могут воспользоваться желающие открыть хостел?

Если у вас нет стартового капитала, можно взять кредит в банке либо воспользоваться одной из программ фонда развития предпринимательства "Даму". Есть три вида помощи:

  • Субсидирование. Это возмещение части процентной ставки по кредитам. Размер составляет до 50% от ставки вознаграждения. Срок по кредитам, направленным на инвестиции, равен 5 годам.
  • Гарантирование до 50% от суммы кредита для действующих предпринимателей и до 85% для начинающих.
  • Гранты. Безвозмездно предоставляется до 3 млн тенге для реализации новых бизнес-идей, но только в приоритетных секторах экономики.
Кроме того, специалисты фонда "Даму" помогут составить бизнес-план для хостела. Эта бесплатная услуга. Обратиться за ней можно и в НПП "Атамекен", плюс здесь оказывают консультативную помощь и обучают начинающих предпринимателей.

Читайте также: Почему резко вырос поток туристов из России, рассказал владелец хостела в Алматы

№10. Как скоро окупятся вложения и что делать, если проект провалился?

Всё зависит от масштабов: средний срок окупаемости проекта, по словам Марупа Аширова, составляет 1,5 года. Многое зависит от фактора сезонности: если летом загрузка хостела достигает 70%, то зимой может опуститься до 20%. В период затишья стоит снизить цены до минимума, но потом снова поднять в пик сезона.

Если не удалось поставить проект на ноги, Аширов предлагает реконструировать хостел в общежитие. Сейчас в Законе РК "Об образовании" есть новое понятие – "государственный заказ на обеспечение местами в общежитиях". Надо просто договориться с руководством какого-нибудь учебного заведения и заключить с ним контракт. Ежегодное возмещение затрат составит 47МРП за одно койко-место.

№11. Каковы самые главные ошибки предпринимателей при открытии хостела?

Возможные риски надо продумать заранее. Вот самые распространённые ошибки:

  • отсутствие бизнес-плана (нужен жёсткий финансовый контроль);
  • неправильный выбор места (необходимо выбрать район, благополучный по безопасности, близкий к достопримечательностям или хорошей транспортной развязке);
  • выбор помещения неподходящего стандарта СТ РК 2847-2016 (это касается планировки, возможности размещения санузлов, наличия необходимой инфраструктуры и коммуникаций);
  • наём малоопытных или неопытных сотрудников (необходимо нанять готовых специалистов или обучить персонал, чтобы избежать возможных неприятностей с клиентами);
  • игнорирование сезонного изменения спроса (чтобы дело не пострадало, нужно заранее продумать рекламные акции на случай застоя и иметь свободную сумму – для оплаты труда персонала в период падения спроса).

Рисков не надо бояться. Важно понимать, что без них не обходится ни один бизнес. Если всё продумать загодя, кризисные моменты и спады можно будет легко пережить.

№12. Какие документы должен оформить будущий хостельер?

Для ведения бизнеса такого вида необходимы:

  • свидетельство о регистрации предприятия;
  • заключение пожарной инспекции;
  • заключение СЭС;
  • договор об аренде помещения либо правоустанавливающие документы на недвижимость;
  • договор с компанией, которая занимается вывозом мусора;
  • регистрационное свидетельство налогоплательщика.

Работать можно по ИП, если речь идёт только об одном хостеле. А если захочется создать сеть, понадобится юрлицо.

№13. Какие налоги платит хостел?

При регистрации ИП необходимо выбрать один из трёх режимов:

  • по упрощённой декларации – 2% от оборота;
  • по общеустановленному порядку – 10% от прибыли;
  • по патенту – 2% от дохода (нельзя нанимать работников).

При регистрации ТОО есть два варианта исчисления налогов: упрощёнка (3%) и общеустановленный режим (КПН – 20%).

Также работодатели должны перечислять налоги по заработной плате:
1. Из зарплаты работника:

  • ОПВ (обязательные пенсионные взносы) – 10%;
  • ИПН (индивидуальный подоходный налог) – 10%.

2. За счёт собственных средств:

Иногда некоторые значения могут изменяться, в зависимости от разных факторов – индивидуально для каждого случая.

Благодарим за помощь в подготовке материала национальную палату предпринимателей "Атамекен", фонд развития предпринимательства "Даму", а также Кымбат Адильханкызы.

Поделиться:

Новости партнеров